Папки-передвижки

Исследовательский проект «Как увидеть воздух»

Елена Владимировна Иконникова
Исследовательский проект «Как увидеть воздух»
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательский проект «Как увидеть воздух»

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Как увидеть воздух»

2. Тип проекта: исследовательский.

3. Цель проекта: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди. Животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений.

4. Задачи проекта:

• Рассказать детям о значении воздуха в жизни человека, животных и растений.

• Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха посредством организации опытно-экспериментальной деятельности.

5. Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

• Что такое воздух?

• Зачем он нужен людям и растениям?

• Как можно увидеть воздух?

6. Предполагаемый результат: открытое занятие для воспитателей детского сада.

Организация проекта:

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Однажды пришла в группу зарёванная девочка. Мы начали её успокаивать и попросили рассказать, что с ней произошло.

- Я хотела вам показать какие умею пускать пузыри, но они упали и пролились. Мы сказали ей, что мы что-нибудь придумаем. Подошёл мальчик и сказал: «Я знаю, их из мыла и воды делают». Пришлось ещё добавить, что не только из мыла и воды, а ещё из воздуха. Конечно, все были удивлены, причём здесь воздух. Тогда воспитатель предложила надуть воздушный шарик, а когда надула, спросила: «А почему надувается шар? Что мы туда надуваем?». Так возникла проблема: «Что такое воздух?», «Откуда он берётся?»

Поэтому дети вместе с воспитателем поставили задачи для исследования проблемы:

Узнать про воздух, как можно больше.

Провести опыты с воздухом.

2 этап. Организация исследования.

Занятия

Наблюдения

Беседы

Опыты и эксперименты.

3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.

Открытое занятие

Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом.

Планирование наблюдений с детьми разновозрастной группы по ознакомлению с воздухом.

Время года Наблюдения

Осень 1. Воздух в начале осени: прохладный, прозрачный.

2. Наблюдение за облаками в ветреную и тихую погоду. Почему облака плывут? Отметить, какие облака-высокие или низкие. Дать представления о том, что есть кучевые и перистые облака (кучевые облака собираются в кучки и похожи на кучи ваты, перистые облака-это как лёгкие перышки)

Зима 1. Воздух в пасмурный день (холодный и влажный) и в ясный (сухой)

2. Наблюдения за дымом: во влажную, ветреную погоду дым стелется; в морозную-дым столбом.

Весна 1. Весенний ветер: чистый, свежий, тёплый.

2. Почему дует ветер? (рассказать и обратить внимание на то как над пашней струится воздух –это нагретый солнцем воздух поднимается вверх, а вместо него со всех сторон прилетает холодный воздух. Он летит и наклоняет ветки деревьев, поднимает пыль, гонит волны на воде).

Лето 1. Наблюдение за ветром: тёплый, лёгкий, прохладный. Когда сгибаются верхушки деревьев, качаются ветви-ветер сильный, порывистый. Если листочки чуть колышутся-ветер слабый. Обратить внимание детей на то, как перед грозой сильный ветер поднимает и закручивает пыль.

2. Наблюдение за дождём. Почему идёт дождь? (Высыхают лужи, мокрая после дождя земля становится сухой. В воздухе всегда есть водяной пар, только мы этого не замечаем. Пар поднимается вверх и становится видимым-это облака. Они состоят из крошечных капелек воды. Эти маленькие и лёгкие капельки поэтому и не падают, а летают в облаках. Если остынет облако посильнее и капельки вместе соберутся и станут тяжёлыми, то они падают на землю и идёт дождь.

3. Сравнить облака и тучи.

Опыты и эксперименты с воздухом для детей дошкольного

возраста.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, пробуждают любознательность, желание узнать больше. Совершая действия превращения, человек сначала придумывает, как можно преобразовать объект, а затем осуществляет на практике. Процессы превращения постоянно происходят вокруг нас. Эти процессы лежат в основе всех действий, которые мы совершаем. В ходе подобных процессов, ребёнок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Цель экспериментальной деятельности. Углублять представления о живой и неживой природы. Учит самостоятельно проводить исследования, размышлять, отстаивать своё мнение. Обобщать результаты опытов.

«Воздух». Переверни стакан вверх дном и медленно опусти его в банку с водой. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Б). Перевернуть стакан, немного наклонив. Что произошло? Почему вода попала в стакан?

«Ветер-это движение воздуха». В морозную погоду приоткрыть дверь на улицу. Зажечь две свечи. Держать одну свечку внизу, а другую вверху образовавшейся щели. По направлению пламени можно проследить как движется воздух.

«Вентилятор». Показать ребёнку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться-создают ветер, ветер-это воздух, который движется и мы его чувствуем.

«Загадочные пузырьки». Предложить детям взять надувную игрушку или игрушку-свистульку с дырочкой. Погружать игрушку в воду и наблюдать за тем. Как из них выходит воздух.

«Надувание мыльных пузырей». Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Можно провести соревнование «Самый большой пузырь». Почему надувается и лопается пузырь (в каплю попадает воздух; чем больше пузырь, тем больше воздуха, пузырь лопается, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда заденешь пузырь. Чтобы получился большой мыльный пузырь, надо делать это осторожно и не прикасаться к нему).

«Свет мой зеркальце». Налить в кастрюлю, осторожно, очень горячую воду и поставить на небольшом расстоянии от кастрюли холодное зеркало. Понаблюдать, как на зеркале собираются капельки воды (обратить внимание ребёнка на то, что пар- это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду).

«Что в пакете?» Предложить детям обследовать два пакета (один с водой, другой с воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают. Обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух.

«Волшебная воронка». Свернуть конус и закрепить его скотчем внутри и снаружи. У конуса срезать кончик. Положить в воронку лёгкий или теннисный шарик. Вставить в отверстие соломинку и дуть. Что происходит с шариком? Почему?

«Морской бой». Воспитатель или взрослый может обсудить вместе с ребёнком, что произойдёт если будет дуть сильный ветер. Затем можно предложить сыграть в морской бой, для этого необходимо сделать кораблики из бумаги. Разделится на две команды, встать напротив друг друга и дуть на лодки, пока чья-нибудь не перевернётся. Определяется победитель, можно обсудить, как правильно дуть, чтобы ветер был сильнее и резче т. е. набирать больше воздуха, сильнее его выдыхать.

В ходе окончания проекта детям были заданы вопросы: «Для чего нужен воздух, и что такое ветер».

Так отвечали дети:

«Воздух гонит облака»

«Ветер гонит волны и опрокидывает парусники».

Дима Винник

«Воздух- это сильный ветер, он срывает листья с деревьев».

Таня

«А ещё говорят попутного ветра, я эти слова слышала, когда смотрела сказку Аленький цветочек».

Даша

«Если не будет воздуха, то мы можем погибнуть и ничего не будет».

Серёжа

Цель: дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах безопасности.

Материал: пылесос, завод с трубой, изображения автомобилей, сказочный герой-Карлсон.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я пригласила сегодня на занятие Карлсона, а у нас такой беспорядок, столько мусора, нам здесь нельзя находится. Что же делать? Кажется я знаю кто нам может помочь. Я хочу прочитать стихотворение В. Приходько:

Батюшки, сколько пыли!

Где же вы раньше были?

Меня совсем забыли…

Ладно, ладно, не страшно,

Всё ясно.

Изумительно грязно!

Просто прекрасно!

Для меня это шутка.

Ещё минутка-

Там уже чисто.

А тут как?

Не устали от чуда?

Нет, покуда?

Ну разве я не чудо?

Да, кстати,

Загляну ещё под кровать.

Потом пройдусь по ковру,

На полке книги протру-

И снова в углу замру.

Воспитатель: Ребята, так что же это за пылесос, что он умеет делать, и зачем он нам нужен? (Ответы детей)

Все вместе-дети и взрослые рассматривают устройство пылесоса. Включить пылесос, подставить ладошки сначала к отверстию, через которое воздух всасывается, а затем- к тому, через которое он выходит.

Воспитатель: Что вы чувствуете (Ответы детей).

Воздух можно ощущать по-разному, хотя он и невидим.

Воспитатель: А теперь давайте соберём наш мусор. Что вы видите (пылесос всасывает грязный мусор, воздух, а выпускает чистый).

Давайте посмотрим, что у него внутри (Рассматривают).

Воспитатель: Что это за мешочек (Ответы).

Молодцы. Здесь оседает пыль с ковра. Ткань пропускает воздух, а вот пыль не выпускает. Поэтому он очищается.

Раздаётся стук в дверь. Входит Карлсон с носовым платком, он кашляет и чихает.

Воспитатель: Карлсон, ты что, заболел?

Карлсон: Я вам сейчас расскажу. Вы же знаете, где я живу (можно спросить у детей) на крыше. Там у меня всегда чистый воздух.

Воспитатель: Но где же ты дышал грязным воздухом? Ребята, скажите, где у нас в посёлке грязный воздух? (Ответы детей).

Но что же нам делать мы не можем прожить без машин (предполагаемые ответы).Где большое скопление машин, там воздух пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей. Такой воздух вреден и для человека, для растений, и для животных.

Воспитатель: Давайте вместе подумаем, когда воздух у нас становится свежее и чище?

Такое случается после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают воздух, унося с собой пыль, копоть.

Как вы думаете, что делают люди, чтобы очистить воздух (Ответы детей).

Ребята, где у нас в посёлке много деревьев? Как они называются?

Правильно. У нас растут тополя. Эти высокие деревья выделяют в атмосферу большое количество кислорода, и они хорошо очищают загрязнённый воздух.

Карлсон: Вот я уже и выздоравливаю от свежего воздуха в вашей группе. Слушайте дальше, что со мной произошло. Как только улетел с автомобильной стоянки. Только вдохнул чистого воздуха, как прямо подо мной появилась труба, а из неё-дым. Как вы думаете, что это было (Ответы)

Воспитатель: Верно, это наша кочегарка. Она необходима. Там работают люди, обогревают наши дома, школу, детский сад.

Карлсон: А хорошо бы придумать такой прибор, который будет очищать воздух! Я такой видел, а ещё я знаю загадку:

Он с хоботом резиновым,

Желудком парусиновым,

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль, и сор.

Вот бы и нам такой прибор, а вы уже догадались? Что это (ответы детей). Я тут подумал: раз она пыль сосёт, то почему такой прибор не поставить в трубе?

Воспитатель: Карлсон, ты, конечно, молодец. Но люди уже придумали такие пылесосы (их ещё называют фильтры) для труб. Их вставляют в трубу, воздух проходит через неё и становится чище, как в пылесосе.

Воспитатель: Ребята, а на что влияет дым, грязный воздух (Ответы детей)

Воспитатель: Вы правильно ответили. А чтобы он оставался всегда чистым, мы должны сажать деревья, беречь природу, любить животных.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй.

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь!

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Ты в лесу всего лишь гость

Здесь хозяин-дуб и лось.

Их покой побереги.

Ведь они нам не враги.

Карлсон: Ребята мне пора улетать, но я много интересного узнал.

Воспитатель: И всё-таки, Карлсон, лучше летать там, где воздух чистый. А для этого будем стараться сохранить воздух чистым.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении ООД «Опыты с предметами неживой природы или как увидеть воздух?»Фотоотчёт о проведении ООД «Опыты с предметами неживой природы или как увидеть воздух?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область. Фотоотчёт.

Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух»Исследовательский проект на тему «Этот удивительный воздух» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14 «РАДУГА» 141730, Московская область.

Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Как увидеть воздух»
Опубликовано: 25 декабря 2024 в 03:07
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект «Как увидеть воздух»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Владимировна Иконникова (УИ 2007548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД