Елена Владимировна Иконникова
Исследовательский проект «Как увидеть воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «Как увидеть воздух»
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Как увидеть воздух»
2. Тип проекта: исследовательский.
3. Цель проекта: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди. Животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений.
4. Задачи проекта:
• Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека, животных и растений.
• Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.
5. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:
• Что такое воздух?
• Зачем он нужен людям и растениям?
• Как можно увидеть воздух?
6. Предполагаемый результат: открытое занятие для воспитателей детского сада.
Организация проекта:
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Однажды пришла в группу зарёванная девочка. Мы начали её успокаивать и попросили рассказать, что с ней произошло.
- Я хотела вам показать какие умею пускать пузыри, но они упали и пролились. Мы сказали ей, что мы что-нибудь придумаем. Подошёл мальчик и сказал: «Я знаю, их из мыла и воды делают». Пришлось ещё добавить, что не только из мыла и воды, а ещё из воздуха. Конечно, все были удивлены, причём здесь воздух. Тогда воспитатель предложила надуть воздушный шарик, а когда надула, спросила: «А почему надувается шар? Что мы туда надуваем?». Так возникла проблема: «Что такое воздух?», «Откуда он берётся?»
Поэтому дети вместе с воспитателем поставили задачи для исследования проблемы:
Узнать про воздух, как можно больше.
Провести опыты с воздухом.
2 этап. Организация исследования.
Занятия
Наблюдения
Беседы
Опыты и эксперименты.
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.
Открытое занятие
Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.
Планирование наблюдений с детьми разновозрастной группы по ознакомлению с воздухом.
Время года Наблюдения
Осень 1. Воздух в начале осени: прохладный, прозрачный.
2. Наблюдение за облаками в ветреную и тихую погоду. Почему облака плывут? Отметить, какие облака-высокие или низкие. Дать представления о том, что есть кучевые и перистые облака (кучевые облака собираются в кучки и похожи на кучи ваты, перистые облака-это как лёгкие перышки)
Зима 1. Воздух в пасмурный день (холодный и влажный) и в ясный (сухой)
2. Наблюдения за дымом: во влажную, ветреную погоду дым стелется; в морозную-дым столбом.
Весна 1. Весенний ветер: чистый, свежий, тёплый.
2. Почему дует ветер? (рассказать и обратить внимание на то как над пашней струится воздух –это нагретый солнцем воздух поднимается вверх, а вместо него со всех сторон прилетает холодный воздух. Он летит и наклоняет ветки деревьев, поднимает пыль, гонит волны на воде).
Лето 1. Наблюдение за ветром: тёплый, лёгкий, прохладный. Когда сгибаются верхушки деревьев, качаются ветви-ветер сильный, порывистый. Если листочки чуть колышутся-ветер слабый. Обратить внимание детей на то, как перед грозой сильный ветер поднимает и закручивает пыль.
2. Наблюдение за дождём. Почему идёт дождь? (Высыхают лужи, мокрая после дождя земля становится сухой. В воздухе всегда есть водяной пар, только мы этого не замечаем. Пар поднимается вверх и становится видимым-это облака. Они состоят из крошечных капелек воды. Эти маленькие и лёгкие капельки поэтому и не падают, а летают в облаках. Если остынет облако посильнее и капельки вместе соберутся и станут тяжёлыми, то они падают на землю и идёт дождь.
3. Сравнить облака и тучи.
Опыты и эксперименты с воздухом для детей дошкольного
возраста.
Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, пробуждают любознательность, желание узнать больше. Совершая действия превращения, человек сначала придумывает, как можно преобразовать объект, а затем осуществляет на практике. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас. Эти процессы лежат в основе всех действий, которые мы совершаем. В ходе подобных процессов, ребёнок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природы. Учит самостоятельно проводить исследования, размышлять, отстаивать своё мнение. Обобщать результаты опытов.
«Воздух». Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Б). Перевернуть стакан, немного наклонив. Что произошло? Почему вода попала в стакан?
«Ветер-это движение воздуха». В морозную погоду приоткрыть дверь на улицу. Зажечь две свечи. Держать одну свечку внизу, а другую вверху образовавшейся щели. По направлению пламени можно проследить как движется воздух.
«Вентилятор». Показать ребёнку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться-создают ветер, ветер-это воздух, который движется и мы его чувствуем.
«Загадочные пузырьки». Предложить детям взять надувную игрушку или игрушку-свистульку с дырочкой. Погружать игрушку в воду и наблюдать за тем. Как из них выходит воздух.
«Надувание мыльных пузырей». Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Можно провести соревнование «Самый большой пузырь». Почему надувается и лопается пузырь (в каплю попадает воздух; чем больше пузырь, тем больше воздуха, пузырь лопается, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда заденешь пузырь. Чтобы получился большой мыльный пузырь, надо делать это осторожно и не прикасаться к нему).
«Свет мой зеркальце». Налить в кастрюлю, осторожно, очень горячую воду и поставить на небольшом расстоянии от кастрюли холодное зеркало. Понаблюдать, как на зеркале собираются капельки воды (обратить внимание ребёнка на то, что пар- это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду).
«Что в пакете?» Предложить детям обследовать два пакета (один с водой, другой с воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух.
«Волшебная воронка». Свернуть конус и закрепить его скотчем внутри и снаружи. У конуса срезать кончик. Положить в воронку лёгкий или теннисный шарик. Вставить в отверстие соломинку и дуть. Что происходит с шариком? Почему?
«Морской бой». Воспитатель или взрослый может обсудить вместе с ребёнком, что произойдёт если будет дуть сильный ветер. Затем можно предложить сыграть в морской бой, для этого необходимо сделать кораблики из бумаги. Разделится на две команды, встать напротив друг друга и дуть на лодки, пока чья-нибудь не перевернётся. Определяется победитель, можно обсудить, как правильно дуть, чтобы ветер был сильнее и резче т. е. набирать больше воздуха, сильнее его выдыхать.
В ходе окончания проекта детям были заданы вопросы: «Для чего нужен воздух, и что такое ветер».
Так отвечали дети:
«Воздух гонит облака»
«Ветер гонит волны и опрокидывает парусники».
Дима Винник
«Воздух- это сильный ветер, он срывает листья с деревьев».
Таня
«А ещё говорят попутного ветра, я эти слова слышала, когда смотрела сказку Аленький цветочек».
Даша
«Если не будет воздуха, то мы можем погибнуть и ничего не будет».
Серёжа
Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах безопасности.
Материал: пылесос, завод с трубой, изображения автомобилей, сказочный герой-Карлсон.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я пригласила сегодня на занятие Карлсона, а у нас такой беспорядок, столько мусора, нам здесь нельзя находится. Что же делать? Кажется я знаю кто нам может помочь. Я хочу прочитать стихотворение В. Приходько:
Батюшки, сколько пыли!
Где же вы раньше были?
Меня совсем забыли…
Ладно, ладно, не страшно,
Всё ясно.
Изумительно грязно!
Просто прекрасно!
Для меня это шутка.
Ещё минутка-
Там уже чисто.
А тут как?
Не устали от чуда?
Нет, покуда?
Ну разве я не чудо?
Да, кстати,
Загляну ещё под кровать.
Потом пройдусь по ковру,
На полке книги протру-
И снова в углу замру.
Воспитатель: Ребята, так что же это за пылесос, что он умеет делать, и зачем он нам нужен? (Ответы детей)
Все вместе-дети и взрослые рассматривают устройство пылесоса. Включить пылесос, подставить ладошки сначала к отверстию, через которое воздух всасывается, а затем- к тому, через которое он выходит.
Воспитатель: Что вы чувствуете (Ответы детей).
Воздух можно ощущать по-разному, хотя он и невидим.
Воспитатель: А теперь давайте соберём наш мусор. Что вы видите (пылесос всасывает грязный мусор, воздух, а выпускает чистый).
Давайте посмотрим, что у него внутри (Рассматривают).
Воспитатель: Что это за мешочек (Ответы).
Молодцы. Здесь оседает пыль с ковра. Ткань пропускает воздух, а вот пыль не выпускает. Поэтому он очищается.
Раздаётся стук в дверь. Входит Карлсон с носовым платком, он кашляет и чихает.
Воспитатель: Карлсон, ты что, заболел?
Карлсон: Я вам сейчас расскажу. Вы же знаете, где я живу (можно спросить у детей) на крыше. Там у меня всегда чистый воздух.
Воспитатель: Но где же ты дышал грязным воздухом? Ребята, скажите, где у нас в посёлке грязный воздух? (Ответы детей).
Но что же нам делать мы не можем прожить без машин (предполагаемые ответы).Где большое скопление машин, там воздух пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей. Такой воздух вреден и для человека, для растений, и для животных.
Воспитатель: Давайте вместе подумаем, когда воздух у нас становится свежее и чище?
Такое случается после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают воздух, унося с собой пыль, копоть.
Как вы думаете, что делают люди, чтобы очистить воздух (Ответы детей).
Ребята, где у нас в посёлке много деревьев? Как они называются?
Правильно. У нас растут тополя. Эти высокие деревья выделяют в атмосферу большое количество кислорода, и они хорошо очищают загрязнённый воздух.
Карлсон: Вот я уже и выздоравливаю от свежего воздуха в вашей группе. Слушайте дальше, что со мной произошло. Как только улетел с автомобильной стоянки. Только вдохнул чистого воздуха, как прямо подо мной появилась труба, а из неё-дым. Как вы думаете, что это было (Ответы)
Воспитатель: Верно, это наша кочегарка. Она необходима. Там работают люди, обогревают наши дома, школу, детский сад.
Карлсон: А хорошо бы придумать такой прибор, который будет очищать воздух! Я такой видел, а ещё я знаю загадку:
Он с хоботом резиновым,
Желудком парусиновым,
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль, и сор.
Вот бы и нам такой прибор, а вы уже догадались? Что это (ответы детей). Я тут подумал: раз она пыль сосёт, то почему такой прибор не поставить в трубе?
Воспитатель: Карлсон, ты, конечно, молодец. Но люди уже придумали такие пылесосы (их ещё называют фильтры) для труб. Их вставляют в трубу, воздух проходит через неё и становится чище, как в пылесосе.
Воспитатель: Ребята, а на что влияет дым, грязный воздух (Ответы детей)
Воспитатель: Вы правильно ответили. А чтобы он оставался всегда чистым, мы должны сажать деревья, беречь природу, любить животных.
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Ты в лесу всего лишь гость
Здесь хозяин-дуб и лось.
Их покой побереги.
Ведь они нам не враги.
Карлсон: Ребята мне пора улетать, но я много интересного узнал.
Воспитатель: И всё-таки, Карлсон, лучше летать там, где воздух чистый. А для этого будем стараться сохранить воздух чистым.