ольга белогурова
Экологический проект «Королевство лекарственных растений»
▼ Скачать
Экологический проект «Королевство лекарственных растений»
Авторы:Денисенко И. С.
Белогурова О. Н.
Актуальность проекта : Экологическое воспитание- одно из основных направлений в системе образования, этот способ воздействовать на чувства детей, их осознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учаться любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помагают нам дышать, но и лечат от болезней.
Публикация «Экологический проект „Королевство лекарственных растений“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
На территории нашего детского сада, в естественных условиях, произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили вырастить полезные растения, которые принесут пользу, не только визуально-наблюдательную, но и будут воздействовать на чувства детей, их сознание, взгляды и представления.
Цель проекта :
Сформировать представления о лекарственных растениях, их названиях. Познакомить с уходом за этими растениями и правилами сбора и способами применения.
Задачи проекта :
Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации проекта;
Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произростающих на территории детского сада, уметь их различать и называть;
Расширить представления о лекарственных растениях;азвивать наблюдательность, умение самостоятельной исследовательской работы, при изучении отдельных видов растений;
Воспитание любознательности, бережного отношения к природе.
Участники проекта :
дети группы;
воспитатель;
музыкальный руководитель;
родители
Тип проекта : практико – ориентированный
Длительность проекта : долгосрочный (март-июнь)
Ожидаемые результаты:
• Дети будут различать лекарственные растения, знать их названия, научаться правилам сбора и способам применения.
• Появится стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и приумножать, по мере своих сил.
• Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
• У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Формы реализации проекта :
Наблюдения
Опыты
Игры
Беседы
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
1 этап
Информационно-аналитический.
Постановка познавательной задачи.
Подбор методического инструментария (картотека дидактических игр, подвижных игр, конспекты занятий, изготовление альбома «Лекарственные растения»).
Подбор специальной литературы
Рассматривание иллюстраций лекарственных трав, беседа о лекарственных растениях. Консультация «Лекарственные растения».
Соаместное изготовление альбома «Лекарственные растения нашего края»
2 этап
Основной.
Составление перспективного плана. (Приложение 1)
Картотека, включающая в себя: Дидактические игры
по экологии;
подбор загадок, стихов, рассказов о лекарственных растениях
Беседы: «Лекарственные растения»., «Крапива», «Мать- и- мачеха», «Земляника», «Зверобой», «Вьюнок», «Репейник», «Подорожник»(познакомить детей с лекарственными растениями ближайшего окружения). Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов.
Рисование «Первые цветочки- мать-и-мачеха»(закрепление знаний о строении цветка,лекарственных растениях ближайшего окружения).
Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями, посев рассады цветов).
Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева
Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»
Ю. Дмитриева»Кто в лесу живет и что в лесу растет»,
Н. Павловой «Загадки цветов»,
А. Плешакова «Зеленые страницы» и др.
Заучивание загадок и стихов о растениях.
Проведение экологической акции «Чистый город» (очистка газонов от мусора, веток, подрезка кустов).
Оформление выставки «Наши зеленые друзья»
3 этап
Заключительный.
Презентация проекта среди педагогов ДОУ Экологический праздник «День земли»
Применение полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности. Подборка рецептов из лекарственных растений.
Список литературы
1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. -М. ;2008
2. Емельянова М. В. Экология. Занимательные материалы. Волгоград, 2009
3. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Волгоград, 2008
4. Николаева С. Н. Экологическое образование дошкольников. М., 1995
5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М., 2010
6. Поддубная Л. Б. Природа вокруг нас. Волгоград, 2008
7. Рыжева Н. А. Экологическое образование в детском саду. М., 2001
8. Тихомирова Л. Ф. Уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль,2003
9. Фисенко М. А. ОБЖ подготовительная группа. Волгоград, 2008
10. Шарыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. М., 2005
Приложение 1
Перспективный план
Месяц Совместная деятельность педагога с детьми
Март • Рассматривание иллюстраций лекарственных растений.
• Беседа «зеленая аптека».
Цель: Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека.
• Дидактическая игра «Вершки-корешки»- в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.
• Посадка лука, чеснока.
Апрель • Организованная образовательная деятельность «Лекарственные растения- средства оздоровления человека».
Цели: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе.
• Дидактическое упражнение «Определи по запаху» (мята, душица и т. д.)-упражнять детей в узнавании лекарственных растений по запаху, закреплять знания детей о лекарственных растениях.
• Беседы : «Земляника», «Зверобой», «Подорожник».
• Наблюдение «Наш верный друг-подорожник»
Цели: познакомить детей с лекарственным растением- подорожником, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья подорожника, стебли; познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы подорожнику. для того, чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
• Тематическое развлечение «День рождение земли».
• Акция «Чистый город»
• Посадка рассады (ромашка, зверобой, календула)
Май • Прогулки за пределы участка
Цели: научиться быть внимательным к тому, что их окружает. Быть наблюдательным. Контролировать свои действия и действия своих сверстников. Закрепить знания детей о лекарственных растениях (Одуванчик, крапива, подорожник, лопух, воспитывать любовь к родному краю.
• Наблюдение за одуванчиками.
• Цель: показать детям массовое цветение одуванчиков. Объяснить детям, что одуванчик – это лекарственное растение. Определить, какие цветы скоро начнут цвести (набрали бутоны).
• Помощь взрослым в подготовке клумб для цветов и грядок для овощей.
• Наблюдение за ромашками.
Цель: рассматривать ромашки в цветнике или на лугу, научить аккуратно срезать ромашки.
• Наблюдение за березой
Цель: познакомить с тем, что березовый сок полезен для здоровья, для профилактики авитаминоза, что из молодух листьев березы готовят, весной, витаминизированный чай, березовый веник, тоже полезен для здоровья.
• Экологический праздник «Юные натуралисты»
Приложение 2
Дидактические игры
Упражнение «Лесовичок»
Цель: Воспитание осознанного действенного отношения к природе, коррекция способов воздействия с природой.
Рекомендации к проведению упражнения : Рассказ воспитателя «Лесовичок –хозяин леса. Он следит за порядком и чистотой. Когда в лес приходят друзья природы, он радуется и чувствует себя счастливым и веселым. А когда правила поведения в природе нарушаются, он сердится и становится хмурым и нелюдимым».
Детям предлагается нарисовать фигурки Лесовичка, превратив их в Веселого Лесовичка и Хмурого Лесовичка. Еще раз вспомнить, когда и какое у Лесовичка бывает настроение. Для закрепления предложите детям отобрать карточки с изображением разнообразных способов взаимодействия человека с природой (веселому Лесовичку положить карточки, где правила природы соблюдаются, а хмурому Лесовичку, где правила природы нарушаются).
Упражнение «Определи по запаху»
Цель: Упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закрепить знания о лекарственных растениях.
Материал: засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки.
Действия: дети подносят к носу, по одному, мешочки и по запаху определяют, какое растение находится в мешочке.
Дидактическая игра «Узнай растение»
Цель: упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
Материал: разные виды лекарственных растений (душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел, отдельные части лекарственных растений (стебель, корень, листья).
Действия: дети должны угадать лекарственное растение.