Светлана Валерьевна Толочко
Исследовательский проект «Этот удивительный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование выбора темы:
Однажды мама прочитала мне сказку И. Ревю «Добрый воздух» .Раньше я никогда не задумывалась над тем, что только благодаря воздуху на Земле существует жизнь. А потом с мамой посмотрели Шишкину школу о воздухе, и мне захотелось исследовать этот удивительный воздух как ученые, которые проводят различные опыты и исследования в научной лаборатории. Со Светланой Валерьевной, моим воспитателем, определили этапы исследования свойств воздуха.
Публикация «Исследовательский проект „Этот удивительный воздух“» размещена в разделах
Цель исследования :
Расширить знания о свойствах воздуха и его необходимости для человека.
Задачи исследования :
1. Узнать у детей моей группы, знают ли они, какие свойства есть у воздуха и сможет ли человек жить без воздуха.
2. Собрать с помощью мамы информацию о воздухе и некоторых его свойствах.
3. Провести с помощью воспитателя и мамы опыты по исследованию некоторых свойств воздуха, доказать необходимость воздуха для человека.
4. По итогам исследования зарисовать с мамой схемы изученных свойств воздуха.
5. Найти, где в нашей жизни мы используем свойства воздуха.
6. Познакомить детей моей группы с результатами моих исследований.
Гипотезы:
1. Воздух на Земле есть.
2. Воздух нельзя поймать.
3. Воздух не имеет цвета, он невидимый.
4. Воздух легче воды.
5. Воздух может иметь разную температуру.
6. Воздух не может двигаться.
7. Воздух не может издавать звук.
8. Воздух не имеет запаха.
9. Воздух не давит на предметы.
10. Воздух нужен человеку.
Объект исследования : свойства воздуха.
Предмет исследования : воздух.
Методы исследования :
1. Опрос детей группы.
2. Чтение литературы (энциклопедии, художественной).
3. Просмотр видеоматериалов (передачи, документальные фильмы, мультфильмы).
4. Поиск материалов в Интернете.
5. Проведение опытов.
6. Наблюдение за работой ветряка.
Описание работы
Сначала я решила спросить у детей моей группы: «Какие свойства есть у воздуха?» и «Сможет ли человек жить без воздуха?»
Затем вместе с мамой мы много читали, смотрели передачи и фильмы о воздухе, искали информацию в Интернете.
И вот я готова к опытам: хочу найти воздух, поймать и увидеть его, сравнить с чем - то, почувствовать, услышать, понюхать, доказать его необходимость для всего живого. Вместе с воспитателем мы приготовили необходимое оборудование. Можно приступать к исследованиям, соблюдая технику безопасности.
Опыт 1. «Где есть воздух?»
Я решила выяснить, где есть на Земле воздух.
Ход выполнения:
1. Дую в трубочку, опущенную в стакан с водой. Выходят пузырьки. Откуда они там оказались? Это воздух внутри нас : мы дуем, он выходит в виде пузырьков. Значит, в нас есть воздух.
2. Бросаю в стакан с водой кусочек мела. Из мела в воду тоже выходят пузырьки воздуха. Значит и в меле есть воздух, это для меня открытие!
3. Опускаю в прозрачную емкость с водой стакан с прикрепленной ко дну салфеткой. Салфетка осталась сухой, так как часть воздуха остается в стакане. Вот так чудо!
Вывод: Я подтвердила гипотезу о том, что воздух на Земле есть.
Опыт 2. «Ловим воздух»
Я выясняю, можно ли поймать и увидеть воздух.
Ход выполнения:
Беру полиэтиленовый пакет, «ловим» воздух и закручиваем пакет. Пакет полон воздуха. Видно, что у воздуха в пакете нет цвета.
Вывод: воздух можно поймать, он бесцветный, невидимый. Гипотеза о том, что воздух нельзя поймать, не подтвердилась. Подтвердилась, что воздух не имеет цвета, он невидимый и прозрачный.
Опыт 3. «Что легче?»
Выясню, что легче: вода или воздух.
Ход выполнения:
Беру два полиэтиленовых пакета: в один наливаю стакан воды, а в другой ловлю воздух. Потом взвешиваю на весах. Пакет с водой тяжелее, даже если возьмешь эти пакеты в разны е руки.
Вывод: воздух легче воды. А ведь это свойство воздуха я использовала, когда плавала на надувном круге! Гипотеза о том, что воздух легче воды, подтвердилась.
Опыт 4 «Температура воздуха»
Выясню, может ли воздух иметь разную температуру.
Ход выполнения:
С помощью термометра измеряю температуру в группе и на улице. Выясняю, что она разная.
Вывод: воздух может иметь разную температуру. Гипотеза о том, что воздух может иметь разную температуру, подтвердилась.
Опыт 5 «Ветерок»
Выясню, может ли воздух двигаться и двигать предметы.
Ход выполнения:
Беру веер и машу на себя, дую себе на руку. Я чувствую движение воздуха. Да это же ветерок! Я смогла сдуть бумажный веер со стола. А сильный ветер может не только бумажный веер унести, но и разрушить здания. Возьму вертушку и подую на нее: лопасти начинают вращаться. А ведь у нас в городе есть ветряк, его тоже крутит ветер! Обязательно съезжу туда с родителями!
Вывод: воздух умеет двигаться и двигать предметы. Гипотеза о том, что воздух не движется, не подтвердилась.
Опыт 6. «Слышу воздух»
Выясню, может ли воздух издавать звуки.
Ход выполнения:
Возьму дудочку и дуну в нее. Слышен звук. И когда дует сильный ветер, мы тоже слышим звук! Еще одно открытие!
Вывод: воздух может издавать звуки. Гипотеза о том, что воздух не может издавать звук, не подтвердилась.
Опыт 7. «Что пахнет?»
Выясню, имеет ли воздух запах.
Ход выполнения:
Беру апельсин и чищу его. Сразу запахло апельсином, но ведь до этого ничем не пахло. Значит воздух передает запахи. А можно еще и мамины духи взять!
Вывод: воздух не имеет запаха, а только передает его. Гипотеза о том, что воздух не имеет запаха, подтвердилась.
Опыт 8 «Что быстрее?»
Выясню, давит ли воздух на предметы.
Ход выполнения:
Беру по листу бумаги в каждую руку и одновременно выпускаю: один горизонтально, другой вертикально. Горизонтальный лист падает медленнее (его задерживает больше воздуха, а вертикальный быстрее (воздуха под ним меньше). Татьяна Петровна мне сказала, что это атмосферное давление. А я ведь слышала о нем, но не понимала что это такое. Теперь буду знать!
Вывод: воздух давит на предметы. Гипотеза о том, что воздух не давит на предметы, не подтвердилась.
Опыт 9 «Не дышу»
Выясню, может ли человек прожить без воздуха.
Ход выполнения:
Зажимаю рукой нос и ставлю песочные часы на одну минуту. Песочек еще весь не высыпался, а я уже не могу не дышать. А думала, что легко продержусь хотя бы одну минуту без воздуха!
Вывод: человек не может жить без воздуха. Гипотеза о необходимости воздуха человеку подтвердилась.
После исследований мы с мамой :
1. Зарисовали схемы изученных свойств воздуха
2. Поиграли в игру – дискуссию «Ветер – это хорошо или плохо?»
3. Нашли дома приборы, в которых используется воздух.
4. Съездили и посмотрели работу построенного в нашем городе ветряка.
5. Выучили стихотворение о воздухе
6. Поиграли с воздухом :
- с вертушкой;
- запустили воздушного змея;
- с мыльными пузырями;
- с мячом;
- с воздушным шариком.
С результатами своих исследований я познакомила детей моей группы.
Выводы
В результате своей работы я выяснила, что воздух на нашей планете действительно есть и его можно поймать. Он имеет определенные свойства:
- воздух бесцветный, прозрачный, невидимый;
- воздух может иметь разную температуру;
- воздух легче воды;
- воздух может двигаться;
- воздух может издавать звуки;
- воздух не имеет запаха, но передает его;
-воздух давит на предметы.
Я доказала необходимость воздуха для человека, узнала как люди могут использовать свойства воздуха в своей жизни, познакомила других детей со своими исследованиями.
Не все мои предположения подтвердились, но зато я поняла смысл одной китайской пословицы, которую часто повторяет моя бабушка: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Воздух – действительно удивительное чудо нашей планеты. Он такой большой, что занимает весь мир и такой маленький, что в любую щель пролезет! Нам без него никак нельзя! В следующий раз я хотела бы выявить, можно ли определить чистоту воздуха и как чистота воздуха влияет на наше здоровье.