Людмила Тищенко
Экологический проект «Загадки комнатных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект. «Загадки комнатных растений»
Тип проекта - практико-ориентированный, краткосрочный.
Сроки: февраль – март
МБДОУ КВ «Детский сад №5» г. Дзержинский.
Старшая группа № 4. Воспитатель: Тищенко Л. А.
Публикация «Экологический проект „Загадки комнатных растений“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Весной традиционно мы пересаживаем комнатные растения. Надо чтобы дети тоже приняли активное участие в этом важном процессе. Ведь дети всегда расспрашивают меня, интересуются: «А почему, у этого цветка листья красные, а у того зелёные?», «А как называется этот цветок?», «А у меня тоже дома есть такой».
Так возникла идея исследования.
Учитываем, что дети знают о комнатных растениях :
1. Растения очищают воздух дома.
2. Многообразие комнатных цветов.
3. Растениям нужен свет и вода
Учитываем, что они хотят узнать:
1. Как правильно сажать и ухаживать за комнатными растениями.
2. Больше узнать о своём любимом комнатном растении.
3. Как размножаются растения.
И, главное, где можно узнать? :
1. В энциклопедии.
2. Просмотр познавательных передач.
3. Спросить у взрослых.
4. В интернете.
Цель:
Способствовать формированию у старших дошкольников желания и
способностей к самостоятельному поиску, сбору информации, развивать чувство ответственности за порученное дело.
Активное сотрудничество родителей в процесс проекта.
Расширение зеленого уголка в группе детского сада.
Задачи проекта :
Образовательные:
способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях;
способствовать сформированию представлений о значимости комнатных цветов;
развить практические навыки ухода за комнатными растениями.
Воспитательные:
воспитание любви к природе родного края, воспитание наблюдательности и бережного отношения к растениям;
способствовать развитию воспитания экологической культуры.
Материальные:
улучшение экологической среды группы, объединение усилий педагога, детей, родителей, направленных на благоустройство и озеленение группы.
1
Формы и методы работы:
Центр книги - встреча с работниками детской библиотеки; составление рассказов о комнатных растениях (с помощью родителей).
Центр науки - посадка ростков комнатных растений в горшки.
Центр движения - Игры «Что изменилось?», «Найди такой же», «Найди растение по названию», «Угадай по описанию», «Где спряталась матрёшка?», «Чего не стало?», «Опиши, я отгадаю».
Центр искусства - выставка творческих работ детей;
фотовыставка «Любимые цветы нашего дома».
Актуальность.
Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как
развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом городе.
Большую роль в экологическом образовании старших дошкольников играет практическая и исследовательская деятельность. Теоретические знания, полученные
при проведении данного проекта, должны стать базой для самостоятельного
осмысления происходящих в природе процессов и явлений.
Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы
и собственного здоровья поведению. Практическая деятельность по созданию зелёного уголка группы позволит детям и родителям под моим руководством изучать природу не только по книгам, но и по собственным наблюдениям за своими комнатными растениями.
Данный проект поможет детям проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения в малых рабочих группах, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Проблема, решаемая в процессе реализации проекта, не нова, но для нашего дошкольного учреждения, в настоящий момент она актуальна и значима.
Моя задача - заинтересовать в положительном результате и детей и родителей, увлечь их экологической темой.
Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи и озеленить групповой уголок. Привлечь к этой работе большее количество детей и родителей.
Условия эффективной реализации проекта.
Предполагает совместную деятельность воспитателя, детей и родителей.
У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество воспитателя и родителей повышает положительный имидж детского сада и решает проблему по материальному обеспечению проекта.
Ребята узнают много интересного из жизни растений :
исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений;
научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы : рыхлению почвы, поливу растений и т. д. 2
Этапы работы:
1 этап. Подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа воспитателя с детьми и их родителями;
В нашем детском саду есть дети и взрослые. Растут ли взрослые? А дети? Кто считает, что он растёт? Как это можно доказать? В ходе беседы воспитатель делает вывод о том, что дети в отличие от взрослых растут.
Во время пребывания детей в детском саду воспитатель обращает внимание детей на то, что растения растут, меняются. После этого воспитатель объясняет задачи проекта :
- А есть что-нибудь «растущее» в окружающем нас мире? Как узнать, что они растут? (выслушивает предположения детей). А как вырастают растения и как это происходит? Именно об этом нам и предстоит узнать, и в этом нам будут помогать родители. Мы с вами проведём очень интересные исследования, посадим любимые цветы и будем наблюдать.
Может быть, уже кто – то выращивал цветы? И может поделиться своим опытом.
Создание лаборатории.
Воспитатель вместе с детьми решает, где лучше поместить лабораторию.
Предложить детям дома обсудить с родителями, какое комнатное растение они будут выращивать или хотели бы вырастить. Дети приносят из дома горшки, ростки цветков для посадки, рисунок будущего цветка. Воспитатель предлагает детям устроить посадку комнатных цветов.
В результате выясняется, что дети мало знают про комнатные цветы, которые они принесли. Воспитатель даё т задание домой: Подготовиться к беседе на тему: «Знаем ли мы растения нашего дома?»(вместе с родителями дети готовят рассказы).
2 этап. Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы в разных видах деятельности по проекту;
1. Беседы с детьми: «Знаем ли мы растения нашего дома?»
2. Использование дополнительных средств источников (энциклопедии, экскурсия в библиотеку, интернет - информация) .
3. Посадка и уход за цветами в группе детского сада.
4. Презентация комнатного растения.
5. Конкурс детских творческих работ «Мой любимый комнатный цветок»
6. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение)
о комнатном растении.
7. Фотовыставка «Любимые цветы нашего дома». Привлечь родителей к участию в фотовыставке.
3 этап. Обобщающий: (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
1. Выпуск сборника «Загадки комнатных растений»
2. Интересная дополнительная информация.
3. Подведение итогов реализации проекта.
3
Ресурсы проекта.
1. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников:
Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду»,
Рыжова «Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
2. Уголки природы в группе.
3. Опытнические зоны в группе.
4. Организация детской исследовательской деятельности и проведения презентации результатов исследований.
5. Детская библиотека.
6. Собрание познавательного материала по теме.
7. Конкурс детских творческих работ и фотовыставка.
Риски.
1. Низкое познавательное развитие детей.
2. Низкая заинтересованность родителей.
3. Могут быть упущены отдельные направления экологического
проекта из-за большого объема изучаемого материала.
Предупреждение рисков.
1. Организовать методическую помощь родителям по организации детских исследовательских проектов.
2. Для повышения познавательного интереса детей и их родителей провести в группе беседы по разъяснению запланированных задач по экологическому проекту "Загадки комнатных растений», привлечь родителей к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
Перспектива
1. Подбор пословиц о комнатных растениях.
2. Викторина между детьми группы "Лучший знаток комнатных растений".
Литература
1. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г.
2. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
3. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1973 г.
4. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.
5. Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
6. О. В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
7. В. И. Серпухова «Комнатные растения», М., 1991 г.
8. В. А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.
9. Интернет – сайты.
4
Конспект образовательной деятельности по экологии
Тема: "Комнатные растения в квартире, в группе сада"
(занятие-презентация)
Цели:
познакомить детей с комнатными растениями в группе;
уточнить представления об особенностях строения комнатного растения, способах размножения, оценить условия жизни и роста растений (освещенность, частоту полива);
составить алгоритмы операций по уходу за комнатными растениями и их паспортизации;
воспитывать интерес к комнатным растениям, побудить желание ухаживать за ними.
Оборудование: комнатные растения, их паспортизация, алгоритмы операций по уходу за комнатными растениями.
Предварительная работа.
Заранее разделить детей на небольшие группы и каждой из них дать задание составить рассказ о комнатном растении (на выбор, по желанию).
Ход занятия.
I Вводная часть.
Педагог. Сегодня у нас состоится презентация комнатных растений.
II Презентация. Один представитель каждой группы рассказывает о комнатном растении, другие ребята этой группы добавляют сведения о нём. Затем дополняют рассказ ребята из других групп.
III Беседа.
Педагог. Почему эти растения называются комнатными?
Дети. Комнатными называются те растения, которые выращивает человек в своём доме, заботится о них, а они в свою очередь приносят человеку пользу.
Педагог. Какую пользу приносят комнатные растения?
Дети. Они способны:
очистить воздух от пыли и ядовитых веществ;
поддерживать влажность воздуха;
обогатить воздух кислородом;
отпугивать вредных насекомых (например, моль);
создать в комнате красоту и уют;
заинтересовать человека, вызвать желание заботиться о них.
Педагог. Назовите жизненные потребности комнатных растений. Что необходимо растениям, чтобы они хорошо росли?
Дети. Почва, вода, свет, тепло.
Педагог. Какие способы размножения растений знаете?
Дети. Семенами. Части растений.
Педагог. Размножение частями растений – вегетативный вид размножения:
стеблевыми черенками (бальзамин, традесканция, фикус, бегония и т. д.);
листовыми черенками (фиалка);
луковицами;
1
делением куста (аспарагус);
отпрысками (усы, цветочная стрелка у хлорофитума, «детки» на краях листьев каланхое).
Педагог. Растения могут стать вашими друзьями только в том случае, если они здоровы и хорошо себя чувствуют.
IV Игры на выявление знаний о растениях.
Игра «Зачем я нужен?»
Педагог называет часть растения, а дети объясняют его значение.
Игра «Угадай растение по описанию»
Педагог описывает растение, а дети отгадывают его.
V Зарисовка комнатных растений.
VI Составление паспорта комнатного растения.
Экологический паспорт растения.
Название.
Класс.
Семейство.
Где живёт (распространение и место обитания?
Краткое описание внешнего вида:
- жизненная форма;
- величина;
- корень;
- стебель;
- листья;
- цветки;
- плоды;
- видоизменения органов.
С какими растениями связано?
Особенности размножения и переживания неблагоприятного периода года.
Сколько живёт?
Другие интересные наблюдения.
Возможности общения (где можно познакомиться с ним, где растёт).
Источник информации.
Составитель.
VII Итог.
2
Конспект образовательной деятельности по экологии
Тема: "Уход за комнатными растениями»
(практическое занятие)
Цели:
учить детей ухаживать за комнатными растениями в группе, планировать свою деятельность, выбирать необходимые инструменты для работы;
закрепить знание об основных потребностях комнатных растений, о сигнальных признаках неудовлетворённых потребностей, обобщить представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление и др.);
воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, чувство ответственности за их жизнь, интерес к уходу за растениями.
Оборудование: таблицы «Алгоритм выполнение операций по уходу за комнатными растениями», «Алгоритм ухода за комнатными растениями», алгоритмы «Как правильно поливать комнатные растения», «Способы удаления пыли с листьев», алгоритм «Формовка и обрезка растения».
Предварительная работа.
Приготовить необходимые инструменты.
Ход занятия.
I Постановка целей занятия.
II Воспроизведение знаний, о том, для чего необходимо заботиться о растениях.
III Определение детьми растений, которые нуждаются в уходе.
IV Повторение алгоритма выполнения операций по уходу за комнатными растениями.
V Выбор детьми необходимых инструментов для работы.
VI Распределение педагогом обязанностей по уходу за комнатными растениями.
VII Самостоятельная деятельность детей (педагог помогает детям выполнить работу, пользуясь соответствующими алгоритмами).
VIII Наблюдение изменений состояния растений после произведенной работы.
Алгоритм выполнения операций по уходу за комнатными растениями :
• Полив.
• Опрыскивание из пульверизатора.
• Мытьё.
• Рыхление почвы.
• Перевалка и пересадка.
• Подкормка органическими удобрениями.
• Освещение летнее и зимнее.
• Удаление пыли с листьев.
• Обрезка.
• Профилактика лечение растения.
• Размножение.
1
Алгоритм ухода за комнатными растениями :
• Растения нужно держать в тёплых помещениях.
• Следует правильно поливать растение.
• Надо рыхлить почву, чтобы к корням поступал воздух.
• Необходимо вносить удобрения.
• Оберегать растения от вредителей.
Алгоритм «Как ко правильно поливать комнатные растения» :
• Поливать растения надо отстоявшейся водой комнатной температуры, иначе они могут заболеть и погибнуть.
• Правильно обращаться с лейкой: следует держать двумя руками, носик лейки ставить на край горшка.
• Правильно направлять струю воды. Поливают растения из лейки, сбоку.
• Лить воду нужно легкой струёй, не делающей ямок в земле, не брызгая на листья.
• Поливать так, чтобы весь земляной ком пропитался водой до появления воды в поддоне.
• Лишнюю воду слить из поддона через некоторое время.
• Летом растения поливают каждый день, зимой реже. Необходимо следить, чтобы почва была влажной.
Способы удаления пыли с листьев:
• Влажной тряпочкой.
• Сухой тряпочкой.
• При помощи влажной кисточки.
• Опрыскиванием из пульверизатора.
Алгоритм «Как пересадить растение» :
• Пересадка растения производится в том случае, когда ему тесно в горшке.
• Пересаживать лучше весной.
• Нельзя разрушать земляной ком.
• При пересадке растения нужно удалить большую часть старой земли.
• Насыпать на дно нового горшка свежую землю.
• Высаживают растение в горшок.
• Добавляют землю между его стенкой и земляным комом, а также сверху.
• Поливают.
Алгоритм «Формовка и обрезка растения» :
• Надо управлять ростом растения, чтобы оно имело красивый, пышный вид.
• Следует прищипывать верхушку главного побега, чтобы вызвать развитие боковых побегов.
• Боковые побеги тоже необходимо прищипывать.
• Обрезка производится острым ножом.
• Срезы надо делать над почкой.
• Места срезов присыпают толченым углём.
IX Итог.
2
Конспект образовательной деятельности по экологии
Тема: "Маленький огород на подоконнике»
(практическое занятие)
Цели:
учить сажать семена гороха, ухаживать за посевами;
воспитывать трудолюбие, формировать чувство удовлетворения от выполненной работы.
воспитывать бережное отношение к растениям, чувство ответственности за их жизнь, интерес к уходу за растениями.
Оборудование: семена растений, инструменты.
Предварительная работа.
Приготовить необходимые инструменты, семена.
Ход занятия.
I Постановка целей занятия.
II Воспроизведение знаний, о том, для чего необходимо заботиться о растениях, которые посадим, и как это сделать.
Алгоритм «Подготовка семян к посеву» :
• Определить полноценность семян.
• Взять сосуд и налить воды.
• Опустить семена гороха (фасоли) в воду.
• Семена, которые оказались на поверхности воды, - неполноценные (нельзя сажать, их удаляют.
• Семена, которые опустились на дно сосуда, - полноценные (можно сажать).
• Проверить семена на всхожесть (проращивание).
• На тарелку кладут влажную салфетку.
• На влажной салфетке размещают семена гороха (фасоли).
• Нужно следить, чтобы салфетка была всегда влажной.
• Через несколько дней появятся росточки. Эти семена готовы к посеву.
• Нельзя сажать семена без росточков.
Алгоритм «Выращивание зернобобовых растений» :
• Рыхление почвы.
• Проведение борозды.
• Посев семян. Семена высаживают в борозды на одинаковом расстоянии друг от друга.
• Заделка семян. Засыпают слоем перегноя толщиной 1-2 см.
• Уход за посевами:
- умеренный полив растений;
- легкое рыхление.
• Прополка растений.
• Уборка урожая.
1
Алгоритм «Посадка луковиц лука» :
• Выбрать крупные, здоровые, плотные и тяжеловесные луковицы.
• Для ускорения роста рекомендуется:
- замачивание лука в течение суток в теплой воде (24-35 ОС);
- срезание шейки луковицы перед посадкой.
• Высаживать луковицы рядами на расстоянии 5 см друг от друга (можно сажать плотнее).
Алгоритм «Появление листьев, цветов на срезанных веточках тополя, сирени» :
• Необходимо срезать длинные и толстые ветки с цветочными почками.
• Срезанные ножом ветки ставят в воду.
• Место среза должно быть косым (ветка будет всасывать больше воды).
• Воду меняют лишь тогда, когда она замутится или на концах веток образуется налёт. В этом случае концы веток обтирают тряпочкой и отрезают от них нижнюю часть. Затем ветки вновь ставят в воду.
III Итог.