Регина Янавичус
Познавательно-исследовательский проект «Загадки комнатных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №11
Воспитатель: Янавичус. Р. Ю.
Тип проекта - практико-ориентированный, краткосрочный.
Проблема:
Недостаточные знания детей о комнатных растениях и
способах ухода за ними.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Загадки комнатных растений“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты
- Темочки
У нас в группе находится большое разнообразие комнатных растений. В процессе ухода за ними, дети задали вопрос: «Как можно приобрести некоторые из этих растений себе домой? После этого вопроса я поняла, что дети незнакомы с методами размножения комнатных растений, и было принято решение провести занятие с целью объяснения и показа, как можно с помощью нескольких видов купирования отростков размножать растения.
Так возникла идея познавательно - исследовательского проекта «Загадки комнатных растений».
Для начала мы попытались найти ответы на три вопроса.
Что дети знают?
1. Растения очищают воздух дома.
2. Многообразие комнатных цветов.
3. Растениям нужен свет и вода
Что хотят узнать?
1. Как правильно сажать и ухаживать.
2. Больше узнать о своём любимом комнатном растении.
3. Как размножаются
4. Какие способы размножения существуют
Где можно узнать?
1. В энциклопедии.
2. Просмотр познавательных передач.
3. Спросить у взрослых.
4. В интернете
Цели и задачи проекта :
Цель:
1. Дать детям знания о комнатных растениях, о правилах ухода за
ними, их значение в жизни человека, о роли человека для растений.
Формировать представления детей о многообразии растений, их свойствах.
2. Активное сотрудничество родителей в процесс проекта.
3. Расширение зеленого уголка в группе детского сада.
Задачи:
1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях;
2. Способствовать сформированию представлений о значимости комнатных цветов;
3. Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением
его частей.
4. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически
грамотное отношение к комнатным цветам.
5. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.
6. Развить практические навыки ухода за комнатными растениями.
7. Воспитывать наблюдательность и бережное отношение к растениям, любовь к природе.
8. Способствовать развитию воспитания экологической культуры и формированию культурно-экологического сознания дошкольника.
Актуальность:
Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные на занятиях должны стать базой для самостоятельного осмысления происходящих в природе процессов и явлений.
Проведение исследований и опытов, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность в зелёном уголке группы позволит детям под руководством педагога изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям.
Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое
значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное
время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и
гигиеническую среду в группе.
Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника.
Данный проект поможет детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Планируемые результаты:
1. У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение
называть и различать комнатные растения.
2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Сотрудничество с родителями:
1. Информация в уголке для родителей "Комнатные лекарственные растения".
2. Список литературы для чтения детям.
3. Фотоотчет о совместной работе детей и родителей по уходу за домашними комнатными растениями.
4. Выставка детских работ на тему «Комнатные растения - наши друзья».
5. Аппликация на тему «Букет фиалок».
6. Пополнение зеленого уголка группы новыми разновидностями комнатных растений.
Информация для родителей
Литература для чтения детям.
1. Чтение экологической сказки "Как человек приручил растения"
2. Чтение рассказа "Аленький Цветочек
3. Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек".
4. Чтение сказки "Дюймовочка" Г. Х. Андерсена
5. Чтение словацкой сказки "У солнышка в гостях".
Игры для детей.
1. Дидактическая. игра "Угадай по описанию"(Учить различать комнатные растения по внешним признакам, запоминать названия.
2. Д. игра "Собери целое из частей". Учить узнавать по внешнему виду и называть комнатные растения.
3. Игра «Определи по запаху» (герань, сирень, одуванчик, черемуха) упражнять детей узнавать растения по запаху.
4. Дидактическая игра "Узнай растение" Учить находить комнатное растение по названию.
5. Дидактическая игра «Найди, о чём расскажу». Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.
6. Дидактическая игра "Спор растений" Закреплять знания детей о комнатных растениях
(название, внешний вид). Учить сравнивать растения по величине, высоте, размеру листьев.
7. Сюжетно-ролевая игра "Магазин цветов" Вспомнить с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки.
8. Подвижная игра "Цветочная полянка" Учить выкладывать цветок из крупных элементов мозаики.
9. Дидактическая игра «Где спряталась матрешка». Закрепить названия комнатных растений. Взрослый (воспитатель) прячет матрешку за цветочный горшок какого-либо растения в группе. Дети по описанию растения воспитателем, должны назвать название растения, за которым спряталась матрёшка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №11
Опытно – исследовательская деятельность
с комнатными растениями
Воспитатель: Янавичус. Р. Ю.
В образовательном процессе дошкольной организации экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами со средой обитания.
Так, проводя опытно – исследовательскую деятельность на примере комнатных растений и овощных культур (лук, дети узнавали, как растения дышат, почему необходимо протирать пыль не только с внешней части листа, но и с внутренней. Узнали, что растения есть как светолюбивые, так и наоборот, такие, которые любят тень. Что дети смогли увидеть сами в процессе наблюдения за цветком Кротоном –Кодиеумом. На основе опыта дети смогли пронаблюдать как влага и тепло влияют на прорастание зелёного пера из клубней лука и образования его корневой системы.
Опыт №1
В нашей группе много фиалок – белые, розовые, сиреневые. Но есть, которые еще не цвели. И мы решили узнать, что же нужно, чтобы наши цветочки зацвели. Снова взяли два одинаковых цветка, и начали ухаживать. Только за одним – просто поливали и удаляли пыль, а за другим — вели более тщательный уход: следили, что бы на растение не попадало прямых солнечных лучей, рыхлили землю, удаляли засохшие листочки, организовывали правильный полив. И уже через неделю мы заметили первые цветы.
Опыт №2
С детьми взяли два одинаковых цветка «щучий хвост»; один поставили на солнечную сторону окна, другой в тень (накрыли черным колпаком). Через несколько дней заметили, что у цветка, который стояла на солнце, листочки остались яркие зелёные, а у растения, которое стояло в тени (под черным колпаком, листья стали бледные, от нехватки солнечного света. Это говорит о том, что этот цветок любит солнечный свет, и не может расти в тени. Чтобы растение не погибло, срочно сняли с него темный колпак, поставили на подоконник к свету, и обильно полили.
С детьми сделали вывод, что прежде чем ухаживать за растениями, необходимо узнать родину его происхождения, т. к. неправильный уход может привести к гибели цветка, так как не все цветы любят тень, или попадание прямых солнечных лучей. Так же узнали, что всем цветам и растениям просто необходим свет!
Опыт №3
Что требуется репчатому луку, для скорейшего проростания на перо, тепло или влага?
С детьми провели эксперимент: В целофановый пакет поместили головки репчатого лука, предварительно намоченного в воде. Пакет был помещён в теплое место для наблюдения.
В процессе наблюдения мы увидели, что на репчатый лук благотворно влияют оба фактора, влага и тепло. Он начал прорастать и давать зелёные побеги. В связи с эти мы сделали следующие выводы, что лук — растение влаголюбивое, он требователен к влаге и теплу в период прорастания семян, нарастания листьев. Правильный режим влажности очень важен. Лук любит, когда много света, воды, поэтому не нужно высаживать в затемненных местах. Плодородие почвы тоже важно, так как корневая система у лука очень слабая, а листья должны развиваются мясистые и толстые. Поэтому нами было принято решение для посадки лука на перо купить плодородную почву для рассады овощных культур.
Опытно – исследовательская деятельность помогает определить, что необходимо растению для жизни
Опыт №4
Этот опыт помог узнать детям, с какой стороны листа в растение проникает воздух.
Мы брали цветок в горшке и намазывали толстым слоем вазелина нижнюю поверхность 1 листочка. Также намазывали толстым слоем вазелина верхнюю поверхность другого листочка. Наблюдали за листочками.
Через три дня листок, на котором вазелин нанесен снизу, начал вянуть, тогда, как другой не пострадал.
Отверстия на нижней поверхности листьев служат для движения газов внутрь листа и наружу. Вазелин перекрыл доступ воздуха в лист.
Опыт №5
В нашей группе имеется комнатное растение из семейства молочайных под названием Кторон. По-другому это цветок называется домашний светофор. Детей очень привлекло это название, и они стали задавать вопрос, из-за чего именно так назвали это растение? Поэтому мной было принято решение объяснить происхождение этого названия детям на основе наблюдения за комнатным растением.
По своей природе это растение светолюбивое. Родиной его является Индия и Малайзия, где почти всегда, круглый год лето. Растение имеет разную окраску листьев, от красного, оранжевого, желтого, и в плоть до зелёных тонов. Как мы выяснили в процессе наблюдения с детьми, окраска листьев напрямую зависит от попадания солнечного света. При недостатке попадания солнечных лучей растение теряет яркость окраски и становится зеленым.
После прочтения литературы касаемо этого растения мы так же узнали, что окраска листьев ещё зависит и от возраста растения. Более старые окрашены в темные тона, а молодые, появляющиеся как сверху растения, так и между старых, бывают более нежной, мягкой желтой, нежно-розовой или зеленой окраски.
Кротон, стоявший на свету. Кротон, стоявший в тени.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №11
Конспект занятия
"Загадки комнатных растений"
Воспитатель: Янавичус. Р. Ю.
Цель.
Расширять представление детей о комнатных растениях : их пользе и строении, размножении разными способами. Учить различать комнатные растения по внешнему виду. Дать понятия цветущих и не цветущих комнатных растений.
Задачи:
1. Дать понять, что такое комнатные растения, какие они бывают.
2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования комнатных растений.
3. Дать понятия о цветущих и не цветущих комнатных растений.
4. Познакомить с тремя способами размножения комнатных растений.
5. Воспитать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них.
Словарная работа: активизация и обогащение словарного запаса (герань, щучий хвост; фиалка; декабрист; фикус; хлорофитум; традесканция; граммофон; гиацинт.)
Материал:
Комнатные растения : фиалка, герань, декабрист, хлорофитум с воздушным отростком, ножницы, вода, матерчатые салфетки для протирания листьев цветов, лейки для полива, краскопульт для опрыскивания растений, стеки для рыхления почвы, нож для купирования отростка растения от основного корня, подготовленные заранее горшки с землёй для посадки, подготовленный заранее отросток цветка с корнями (купированный методом черенкования).
Ход занятия.
Сегодня мы будим говорить о комнатных растениях. Ребята, что мы можем назвать комнатными растениями? Ответы детей (цветы). А как вы думаете, для чего нужны эти растения? Ответы детей (дают кислород, для красоты, очищают воздух).
Правильно, комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.
Дети, вы уже знаете, что у каждого растения есть свое название, так же, как и у нас есть у каждого имена.
Вспомните, какие названия комнатных растений вы знаете? Ответы детей (традесканцию, хлорофитум, щучий хвост фикус, декабрист, фиалка, герань). Молодцы.
Давайте теперь внимательно рассмотрим цветы на нашем столе. Что есть у каждого растения? Ответы детей (Корень, стебель, листики, цветы). Верно, но вот цветы есть не у каждого растения. Как вы думаете, зачем всем растениям нужны корни?
Обобщает ответы детей: «Корни растения находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Ещё корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам. (Сопровождается рассказ показом.) Чтобы растение не завяло, его обязательно нужно поливать».
Воспитатель.
А кто знает, как называется это растение? (Показывает фиалку.) Это растение называется фиалка узамбарская». А теперь внимательно рассмотрим это растение и скажите, что есть у фиалки? Какой формы листья? Какого цвета листья? Есть ли у нее ствол?
Воспитатель обобщает ответы детей:
«У фиалки есть листья (цветки, если растение цветет, стебель и корень. Листья округлой формы, темно-зеленого цвета, толстенькие. У листьев есть черешки, ими листья крепятся к корню. Стебель у фиалки очень короткий».
Все комнатные растения подразделяются на два вида, цветущие, и не цветущие. Сейчас я вас познакомлю с не цветущими растениями нашей группы (хлорофитум, традесканция). Воспитатель демонстрирует, дети рассматривают.
Вы заметили, что у хлорофитума есть тонкий побег со сформированным на конце кустиком с воздушными корнями? (Воспитатель демонстрирует)
И цветущими комнатными растениями. Ну, вы и сами могли догадаться какие это растения. Ответы детей (герань, фиалки, декабрист, кротон). Обратите внимание, что у этих цветов нет стрелочки со сформировавшимся кустиком как у хлорофитума!
-Физкультминутка «Цветы».
Раз - два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики,
Ребята, а вы знаете, как размножаются цветочки? Ответы детей (нет).
Есть три, а способа: первый - черенкование, второй - корневищем, и третий – отростками с воздушными корнями, ка у цветка хлорофитума.
Способ черенкования заключается в том, что от растения отрезается черенок, и ставится в воду до образования корней. (Воспитатель демонстрирует заранее подготовленный отросток с корнями.) Вот теперь его уже можно высаживать в землю. Таким способом у нас уже появится ещё один цветочек. Воспитатель демонстрирует (отрезает ножницами листочек от фиалки и ставит в воду).
Способ размножения корневищем заключается в том, что от основного растения берется отросток, который откапывается от основного корня цветка, и сразу же пересаживается в землю. И сейчас мы с вами это будем учиться делать. Воспитатель откапывает отросток от цветка щучий хвост, демонстрирует детям мощную коневую систему, и сажает отросток цветка в заранее подготовленный цветочный горшок с землёй, дети помогают в поливе растения после посадки.
А теперь я покажу вам, как могут размножаться цветы отростками с воздушными корнями, как у хлорофитума. Воспитатель отрезает сформированный кустик от основного побега, и сразу же сажает его в подготовленный заранее цветочный горшок с землёй, дети наблюдают, помогают в поливе.
Воспитатель. Дети, какое сейчас время года? (Весна.) весной природа оживает, оживают и комнатные растения. После зимнего отдыха, с началом роста растения нужно обильно поливать. Растениям, которые цветут, воды требуется больше. Ребята, есть ещё такие растения, которые вообще пропадают - спят в зимний период. У них в тот момент отсутствуют и листья, и ствол, в земле лишь только корни. Их даже не рекомендуется поливать в зимний период, полив осуществляется только лишь с наступлением весны. К таким комнатным растениям относятся (граммофона, гиацинты) При наступлении весны они начинают давать новые побеги. И тогда им нужен обильный полив.
Скажите, а что будет с цветами, если мы с вами высадим их на улицу в клумбу?
Ответы детей (Будут расти, завянут, погибнут). А зимой они выживут под снегом? Ответы детей (Да, нет).
Воспитатель. Нет, ребята, они не выживут. В этом и отличие комнатных цветов от садовых. Почти все комнатные растения родом из тропических стран, где тепло, поэтому они не любят холод и погибают при низкой температуре воздуха.
Скажите мне, пожалуйста, вы любите мыться и плескаться в воде? Ответы детей (Да).
Так вот я вам открою один секрет, растения это тоже очень любят! Только в этом им должен помогать человек! Цветы тоже нужно мыть, опрыскивать, их водой, и даже поливать из душа. Гладкие листья можно протирать мокрой тряпочкой, а с мягких листьев аккуратно убирают пыль щеточкой (воспитатель демонстрирует).
А сейчас скажите, какие условия необходимы, чтобы растения хорошо росли?
Дети: Растениям нужны : солнце, земля, вода, тепло.
А теперь вспомните, что ещё нужно растениям, чтобы они хорошо росли.
Опыт. Зажмите, пожалуйста, ненадолго пальцами себе нос. Почему вам хочется открыть рот? Что вам необходимо?
Правильно, воздух. Растениям нужен воздух, так же, как и людям.
А как вы считаете, корни у растения дышат или не, ведь они находятся глубоко в земле?
Ответы детей (Да, нет).
Воспитатель. Да, они дышат. Поэтому после полива растения надо рыхлить землю, чтобы воздуху было легче попасть туда. (Воспитатель показывает, как нужно рыхлить землю, дети наблюдают).
А теперь я предлагаю вам поухаживать за нашими комнатными растениями. Проходите и присаживайтесь за столы. (У каждой группы детей на столе стоит растение и необходимый инвентарь: лейки, опрыскиватели, тряпочки для протирания листьев, вода, приспособление для рыхления земли). Они поливают, протирают, опрыскивают, рыхлят. Воспитатель помогает им по мере необходимости.
Ребята, а вы обращали внимание на то, сколько комнатных растений у нас в детском саду? Ответы детей (Много).
Они, наверное, тоже хотят, чтобы мы за ними так же ухаживали почаще! Я вам предлагаю совершить «Акцию добрых дел», по завершению нашего занятия, и поухаживать за ними. А они нас отблагодарят тем, что будут выделять кислород, и делать наш воздух чище!
После того как за растениями поухаживали, их ставим на подоконник, и подводим итоги занятия.
Что мы можем пожелать нашим растениям? Чтобы они не болели, и обильно цвели. Я думаю, что теперь цветы будут хорошо, расти и радовать нас своей красотой!