Татьяна Бакина
Исследовательский проект «Удивительный мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «Удивительный мир растений».
Тип проекта : исследовательский, краткосрочный, групповой.
Цель проекта : создание условий для всестороннего развития младшего дошкольника, его экологическое воспитание через знакомство с жизнью растений.
Задачи проекта :
1. Закрепить знания детей о растениях : комнатных и цветущих травянистых;
Публикация «Исследовательский проект „Удивительный мир растений“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
2. Учить замечать красоту окружающих растений, дать представление о клумбе, о растениях, которые человек высаживает для красоты;
3. Воспитывать доброе отношение, отзывчивость, любовь ко всему живому, в том числе и к растениям. Учить детей оказывать посильную помощь в уходе за растениями;
4. Развивать интерес к природе, знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев).
Перечень основных мероприятий реализации проекта :
1. Чтение стихов, потешек, песен, загадок о растениях.
2. Тематическое занятие: «Цветы на окошке, цветы за окошком».
3. Оформление фотовыставки «Цветы: комнатные, полевые, садовые…»
4. Высаживание ….
5. Лепка «Красивый цветочек».
6. Аппликация «Цветущая клумба» (коллективная работа).
7. Консультация для родителей «Нужны ли растения в доме».
Актуальность темы:
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в младшую группу. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой. Следует помнить, что в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, сосредотачиваться на чём-то одном в течение продолжительного времени – им необходимы постоянная смена событий, частая смена впечатлений. Взрослый должен понимать, что слова – это абстракция и за ними обязательно должны стоять зрительный образ предмета и действия с ними – только в этом случае маленькие дети начинают реагировать на речь воспитателя.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной со взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями детей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Проблема: Необходимость развивать интерес детей к объектам растительного мира, учить быть любознательными и наблюдательными. Прививать любовь и уважительное отношение ко всему живому.
Механизм реализации проекта.
1. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
2. Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта;
3. Поиск различных средств достижения целей.
4. Чтение стихов, потешек, песен, загадок о растениях.
5. Тематическое занятие: «Цветы на окошке, цветы за окошком».
6. Высаживание…
7. Лепка «Красивый цветочек»
8. Аппликация «Цветущая клумба» (коллективная работа).
9. Консультация для родителей «Нужны ли растения в доме».
10. Оформление фотовыставки «Цветы: комнатные, полевые, садовые…»
11. Анализ и классификация собранного материала;
Ожидаемые результаты:
1. Расширять кругозор детей о растениях комнатных, полевых, садовых.
2. Обогащение и активизация словарного запаса детей.
3. Совместная деятельность детей, педагогов, сближает в достижении общей цели.
Тип развития:
Речевое развитие Чтение стихов, потешек, загадок о растениях
Чтение рассказов:
- Н. Павлова. «Жёлтый, белый и лиловый».
- М. Пришвин «Золотой луг».
Социальное развитие Беседы:
«Какие растения у нас есть на участке», «Какие лечебные травы существуют», «Есть ли польза от растений».
Тематическое занятие: «Цветы на окошке, цветы за окошком».
Познавательное развитие Высаживание….
Фотовыставка «Цветы: комнатные, полевые, садовые…»
Физическое развитие Подвижные и пальчиковые игры
Художественное развитие - Лепка «Красивый цветочек»
- Аппликация «Цветущая клумба» (коллективная работа).
- Рисование ладошками «Цветики-цветочки».
Понедельник:
Комплекс утренней гимнастики «Весёлый огород»
Наш весёлый огород в гости всех друзей зовёт!
(Дети встают по комнате в произвольном порядке.)
Вводная часть
В огород мы пойдём, урожай соберём!
(Ходьба в колонне за взрослым, 8 сек.)
Эй, лошадка, гоп-гоп, отвези нас в огород.
(Бег в колонне за взрослым, 7 сек. Прямой галоп,7 сек.)
Эй, лошадка, тише, тише. Огород всё ближе, ближе.
(Ходьба с высоким подниманием,8 сек. Обычная ходьба, 8 сек.)
Вот уже и огород! Сколько в нём всего растёт!
(Перестроение в круг.)
Общеразвивающие упражнения
У капусты кочаны – вот такой величины!
(И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, соединить пальцы, образовав кольцо, - И. П. Выполнить 4 раза.)
Хвостик есть, а не мышка.
И совсем он не малышка!
Он зелёный огурец – удалой молодец!
(И. П. – стоя, ноги слегка расставлены, руки на пояс. Поворот вправо-влево 2 раза. Притопы на месте.)
Прячет морковка свой носик на грядке.
Видно, морковка играет в прятки!
(И. П. – сидя, опора на кисти рук, поставленных с боков или за спиной. Согнуть ноги, обхватить руками колени, голову опустить – И. П. Выполнить 4 раза.)
Толстый жёлтый кабачок солнцу показал бочок.
Показал животик, спинку. Посмотри-ка на картинку.
(И. П. – лёжа на спине. Переворот на живот – И. П. То же в другую сторону. Выполнять в медленном темпе 3-4 раза в каждую сторону.)
Дружный наш огород веселится и поёт.
Как попрыгает немножко, пошагает, отдохнёт.
(Выполнить прыжки на двух ногах /с поворотами вокруг себя или с хлопками/ в чередовании с ходьбой.)
Заключительная часть
Вот и кончилась игра! Веселились мы с утра…
А теперь на завтрак дружно зашагала детвора.
(Ходьба в колонне за взрослым /на месте/.)
Чтение стихотворения Е. Благинина
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу.
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый,
И роняет листья в траву.
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
. Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня.
Беседа: «Какие виды растений бывают»
Игра с прищепками «Цветы»
- Прикрепите прищепки к серединке цветка.
Рисование «Дождик лей-лей-лей, вырастут цветы скорей!»
Пальчиковая гимнастика «Цветочек»
Как у деток маленьких
Есть цветочек аленький,
(Сложить пальцы одной руки щепотью)
А его лепестки —
Это пальцы у руки.
(Раскрыть ладонь, развести пальцы в стороны)
Раз, два, три, четыре, пять —
Учимся сейчас считать.
(Перебирать пальцы другой рукой)
Прогулка:
Наблюдение за погодой, подвижная игра «Поймай комара», беседа «как правильно высадить лук-севок», высаживание лука в огороде д/с.
Вечер: Игра малой подвижности «Найди игрушку», Усложнение: «Найди и промолчи».
Чтение стихотворения А. Плещеев. «Весёлое лето»
Веселое лето! Всем дорого ты!
В лугах ароматных пестреют цветы,
А в рощице пташек звенят голоса,
Их песни хвалою летят в небеса.
Блестящие мошки кружатся толпой,
И солнышко шлет им свой луч золотой.
Мир Божий так чудно, так стройно живет!
Создатель все к жизни, все к счастью зовет.
Вторник:
Комплекс утренней гимнастики «Весёлый огород», Дидактическая игра «Что за растение?»,
Чтение рассказа М. Пришвин «Золотой луг».
Дидактическая игра «Собери цветок из лепестков», Беседа «Растения – наши друзья» Цель: учить рассматривать растения, не нанося им вред; объяснить детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их - они могут оказаться ядовитыми.
С. Р «Магазин цветов». З-чи: закрепить знания детей о растениях : их названиях, отличительных особенностях внешнего вида.
Пальчиковая игра «Цветок распускается»
Беседа: «Давайте познакомимся с лекарственными растениями»
Пословицы и поговорки о растениях :
Много леса — не руби, мало леса — береги, нет леса — посади.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Один человек оставляет в лесу след, сотня — тропу, тысяча — пустыню.
Загадки:
Зимой и летом
Одним цветом.
(Ель)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
Никто ее не пугает,
А она вся дрожит.
(Осина)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год!
(Ель)
Прогулка:
Наблюдение за погодой. Наблюдение за ветром. Дидактическая игра «Давайте найдем деревья на нашем участке» (объяснение детям как называются деревья на участке д/с, подвижная игра «бегите ко мне», Труд. поруч. «польем деревья».
Вечер:
Дидактические игры «Геометрическая мозаика», «Домино», «Лото». Цель: побуждать к самостоятельности в игре. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса», рассматривание иллюстраций. Игра «Найди игрушку».
Среда
Комплекс утренней гимнастики «Весёлый огород».
Беседа: «Что мы знаем о комнатных растениях» Цель: Упражнять детей в узнавании комнатных растений по внешним признакам. Закрепить знания об уходе за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.
Рассматривание альбома «Комнатные растения»
Цель: закрепление знаний комнатных растений, развивать любознательность.
Беседа: «познакомимся с комнатными растениями»
Маленький доктор
Кто поранил пятки?
Подходи, ребятки!
Подорожник выручит,
Подорожник вылечит:
У него листок —
Доктор с ноготок!
Е. Серова
Рисование ладошками «Цветики-цветочки».
Беседа: «Какие комнатные растения есть в нашей группе?». Д/игра «Отгадай, что за растение?».
Артикуляционная гимнастика. «Весёлый язычок», Д/игра «Что за гости на окошке» Цель: различать и называть два-три комнатных растения, учить правильно, называть части растения.
Прогулка:
П/игра «Найди листок, как на дереве», наблюдение за ветром, туд. поруч. «уберем игрушки на место».
Вечер:
Чтение художественной литературы. Стихи – Г. Ракова «Фиалка», Фикус», «Бегония».
Цель: формирование бережного и заботливого отношения к комнатным растениям.
Беседа: «Как мы ухаживаем за комнатными растениями» Цель: Уточнить и расширить представления об уходе за комнатными растениями. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Четверг
Д/ игра «Растения, живущие рядом с нами»
Цель: расширить и уточнить представления о комнатных растениях, закрепить представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почвенное питание.
Стих А. К. Толстой. «Колокольчики»
Совместная деятельность
Беседа: «Есть ли польза от цветов», Пальчиковые игры: «Цветочек», заучивание стихотворения Благинина Е. А.
Носит одуванчик белый сарафанчик.
Подрастёт нарядится в жёлтенькое платьице.
Пословицы, поговорки и загадки о цветах.
Без росы и трава не растёт.
Где цветок, там и медок.
Красна весна цветами, а осень плодами.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Загадки.
• Малиновые свечки
Зажёг он возле речки. (Иван-чай)
• Вдоль дороги у межи,
В золотистой спелой ржи,
Словно синий глазок,
Смотрит в небо ….
(Василёк)
• На каком цветке гадают, Лепесточки обрывают?
(На ромашке)
• В белой шапке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет!
(Одуванчик)
Подвижная игра «Бабочки - цветочки».
Материалы: муз центр, веночки с цветочками.
Ход игры: Дети делятся на две команды: бабочки и цветочки. Детям играющим роль цветочков можно одеть веночки с цветочками. Пока играет спокойная музыка, «цветочки» гуляют по лужайке, когда музыка заканчивается, цветочки приседают. Под более динамичную музыку вылетают «бабочки», имитируя руками взмахи крыльев. Когда музыка заканчивается, каждая бабочка должна присесть около цветочка. Игра повторяется несколько раз.
- Лепка «Красивый цветочек»
Прогулка
П/игра «Найди листок, как на дереве», наблюдение за ветром, туд. поруч. «уберем игрушки на место».
Вечер:
Сюжетно-ролевая игра «Летняя прогулка по лугу»
Цель: закрепить знания детей о цветах, их названии, месте произростания.
Беседа: «Каждой букашке полезен цветок».
Стих Т. А. Шорыгина. «Ромашки-близняшки»
Пятница
Беседа: «Как ухаживать за растениями», иллюстрации «Такие разные цветы», Работа в уголке природы: наблюдение «Полив цветов». Маленький доктор
Кто поранил пятки?
Подходи, ребятки!
Подорожник выручит,
Подорожник вылечит:
У него листок —
Доктор с ноготок!
Е. Серова
Совместная деятельность
Беседа «Кустарники и Деревья», Дидактическая игра Чего не стало? (Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.)
Беседа «Чем отличаются деревья от кустарников», - Аппликация «Цветущая клумба» (коллективная работа).
Прогулка:
Наблюдение за насекомыми. Д/игра «Листик», Подв. игра «Бегите к тому, чего назову». Беседа «Цветы на клумбе» Труд. поруч. «Польем цветочки»
Вечер:
Беседа «Какие растения мы знаем», Сюжетно – ролевая игра Магазин «Цветы»
Познакомьте детей с растениями, которые растут дома