Корнеева Ирина Евгеньевна
Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
"Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи".
Цель - обучение детей способам наглядного моделирования
Задачи:
* Развивать мышление и воображение, память при использовании схем, моделей, заместителей.
* Учить создавать воображаемые образы и узнавать некоторые ситуации по схеме.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста способом наглядного моделирования в процессе связной речи» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
* Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки, загадки, сюжета рассказа.
* Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.
* Учить составлять по схеме, мнемотаблице связные, последовательные рассказы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
«речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Задачи развития связной речи
- овладение связной диалогической речью;
- овладение связной монологической речью;
- формирование элементарных знаний о структуре текста, о способах связи между структурными частями и предложениями;
- строить разные по типу высказывания: описание, повествование, рассуждение.
Средства наглядного моделирования :
* геометрические фигуры;
* символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
* планы и условные обозначения, используемые в них;
* мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы; опорные схемы; карточки — символы.
Этапы реализации образовательного проекта
I этап- подготовительный
II этап- активного обучения
III итоговый этап -общение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности
I Этап образовательного проекта
* Подобрать и изучить методическую литературу по обучению детей с помощью моделей, схем, знаков и символов.
* Составить тематический план работы с детьми (определить виды деятельности, содержание, методы и приёмы).
* Изготовить схемы, модели, мнемотаблицы, знаки, символы и др.
* Подобрать дидактические игры.
* Выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
* Разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа при помощи моделей и схем.
Задачи обучения связной речи на первом этапе обучения :
* Составление простых распространенных предложений по схемам.
* Обучение детей умению задавать вопросы, опираясь на модель и отвечать на вопросы полным ответом.
* Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по мнемотаблицам по темам: «Фрукты», «Овощи» и т. д.
* Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов по схемам и моделям.
* Заучивать стихотворения по схеме, модели.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
1. Принадлежность к родовидовому понятию;
2. Величина;
3. Цвет;
4. Форма;
5. Составляющие детали;
6. Качество поверхности;
7. Материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
8. Как он используется (какую пользу приносит?
9. За что нравится (не нравится).
Задачи обучения связной речи на втором этапе обучения :
* Учить составлять простые предложения, распространенные однородными членами, сложные предложения с союзными словами «сначала и потом» по схемам и мнемотаблицам.
* Учить составлять описательные рассказы по непосредственному восприятию.
* Обучать пересказу сказки, рассказа и составлению рассказа по картине и серии картин.
* Придумывать загадки по моделям, схемам.
Задачи обучения связной речи на третьем этапе обучения :
* Закрепление умения самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).
* Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
* Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
Творческий рассказ последовательность работы:
* Ребёнку предлагают придумать ситуацию (персонаж, место, модель рассказа).
* Предлагается персонаж, а оформление модели ребенок придумывает сам.
* Конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями.
* Составление рассказа по модели с неопределенными заместителями (геометрические фигуры).
* Самостоятельный выбор темы и героев рассказа.
Литература:
1. Александрова, О. В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О. В. Александрова. - М. : Эксмо, 2013.
2. Большева,Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учеб. -метод. пособие / Т. В. Большева. -Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001.
3. Белоусова, Л. Е. Веселые встречи : Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – Издательство: Детство-Пресс, 2003.
4. Гомзяк, О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О. С. Гомзяк. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
5. Носенко, И. П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах) : Учебное пособие / И. П. Носенко. - М. : ЦПО, 2009.
6. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп. занят., метод. рекомендации (по ФГОС, дополн. / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015.
7. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015.
8. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : ТЦ Сфера, 2015.
9. Шадрина, Л. Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л. Г. Шадрина, Л. В. Семенова. - М. : ТЦ Сфера, 2012.