Наталия Грубош
Исследовательский проект «Опыт с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с неживой природой-воздухом; развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Обобщить, уточнить ранее полученные знания детей о свойствах воздуха. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. Показать, что воздух есть везде вокруг нас, способы его обнаружения. Сформировать конкретные понятия о свойствах воздуха. Вызвать интерес к исследовательской деятельности; развивать способность устанавливать простейшие причинно- следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Расширить представления о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Формировать начальные экологические представления.
Публикация «Исследовательский проект „Опыт с воздухом“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
2. Развивать навыки детей проведения элементарных опытов. Расширять и активизировать словарь детей; развивать умения самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
3. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Предварительная работа: беседы про воздух, свойства воздуха, загадывание и разгадывание загадок о воздухе, чтение сказок в которых присутствуют герои умеющие летать, эксперименты с водой. Знакомство с правилами пожарной безопасности.
Оборудование и материалы:
у воспитателя - две коробочки, апельсин, лук, полиэтиленовый пакет, ёмкость с водой, стакан, бумажная салфетка, воздушные шарики по количеству детей, эмоциональный герой «Летунчик», веер, свечи, стакан, банка. у детей - стакан с водой, трубочки для коктейля, салфетки, полиэтиленовый пакет,веер.
Ход занятия
Организационный момент
- Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли учёных и заняться исследованиями в нашей научной лаборатории.
-А чтобы узнать, что будем исследовать, отгадайте загадку.
Загадка
Через нос проходит в грудь И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
-Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и будем делать опыты как настоящие учёные, узнаем «Зачем нам нужен воздух?», «Каким он бывает?»
Основная часть занятия
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и послушать. Звучит музыка, воспитатель читает стихотворение:
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет:
Он плывет себе в волнах На раздутых парусах.
-Ребята, что вы слышите? (Ответы детей.)
-А я слышу шелест и представляю как по нашей группе летает легкий свежий ветерок, слышите?
-Посмотрите, ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)
-Кто это к нам прилетел? (воздушный шар)
-А почему он называется воздушным? (ответы детей)
Воспитатель. Ребята, давайте знакомится. Его зовут Летунчик. А кто его нам отправил? Наверное какой-то сказочный герой, который летает по воздуху. Каких летающих героев вы знаете?
Дети. Винни-Пух, Баба-Яга, Гуси-Лебеди, Карлосон, Змей-Горыныч.
Воспитатель. А я, кажется знаю, это Винни-Пух шел в гости к ослику ИА и потерял свой шарик. Он мне тоже подарил шарик, но он не летает. Почему?
Дети. Один шарик заполнен воздухом, а другой нет.
Воспитатель. Где же мы возьмем воздух, у меня его нет. Летунчик утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. Мы станем учеными и проведем опыт.
Практическая часть занятия
1 опыт. «Обнаружение воздуха»
-Скажите, мы воздух видим?
-Как вы думаете, поймать мы его можем?
-Я вам сейчас покажу.
-Что в пакете?
-Теперь сложим пакет несколько раз. Посмотрите, какой он? (тоненький)
-Давайте вместе с вами мы наберем в пакет воздух и скрутим открытый конец. Посмотрите, пакет стал упругим и плотным.
-А теперь что вы видите? (в пакете воздух)
-А если мы с вами отпустим его, что произойдет с пакетом? (плоский и тоненький) -Вокруг нас находится воздух, только мы его невидим. Чтобы его увидеть, нам надо его поймать.
ВЫВОД: воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Физ. мин
Мы с вами хорошо потрудились, а теперь давайте немного отдохнем. Физкультминутка.
Осторожно ветер За калитку вышел,
(руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
(постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше,
(перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько Ветками черемух,
(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то Воробьев знакомых.
(погрозить пальчиком)
И, расправив гордо Молодые крылья,
Полетел куда-то Вперемешку с пылью.
(махи руками)
2 опыт. «Как увидеть воздух?»
Воспитатель: Дети, но воздух мы всё-таки можем увидеть, а как это сделать я вам сейчас покажу. Возьмите трубочку для коктейля, один конец опустите в стакан с водой, а другой возьмите в рот. Осторожно подуйте в трубочку. Что происходит? Что вы увидели?
Дети: Пузырьки.
Воспитатель: Мы выдыхаем в трубочку воздух и в воде он виден в виде пузырьков. Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.
ВЫВОД: Значит воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки.
-Ребята, а ведь воздух нужен не только для дыхания.
-Для чего нужен нос?
З игра «Угадай по запаху».
-А как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.
-Сейчас проведём такой эксперимент: Закройте глаза, Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите. Что это?
(Воспитатель подносит кусочки апельсина, чеснока).
ВЫВОД: Значит по воздуху распространился запах и мы его чувствуем. А какие фрукты и овощи вы еще знаете? В них много витаминов и сейчас в холодную погоду укрепляйте свой организм.
4 опыт «Как почувствовать воздух»
Запах чеснока неприятен, так и хочется перестать его чувствовать, давайте попробуем не дышать, зажать нос пальчиками. А чтобы проверить как долго вы сможете не дышать я переверну песочные часы. Дети зажимают нос и стараются не дышать.
- Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты. Какой вывод мы можем сделать? Всему живому на земле нужен воздух: и людям и животным, и растениям. Без воздуха они погибнут. Но всё же хочется чтобы запах чеснока исчез. Как же нам это сделать? Может быть ветер нам поможет. А что такое ветер? Где нам его взять?
Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера.
-Возьмите веер и помашите на себя. Потом друг на друга.
-Что вы почувствовали?
-Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей).
ВЫВОД: Значит, когда воздух движется получается ветер; воздух невидимый, но его можно почувствовать, создав его движение. И воздух разносит запахи.
5 опыт «Воздух нужен для горения»
Как вы думаете, ребята, нужен ли воздух для того, чтобы горел огонь?
Сейчас мы это сами проверим и узнаем.
Возьмём три свечи, зажжём их. Одну свечу накроем стаканом, другую — банкой, а третью оставим открытой.
Что же произошло?
Свеча в стакане сейчас же погасла; в банке будет горела дольше, но через некоторое время и она потухла. Открытая свеча не гаснет, пока вся не сгорит В банке воздуха больше, чем в стакане, поэтому и свеча горит дольше. Этот опыт показывает, что для горения нужен воздух.
И мы, ребята должны помнить с вами правила пожарной безопасности! Какие?
Заключительная часть занятия
- Что узнали?
-Какие свойства воздуха мы узнали?
-Что понравилось вам больше всего?
А сейчас я попробую надуть шарик.
Воспитатель надувает шарик. Летунчик дарит каждому ребёнку по шарику на память. Воспитатель: На этом ребята наша сегодняшняя работа в научной лаборатории заканчивается и мы сейчас с вами отправимся на прогулку дышать свежим воздухом.