ОЛЬГА ШПАГИНА
Проект «Удивительный мир растений» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира. Но у детей знания о растениях разрозненные, нет навыков ухода за растениями, навыков бережного отношения к растениям.
Дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием.
Публикация «Проект „Удивительный мир растений“ в старшей группе» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
В этом проекте мы будем расширять знания и представления о природном мире, воспитывать осознанно-бережное отношение к объектам природы.
Наш проект направлен на расширение и обобщение знаний детей о растениях, о разнообразии растительного мира, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда является одной их актуальных проблем современности. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. И первые основы экологической культуры должны быть заложены нами дошкольными работниками. Уже с дошкольного возраста необходимо формировать у детей представление о травах, цветах, лекарственных растениях, кустарниках, деревьях, и расширять знания, знакомя с необычными растениями и деревьями нашей планеты.
Проблема: У детей потребительское отношение к природе: дети ломают ветки деревьев и кустарников для игр с ними. Сумеем ли мы защитить окружающую нас природу? Применение знаний в практической деятельности в проблемных ситуациях и включение детей в активную творческую деятельность, поможет развить у них бережное отношение к природе.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей любить живую природу, бережно и с любовью к ней относиться.
В этом должны участвовать и родители и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, социум.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования, воспитатель в сотрудничестве с родителями особое внимание уделяют этой теме.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения.
В рамках реализации работы в этом направлении был создан исследовательский практико-ориентированный проект «Удивительный мир растений», в котором участвовали все стороны образовательного процесса.
ЦЕЛЬ
Формировать у дошкольников элементарные представления о необычных растениях и деревьях нашей планеты, о жизни растений, их взаимосвязях в природе.
ЗАДАЧИ
Образовательные: Исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения растений, и в зависимости от времени года, способствовать формированию представлений детей о травах, цветах, деревьях и кустарниках, о способах их выращивания; учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их. Закреплять у детей знания о том, что для роста и жизни растениям необходимы : свет, влага, тепло.
Развивающие: Развивать умение сравнивать и анализировать. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов. Обогащать словарный запас детей и их знания о растениях и деревьях нашей планеты.
Воспитательные: Способствовать воспитанию интереса к растениям и деревьям, желание узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Участники: дети подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели группы, родители воспитанников
Тип проекта : исследовательский, практико-ориентированный, групповой
Продолжительность: долгострочный
Возрастная группа : проект рекомендован для детей старшего дошкольного возраста
Результат: выставка детских рисунков «Растения нашей планеты», посадка саженцев «Зеленая аллея», презентация проекта «Удивительный мир растений»
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о растениях, об их пользе.
В процессе данной работы у детей сформировались элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязи с природе, их зависимости от времени года, стремление к исследованию объектов природы. Дети научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и самостоятельно высадили саженцы «Зеленая аллея». Сделали самостоятельное умозаключение «Всем людям необходимо бережно относиться к растениям».
Во время эксткурсий и прогулок дети стали проявлять больший интерес к жизни деревьев и растений. Стали бережнее относиться к объектам живой природы. Узнали название и строение растений (корень, стебель, листья, плоды, цветы, познакомились с разными способами ухода и прорастания растений. Научились любить природу и охранять ее. Также научились вести календарь наблюдений.
Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей.
Как показали результаты исследования, поставленные нами задачи мы выполнили. Я надеюсь, что дети, перейдя в школу из детского сада, продолжат также активно участвовать в экологических природоохранительных мероприятиях. Этому будет способствовать выработанная активная гуманистическая позиция по отношению к природе.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ МЕРОПРИЯТИЯ ЦЕЛИ МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования Создать условия для реализации проекта группа Сентябрь
3 неделя
2 Беседа с родителями о предстоящем прокте Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интересе у родителей по созданию условий для реализации проекта, помощь в приобретении «Необычных семян» группа Октябрь
2 неделя
3 Изготовление основы для создания «Огорода на окне» Создать условия для реализации проекта «Удивительный мир растений» Дом/группа Октябрь
(с 1-4 неделю)
4 Создание дневника наблюдений Фиксировать наблюдение за растениями группа Ноябрь (с ноября по окончании проекта)
2 ЭТАП – ОСНОВНОЙ
5.
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях и деревьях Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений группа Ноябрь
1 неделя
6. НОД «Что мы знаем о Земле?» Углублять знания детей об условиях прорастания и роста растений группа Ноябрь
3 неделя
7. Просмотр и презентации «Удивительный мир растений» Знакомство с необычными деревьями и растениями нашей планеты группа Ноябрь
4 неделя
8. Практическая деятельность: посадка семян яблони, лимона, папайя, Знакомство с семенами. Вызвать интерес к наращиванию растений группа Декабрь
2 неделя
9. Дидактическая игра «Садовые и дикорастущие» Закреплять классификацию растений по ценности для людей Группа/участок Декабрь
2 неделя
10. Чтение художественной литературы: р. н. с. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», И. Токмакова «Деревья», С. Есенина «Белая береза», Н. Матвеева «Дуб и ветра» Знакомство с произведениями. Учить анализировать их. группа Декабрь
3-4 неделя
11. Опыт – наблюдение за ростом посаженных растений яблоня, лимон, личи; развитием первых листочков Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений группа Январь
3 неделя
12. Труд в уголке природы Продолжать учить детей правильно ухадивать и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) группа Январь
3 неделя
13. Просмотр презентации «Растения-хищники» Знакомство с необычными хищными растениями. группа 4 неделя
14. Дидиктическая игра «Цветочный магазин», аппликация «Лес - словно терем расписной» Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других, называть его; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты Группа/участок Февраль
1 неделя
15. Опыт – наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). группа Февраль
1-2 неделя
16. Посадка маракуйя, плода желудь Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам группа Февраль
3 неделя
17. НОД «Знатоки семян» Активизировать мыслительные процессы и связную речь детей, используя графические символы группа Февраль
4 неделя
18. Практическая деятельность: уход за посадками Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями группа Март – апрель - май
19. Рисование: «Необычное растение» Учить детей рисовать необычные растения, развивать воображение группа Март
2 неделя
20. Беседа с родителями «Наши посадки» Активизировать интерес родителей к жизни группы группа Март
3 неделя
21. Работа в уголке природы: наблюдение за ростом посаженных растений Наблюдение за ростом растений группа Март
4 неделя
22. Просмотр презентации «Первоцветы»,
НОД «В поисках Дюймовочки» Знакомить с необычными цветами
Закрепить знания о первоцветах группа
группа Апрель 1 неделя
Апрель 3 неделя
23.
Труд в природе Подготовить клумбы и аллею к высадке рассады цветов и растений, формировать интерес к результату своего труда Участок/огород Май
1-2 неделя
24. Итоговая беседа «Растения нашей планеты» Закрепление полученных знаний группа Май
2 неделя
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
25. Презентация проекта «Удивительный мир растений» Презентация опыта работы группа
май
26. Выставка детских рисунков «Растения нашей планеты» май
27. Посадка саженцев «Зеленая аллея» Презентация опыта работы участок май
РЕФЛЕКСИЯ
Таким образом взаимодействие и связь всех участников проекта, педагогов, детей и родителей, объединенных одной целью, позволила добиться высоких результатов; развитие у детей знаний о растениях и деревьях, умений ухаживать, заботиться и проращивать, поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Дети научились радоваться достижениям с достоинством, принимать неудачи в выращивании семян и плодов. Порадовали нас лимон, папайя и яблоня. А вот огорчил – желудь.
В дальнейшем, дети проявили желание продолжать наблюдение за растениями. Мы – педагоги поддержали их. Теперь будем ожидать цветение плодов лимона и авокадо.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- продолжать участвовать в экологической акции «День Земли»
- просмотр презентации «Удивительный мир растений»
- посещать с детьми музей природы, выставки
- выезжать с детьми на природу, ходить в походы на экскурсии
- проведение субботников по уборке и озеленению участка детского сада
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- просмотр слайд-шоу «Деревья и растения нашего края»
- чтение художественной и научной литературы по теме
- во время прогулок и экскурсий вести наблюдение за объектами природы
- конкурс рисунков «Планета Земля»
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- продолжать углубленно изучать эту тему
- проведение субботника по уборке и озеленению участков ДОУ
- провести анкетирование родителей «Экологическое образование в семье»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
1. Баймашова В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
2. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.
3. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающщим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика – Синтез, 2013.
4. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интергрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – Мозаика – Синтез, 2006.
5. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2006.
6. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское эксперементирование – познание окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада №15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Проховорой. – Владимир ВОИУУ,2001.
7. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для школьников/Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005.
8. Иванов А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова. – М. : ТЦ «Сфера», 2004.
9. Интернет ресурсы