МААМ-картинки

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию

Тузницкая Ирина
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти

словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

К. Д. Ушинский.

Актуальность темы:

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребёнок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, способным при необходимости (например, при переписке) заменить собою устную речь.

Публикация «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию» размещена в разделах

Под связной речью принято понимать такие развёрнутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после 3 лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребёнка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребёнка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе всё усложняющейся игры у ребёнка постепенно формируется регулирующая функция речи. После 3 лет, особенно к 4-5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» для неё — он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими нормами языка, что позволяет ему правильно строить предложения. Но если при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идёт уже о логической связи между отдельными предложениями.

Детям бывает трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ 4-5-летнего ребёнка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребёнок перескакивает на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.

Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Ф. А. Сохин, Л. А. Пеньковская, А. М. Леушина, О. И. Соловьева, М. М. Конина, и др.) . Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.

Цель нашей работы: Способствовать развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе рассказывания.

Задачи:

1. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам.

2. Развивать диалогическую речь: учить формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи.

3. Развивать словарь детей посредствам знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.

4. Развивать речевое творчество.

5. Обогатить предметно-развивающую среду группы в рамках освоения образовательной области «Коммуникация».

6. Привлекать внимание родителей к необходимости работы с детьми по развитию связной речи.

7. Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Этапы работы

Первый этап- подготовительный: мониторинг, анкетирование, родительское собрание, оформление информационных стендов, консультации.

Задачи 1-го этапа:

1. Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2. Составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3. Выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4. Выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи;

5. Выявить уровень компетентности родителей обучающихся в вопросах по формированию связной речи.

Второй этап – формирующий: НОД, дидактические игры и упражнения, индивидуальная работа, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуации, наблюдения, тематические выставки, литературная викторина с участием родителей, консультации и др.

Задачи 2-го этапа:

1. Помочь детям в упорядочивании и систематизации познавательной информации об окружающем;

2. Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам, развивать умение составлять повествовательные рассказы, учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;

3. Развивать диалогическую речь: учить формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

4. Развивать словарь детей посредствам знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.

Третий этап – заключительный: сравнительный мониторинг, анкетирование, перспективы на будущее.

Задачи 3-го этапа:

Определить эффективность проделанной работы;

Наметить перспективы на будущее во взаимодействии ДОО и семьи.

На первом этапе работы мы провели мониторинг детей среднего дошкольного возраста, который показал что: 4 % детей умеют самостоятельно составить рассказ об игрушке и по картинке, называя признаки, качества, действия. Умеют самостоятельно пересказать рассказ или сказку, прочитанную взрослым. Используют разнообразные лексические средства (определения, сравнения, синонимы, антонимы, грамматически правильно строят предложения при составлении рассказов.

86% детей самостоятельно описывают предмет, но связи устанавливают только при помощи взрослого, допускают ошибки в обозначении признаков предмета (заменяя названием сходных признаков). Используют от 2 до 3 прилагательных. В рассказе преобладают простые распространенные предложения. Дети допускают 1-2 грамматические ошибки.

10 % детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не умеют связывать между собой предложения и части высказывания, предложения в рассказе преобладают простые, дети допускают разнообразные грамматические ошибки.

Была проведена работа с родителями: консультация, родительское собрание, где мы предложили ответить им на ряд вопросов связанных с развитием связной речи.

По результатам анкетирования было выявлено, что 53% детей делятся с родителями о впечатлениях посещаемых вместе с ними различных мест, 33% - иногда, 13 % родителей не беседуют с детьми на эту тему. При чтении рассказа или сказки: 73% родителей просят детей пересказать прочитанное произведение, остальные 27% родителей останавливаются только на прочтении произведения. При рассказывании ребенком 47% родителей обращают внимание на структуру рассказа, 27% родителей не всегда поправляют ребенка, остальные 26% опрошенных не задумывались о структуре рассказа. Большое время родители выделяют детям на просмотр телевидения.

Развивается связная речь при обучении дошкольников: пересказу художественной литературы, составлению описательных рассказов, составлению повествовательных рассказов (творческих, составлению рассказов из личного опыта, рассказов по серии сюжетных картинок, обучению составлению рассказов по мнемотаблицам, рассказыванию по картине.

Пересказ текста играет большую роль в общем развитии ребенка и активно использовался на занятиях в дошкольном учреждении, являясь основным видом монологической речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи, способствует развитию навыков выразительной речи у детей. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи.

Методы и приемы, используемые нами для осуществления задач обучения пересказу, различны: выразительное двухкратное и трехкратное чтение текста; беседа о прочитанном; показ иллюстраций; инсценировка русских народных сказок, например, «Маша и медведи»; показ украинской народной сказки «Рукавичка», используя настольно-печатный театр; использование театра-варежек для пересказа народной английской сказки «Три поросенка»; пересказ русской народной сказки «Гуси лебеди» по опорным картинкам; дети рисовали картинки после прочтения произведения для дальнейшего пересказа; закрепление прочитанного произведения, при помощи паззл, художественного творчества, речевых упражнений, оценка.

В непосредственной организованной образовательной деятельности по развитию речи мы следовали логике речевой деятельности, начинали взаимодействие с мотивации речевой деятельности, что являлось залогом успешного результата деятельности всех её участников. В средней группе, чтобы вызвать у ребенка желание участвовать в обсуждении, мы использовали разные приемы: сюрпризные моменты, общение с игровым персонажем, постановка проблемных вопросов, загадывание загадок, включение элементов поиска, создание объекта своими руками из глины и соленого теста (что способствует развитию мелкой моторики, изображение акварелью животного и т. п.

Для обучения детей составлению описательного рассказа мы организовывали игровые образовательные ситуации, стимулирующие интерес детей к описанию наглядно-представленных предметов, ситуация «Что у тебя, а что у меня?», дети играют в «дочки-матери», где учатся находить признаки кукол, называть их и развивать умение сравнивать.

Затем переходим к описанию по схеме и по представлению («Моя любимая игрушка» и др.).

При обучении детей средней группы описательному рассказу мы начинали с рассказов об игрушках, затем усложняли содержание, включая природоведческое и социально-нравственное содержание.

Набор методов обучения тоже постепенно усложняли: использовали речевой и литературный образец, далее вводили схемы описательного рассказа и рассказывание по ним, затем описание по предметной картинке.

Наглядно-образный характер мышления ребенка этого возраста требует обязательного использование наглядности, обеспечения возможности подействовать с материалом, накапливая при этом чувственный опыт.

Специальную роль в обучении рассказыванию играет индивидуальная работа и при подведении ребенка к самостоятельному рассказыванию. Для детей с низким уровнем развития для описания животных предлагались модели из 3-х частей, для среднего уровня модель усложнялась, для детей с высоким уровнем развития предлагались блоки – схемы.

В группе совместно с детьми был создан альбом «Описательных загадок», где загадка представлена в виде схемы, которую дети могли самостоятельно прочитать и подобрать рисунок-отгадку.

Также мною была разработана дидактическая игра «Волшебный коврик», это тканое полотно, на котором можно поместить предмет-картинку и описать его с детьми, также ребята совместно со мной проигрывали событие с этим предметом, придумывали разные варианты окончания события. Это уже начиналась работа по обучению повествовательному рассказу.

Повествовательный рассказ является достаточно сложной формой монологической речи для детей среднего дошкольного возраста. Он требует умения соблюдать логику изложения, отражающую последовательность развертывания событий: вступление, завязка, кульминация и развязка. Освоению детьми логики повествовательного рассказа мы использовали такие методы, как составление плана будущего рассказа, моделирование, игровая драматизация содержания. Например, на столе создавалось игровое поле - «Скотный двор», «Лесная полянка», где располагались игрушки. Плоское поле «Домашние животные» с картинками-наклейками. Дети, сначала с воспитателем, а затем друг с другом, проигрывали ситуацию. Согласно структуре повествования четыре ее основных компонента отражались в плане, схеме рассказа, составляемой при моделировании в таких дидактических играх разработанных мною, как «Галька», «Часы», «Улитка», «Гусеница», где располагались предметные картинки в порядке событий и дети рассказывали историю, опираясь на них, соблюдая логику повествования.

В средней группе дети начинали знакомиться с рассказыванием по серии сюжетных картинок, это когда один ребенок рассказывал начало, другой продолжал развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивал изложение. Для закрепления у детей представления о структуре связного рассказа и развития у них умения выстраивать сюжет мы использовали игровые упражнения на восстановление порядка серии картинок, например «Паровозик», «Что сначала, что потом» и др.

В среднем возрасте дети учились составлять рассказы из личного опыта, для этого мы использовали такие методы, как: наблюдение, например, в природе за деревьями в зимний период; поручения - это уход за огородом (обговаривали - какие это культуры, как ухаживать за ними, для чего мы это делаем, собирали листьев для осеннего букета, убирали участок от мусора, в процессе режимных моментов обращали внимание детей на свойства и качества предметов.

Стимулировали общение детей в процессе сюжетно-ролевых и дидактических игр (договариваться о распределении ролей, определять, кто первым будет ходить в игре, и т. д., организовывали коллективные обсуждения событий из жизни детей в детском саду.

Не менее важную роль в развитии связной речи несет предметно-развивающаяся среда, которую мы пополнили: художественной литературой, схемами для описательных рассказов, альбомом «описательных загадок», альбомами с картинками по тематике для рассказывания, дидактическими играми, атрибутами для развития сюжетно-ролевых игр.

Свою работу мы строили в тесном взаимодействии со специалистами

Параллельно мы работали с родителями. Было проведено открытое занятие по развитию речи на тему «Рассказывание по картине «Мама моет посуду»», где познакомились с методами работы по развитию речи дома, как учить детей описывать предмет, нарисованный на картинке, выделять наиболее существенные признаки. Родители принимали участие в литературных викторинах: «Каких вы знаете русских писателей?», «Знаете ли вы русские народные сказки?», «Из какого художественного произведения этот отрывок?». На мастер-классе родители учились изготовлять бумажные игрушки для пальчикового театра, для дальнейшего использования приобретённого опыта изготовления совместно со своим ребенком дома. И использования этих игрушек в театральной деятельности в группе.

Родители совместно с ребенком составляли книжку с описательными рассказами «Моя любимая игрушка». Для этого они записывали рассказ ребенка о домашней игрушке, вместе с родителями ребенок иллюстрировал свою книжку предметными картинками и схемами рассказа. Из детских книг в группе составлялась библиотечка, которая использовалась для упражнения детей в рассказывании, - дети «читали» свою книгу другим. Родители вместе с ребенком дома составляли коллаж на тему «Я люблю путешествовать», «Елочка зеленая иголочка». По составленному коллажу дети рассказывали о своих впечатлениях, о путешествии, описывали лесную елочку. Далее эти коллажи использовали для оформления стендов.

На третьем, заключительном этапе мы провели повторный мониторинг, который показал, что уровень сформированности связной речи у детей средней группы значительно вырос. Дети стали больше проявлять интерес к художественной литературе, активно участвуют в решении проблемных ситуаций и предлагают способы их решения. На сравнительном мониторинге видно, что на 46% вырос показатель, что характеризует об умении ребенка самостоятельно выполнять все предложенные задания. На 40% вырос показатель, что характеризует выполнение ребенка самостоятельно и с частичной помощью взрослого предложенные задания, и только 4% детей, которые выполняют все предложенные задания с частичной помощью взрослого, что позволяет нам судить о высокой эффективности проделанной нами работы.

Результаты работы:

• Сформировалось умение составлять описательные рассказы о предметах, объектах, по картинкам;

• повысилась содержательность и связность монологической речи детей;

• повысилась речевая активность детей;

• в результате проделанной работы дети познакомились и начали осваивать такие понятия, как вступление, завязка, кульминация и развязка;

• родители стали обсуждать с педагогами наиболее важные вопросы по развитию речи детей.

В старшем возрасте мы продолжим:

1. развивать у детей навык речевого общения, речевой коммуникации;

2. формировать навык построения связных монологических высказываний;

3. развивать навык контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

4. целенаправленно воздействовать на активизацию ряда психических процессов, тесно связанных с формированием устного речевого сообщения;

5. продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по развитию речи детей.

Список литературы:

Короткова Е. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М. :Просвещение, 1982.-128 с. ,ил.

Сомкова О. Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ науч. Ред. А. Г. Гогоберидзе. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО»ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.-208 с.

Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М. :АРКТИ, 2010.- 28 с. : ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ)

Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с, ил.

Ткаченко Т. А. Развитие логики и речи по картинам с проблемным сюжетом у дошкольника 4-7 лет. Рабочая тетрадь. - М. : Издательство «Ювента», 2007.- 24с. +32 с. цв. вкл. :ил.

Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 3-4 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. - М. :Вентана- Граф, 2007.-272 с.

Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- 287 с.

Интернет ресурсы:

Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. : М., -

OCR Detskiysad.Ru

Публикации по теме:

Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речиОбучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи "Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи". Цель - обучение детей способам наглядного.

Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного.

Деловая игра для воспитателей «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию» Деловая игра для воспитателей «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию». Цель: формирование педагогической.

Обучение связной речи детей дошкольного возраста в процессе использования картин Введение В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения.

Педагогические условия развития связной речи детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности в сопровождении педагога. Задачи: 1. Развитие связной.

План по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» воспитатель Ибадулаева Луиза Майиловна План по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» Воспитатель:.

План по самообразованию воспитателя средней группы «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» Актуальность: Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает.

Проект по развитию речи в средней группе «Развитие речи детей в процессе обучения рассказыванию» Пояснительная записка. Рассказ сравнительно сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового.

Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.

Выступление «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" Данная тема довольно обширна. Она включает в себя много различ-ных разделов. В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 21:09
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию» (включая файлы) размещена пользователем Тузницкая Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД