МААМ-картинки

Проект «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования»

Елена Котлярова
Проект «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования»

Содержание.

• Актуальность.

• Проблема.

• Цель.

• Задачи.

• Гипотеза.

• Констатирующий эксперимент (часть 1).

• Формирующий эксперимент.

• Констатирующий эксперимент (часть 2).

Психолого-педагогические выводы:

- Теоретическое обоснование (научное обоснование).

Публикация «Проект „Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования“» размещена в разделах

- Описание педагогической деятельности, способствующей решению поставленной проблемы.

• Приложение (фотоматериал, проекты, разработки игр, пособий и т. п. по теме

исследовательского проекта)

Язык народа - лучший, никогда не увядающий

и вечно вновь распускающийся цвет

всей его духовной жизни.

К. Д. Ушинский

Актуальность проекта.

Современное общество предъявляет четкие требования к речи : она должна быть грамотной, уместной, выразительной, богатой. Развитиеречи идет в течение всей жизни человека, однако именно в дошкольном детстве происходит закладка так называемого фундамента. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей в развитии связной речиребенка является совершенствование монологической речи. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у дошкольников, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный и предложенный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной.

Для детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Проблема.

У детей дошкольного возраста при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств. Их речь односложная, состоящая лишь из простых предложений,недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, трудности в построении монолога, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, отсутствие навыков культуры речи, неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса, темп речи.

Цель.

Способствовать формированию связной речи детей дошкольного возраста на основе наглядного моделирования.

Задачи.

1. Познакомить детей с графическим способом предоставления информации – моделью.

2. Учить составлять план речевого высказывания с опорой на наглядную модель.

3. Учить составлять небольшие рассказы по картине, описывать игрушки и предметы, используя мнемосхему.

4. Развиватьумение пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных, отвечать на простые вопросы по тексту, используя сюжетные картинки.

Гипотеза.

- Дети научатся составлять небольшие описательные рассказы и творческие сказки, соблюдая логическую последовательность на основе элементов наглядного моделирования;

- дошкольники научатся отвечать на вопросы по содержанию с использованием наглядного моделирования (сюжетные картинки, символы-заместители);

- воспитанники начнут проявлять интерес к заучиванию стихов и потешек;

- у детей появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- словарный запас выйдет на более высокий уровень.

Констатирующий эксперимент (часть 1)

1. Игра «Составь рассказ по картинке».

2. Игра «В магазине игрушек» («купи» игрушку, описав её).

3. Расскажи сказку «Теремок», «Волк и козлята», используя мнемотаблицу.

4. Беседа с детьми по содержанию прочитанного, восстановление сюжета по картинке.

Формирующий эксперимент.

Поставленные задачи я планирую достигать в течение учебного года в совместной с детьми деятельности, в речевых играх, в ритуально чтении, в театрализованной деятельности и т. п.

«Пересказ сказки «Репка»

Программное содержание: формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке», использовать мнемодорожки.

Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка».

Программное содержание: учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога, используя мнемосхемы.

Пересказ сказки «Теремок»

Программное содержание: формировать умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей, формировать умение подбирать символы-заместители (геометрические фигуры разного цвета, величины, характерного для внешнего вида персонажа, использоватьмнемодорожки.

Составление рассказов – описаний игрушек.

Программное содержание: продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану мнемосхемы, учить детей составлять короткий рассказ вместе с воспитателем; учить правильно называть предметы, согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе.

Чтение сказки «Три поросенка».

Программное содержание: Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка», учить строить предложения с однородными членами; учить рассказывать сказку, используя иллюстрации к ней, применять символы-заместители, используя мнемодорожку.

Рассказывание по картине «Собака со щенятами».

Программное содержание: Учить детей описывать картину, упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении существительных родительного падежа, учить придерживаться определённого плана при составлении рассказа.

Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?».

Программное содержание: формировать умение составлять последовательный описательный рассказ об игрушке, пользуясь мнемосхемой, предложенной воспитателем.

Чтение детям русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк».

Программное содержание: познакомить детей с русской народной сказкой, помочь оценить поступки героев, учить рассказывать сказку,используя различныесимволы-заместители (геометрические фигуры разного цвета)

Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!».

Программное содержание: учить детей составлять рассказ по картине с использованием мнемоквадратов; закреплять умение придумывать название картины, учить отвечать на вопросы полными ответами.

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье».

Программное содержание: учить пересказывать сказку с помощью модели, заменять символами-заместителями (силуэтные изображения, используя мнемодорожку.

Составление рассказов по картине «На полянке».

Программное содержание: продолжать учить описывать картину в определенной последовательности, используя мнемосхему, формировать умение придумывать название картины.

Обучение рассказыванию по картине «Дети гуляют на снежной полянке».

Программное содержание: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней по определённому плану, составленному воспитателем; учить придумывать название картины, систематизировать представление о зимних играх-забавах.

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Программное содержание: продолжать учить детей пересказывать сказку с помощью создания определенной модели, используя метод кодирования предметов (силуэтные изображения или геометрические фигуры)

Составление рассказов по картинкам (по выбору детей).

Программное содержание: учить составлять рассказ по картине, используя мнемодорожку, продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом.

Рассказывание из личного опыта на тему «Мои домашние животные»

Программное содержание: учитьдетей рассказывать на тему из личного опыта, предложенную воспитателем, используя мнемотаблицу, учить правильно называть животных, их части тела, продолжать работу по углублению знаний о животных.

Составление повествовательного рассказа «Приключение Колобка в лесу».

Программное содержание: формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания, используя мнемодорожку. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа, упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Составление рассказа по картине «Весна идёт – весне дорогу»

Программное содержание: закрепить знания о смене времён года, расширять словарь за счёт имён существительных (проталина, ручей, оттепель, сосулька, лучи, капель, подснежник, льдина); имён прилагательных (ранняя, долгожданная, яркий, звонкий и др.); глаголов (журчит, трещит, темнеет, тает и др., учить отвечать на вопросы полными ответами, составлять коллективный рассказ по картине, используя план-мнемосхему.

Составление рассказа из личного опыта «Наши добрые дела»

Программное содержание: развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру, учить детей анализировать свои поступки и поступки своих друзей, учить строить ответ, пользуясь мнемосхемой, активизировать употребление в речи глаголов и прилагательных, подбор антонимов, учить пользоваться словами, обозначающими предметы и действия.

• Констатирующий эксперимент (часть 2) (в конце учебного года проводится мониторинговое исследование по теме, состоящее из тех же вопросов, что и на начало учебного года, каждый вопрос оценивается «+» или «-», по результатам исследования делается микро-вывод).

Психолого-педагогические выводы:

- Теоретическое обоснование (научное обоснование).

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.

Занятие состоит из нескольких этапов.

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идет с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить.

Перед занятием идет большая предварительная работа (педагога и детей) :

подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

обсуждение с детьми проведенных перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

подготовка оборудования и раздаточного материала;

выбор педагогом приемов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

Этапы работы со схемой-моделью :

учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить заменять предметы и явления природы символами

самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему-модель как план пересказа;

закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему- модель.

Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:

у детей появилось желание пересказывать сказки — как на занятии, так и в повседневной жизни;

расширился круг знаний об окружающем мире;

активизировался словарный запас;

дети преодолели робость, застенчивость.

Считаю, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы- модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

- Описание педагогической деятельности, способствующей решению поставленной проблемы.

Приложение (фотоматериал, проекты, разработки игр, пособий и т. п. по теме исследовательского проекта)

• 1. Дидактическая игра – лото «Кто что любит есть?»

Цель. Учить образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь по теме.

Материал. Набор графических схем с изображением домашних животных и продуктов питания.

Ход игры

Педагог предлагает детям рассмотреть графическую схему с изображением домашнего животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что любит?».

Например:

-Кошка любит пить. (молоко).

-Коза любит есть. (траву).

• 2. Дидактическая игра «Какую пользу приносят животные?»

Цель. Учить соотносить домашних животных и предметы графической схемой; составлять предложения; активизировать словарь по теме.

Материал. Набор графических схем: домашние животные, мышка, дом, молоко, мясо, тележка, шерсть.

Ход игры

Педагог демонстрирует детям графические схемы с животными и просит назвать их. Затем задает ребятам вопрос: «Какую пользу приносят животные?». Ответив на вопрос, дети подбирают графическую схему с предметом к животному и составляют предложение.

Например:

-Кошка любит мышей.

-Собака сторожит дом.

-Корова дает молоко.

• 3. Дидактическая игра «У кого что?»

Цель. Учить детей образовывать форму родительного падежа имен существительных. Активизировать словарь по теме.

Материал. Предметные картинки из серии «Домашние животные».

Ход игры

Педагог просит ответить на вопрос и подобрать к ответу картинку.

Например:

-У кого рога и вымя?. (У коровы)

-У кого длинные усы и острые когти?. (У кошки)

-У кого копыта и грива?. (У лошади)

• 4. Дидактическая игра «Кто что ест?»

Цель. Учить детей соотносить графическую схему с объектами и предметами. Закреплять словарь по теме.

Материал. Набор графических схем с изображением диких животных и их продуктов питания.

Ход игры

Педагог предлагает детям рассмотреть графическую схему с изображением дикого животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что ест?».

Например:

-Заяц ест траву.

-Медведь ест мед.

• 5. Дидактическая игра «Кто где находится?»

Цель. Учить различать предлоги «на», «под», «около».

Материал. Схемы, кодирующие изображение домашних птиц и их местонахождение.

Ход игры

Педагог предлагает посмотреть на схемы и сказать, куда спряталась каждая из домашних птиц.

Например:

-Утка спряталась под куст.

-Петух сидит на заборе.

-Гусь стоит около дома.

Публикации по теме:

Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речиОбучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи "Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи". Цель - обучение детей способам наглядного.

Развитие познавательных способностей детей посредством игровых технологий с использованием метода наглядного моделирования На сегодняшний день существует много методик, с помощью которых, можно регулировать процесс развития речи детей, одной из них является наглядное.

Развитие познавательных способностей детей с использованием метода наглядного моделирования Овладение родным языком, речевое развитие является одним из самых важных преобразований ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается.

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Программа профессионально-личностного саморазвития для повышения квалификации и профессиональной компетенции по теме: «Использование метода.

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов технологии наглядного моделирования в первой младшей группе Тема занятия: «МЫШКА И МИШКА» Программное содержание (цели): 1. Способствовать развитию речи как средства общения: развивать понимание речи.

Конспект занятия с использованием элементов наглядного моделирования «Приключения дорожных знаков» Конспект занятия с использованием элементов наглядного моделирования "Приключения дорожных знаков"подготовительная группа Цель: совершенствование.

План по самообразованию воспитателя средней группы «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» Актуальность: Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает.

Презентация «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования» Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения,.

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью педтехнологий — мнемотехникаРазвитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с помощью педтехнологий — мнемотехника В рамках лексико – тематической недели «Наша Родина - Россия» в средней группе с детьми компенсирующего направления (логопедическое) с ТНР.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования»
Опубликовано: 16 января 2019 в 21:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Котлярова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД