Ольга Савенок
Исследовательский проект для групп ДОУ компенсирующей направленности «Вода — удивительное вещество»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект для групп ДОУ компенсирующей направленности на тему : «Вода – удивительное вещество».
В основе проведённого в средней группе детского сада компенсирующей направленности краткосрочного проекта «Вода – удивительное вещество», тематикой которого была выбрана вода, лежит метод экспериментирования. Данный метод способствует развитию памяти у детей, активизирует мыслительные процессы, воспитывает ведение активной исследовательской деятельности и поисков решения задач, стимулирует интеллектуальное развитие детей.
Публикация «Исследовательский проект для групп ДОУ компенсирующей направленности „Вода — удивительное вещество“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- Группы компенсирующей направленности
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что вода – это самый главный компонент жизни и удивительное вещество, обладающее загадочными свойствами. Именно вода необходима для жизнедеятельности растений и животных, а также вода является главной составной частью всех живых организмов.
Целью данной исследовательской работы является расширение знаний детей о воде, некоторых её свойствах и значении для живых существ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
1. Выяснить, что такое «вода»;
2. определить свойства воды;
3. исследовать свойства воды с помощью экспериментов;
4. сделать выводы по результатам проведённой исследовательской работы.
Объект исследования : вода.
Предмет исследования : свойства воды.
К методам данного исследования можно отнести такие, как: наблюдение, эксперименты, опыты, изучение литературы по теме.
I этап – Подготовка к исследованию.
Для начала, на данном этапе мною была определена тема исследования, а также её актуальность, цели исследования и задачи для достижения поставленной цели.
Проведя беседу на тему: «Вода – удивительное существо» с группой детей среднего возраста ДОО компенсирующей направленности, я выяснила, что большинство детей не знает о том, что вода – это единственное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое, а также, что вода прозрачна и не имеет вкуса, запаха, цвета.
Возникшую проблему я решила проработать через исследовательскую деятельность.
II этап – Планирование исследовательской работы.
На данном этапе мною была проведена работа по подбору литературы, иллюстраций, наглядного материала и необходимого оборудования, а также продуман ход проведения экспериментов о воде.
III этап – Исследование.
Данный этап состоит из экспериментальной работы совместно с воспитателем, а также из самостоятельной деятельности детей по данной теме.
Свою исследовательскую деятельность мы начали со знакомства с водой с помощью презентации и короткого видео – материала о воде.
Далее дети продолжили знакомство с водой по средствам подготовленного мною наглядного материала. Дети самостоятельно рассматривали красочные иллюстрации, вырезки из журналов, энциклопедии с изображениями воды.
После получения детьми первоначального представления о воде, мною была проведена беседа с детьми по данной теме. В ходе беседы дети узнали, что такое «вода», какими свойствами обладает, где можно встретить воду, кому и зачем она нужна, а также, какой бывает вода и почему она не заканчивается.
Дети внимательно слушали, задавали уточняющие вопросы, вступали в диалог, а также отвечали на поставленные им вопросы по теме исследования.
Благодаря презентации, видео – материалу и проведённой беседе, дети расширили и пополнили свои знания о воде.
Далее, в ходе исследовательской деятельности, чтобы наглядно познакомиться со свойствами воды, детям было предложено провести ряд экспериментов.
1. Эксперимент «Переход воды из твёрдого состояния в жидкое состояние».
Для проведения данного эксперимента мною была взята форма с кубиками льда и одноразовые стаканчики. Каждому ребёнку был выдан стаканчик с кубиком льда. Я предложила детям подержать кубик льда в ладони, после чего мы заметили, что лёд начал таять и превращаться в воду.
Следовательно, можно сделать вывод, что лёд начал таять под воздействием тепла, то есть перешёл из твёрдого состояния в жидкое.
2. Эксперимент «Свойства воды, льда и снега».
Для проведения эксперимента мною было взято 3 миски: в одной миске находился снег, во второй миске – лёд, в третьей миске была налита вода.
Мы с детьми рассмотрели содержимое мисок и пофантазировали, что будет, если соединить содержимое мисок между собой.
Через некоторое время мы выяснили, что: если опустить лёд в воду, то он растает и вода станет гораздо холоднее, но останется прозрачной. Если опустить снег в воду, то он также растает, вода станет холоднее, но при этом потеряет прозрачность и станет мутной.
3. Эксперимент «Форма воды».
Для проведения эксперимента я подготовила 4 сосуда разной формы и высоты. Вместе с детьми мы наполнили каждый сосуд водой.
Через некоторое время дети заметили, что, сколько бы мы не наливали воду в эти сосуды, каждый раз вода принимает их форму.
Исходя из чего, можно сделать вывод, что вода не имеет формы.
4. Эксперимент «Цвет воды».
Для данного эксперимента нами было взято два прозрачных стакана из стекла. Детям было предложено наполнить один из стаканов водой, а второй стакан – молоком. После чего, мы взяли ложки и опустили в каждый стакан.
Благодаря чему мы заметили, что ложка в стакане с водой видна, а в стакане с молоком – незаметна.
Следовательно, можно сделать вывод, что вода прозрачна и не имеет цвета.
5. Эксперимент «Запах воды».
Для проведения эксперимента мы с детьми взяли 2 стакана с водой. Детям было предложено понюхать воду. После чего, понюхав воду, дети сделали вывод, что вода не имеет запаха.
Затем, в один из стаканов с водой мы положили ломтик лимона и снова понюхали воду в этом стакане. Вода с ломтиком лимона стала пахнуть лимоном.
То есть, можно сделать вывод, что вода не имеет запаха, но если в неё добавить какое – либо вещество, она приобретает запах этого вещества.
6. Эксперимент «Вкус воды».
Для проведения данного эксперимента мною были подготовлены стаканы с водой для каждого ребёнка. Детям было предложено попробовать воду в своём стакане. Попробовав, дети сделали вывод, что у воды нет вкуса.
После чего, в каждый стакан с водой я добавила по чайной ложке сахара и предложила детям попробовать воду снова. Попробовав ещё раз, дети сделали вывод, что вода стала сладкая, а также заметили, что сахар растворился в воде.
Следовательно, можно сделать вывод, что вода не имеет вкуса, но если в неё добавить какое – либо вещество, то она приобретёт вкус этого вещества, так как является хорошим растворителем.
IV этап – Выводы по результатам проведённой исследовательской работы.
На данном этапе были обобщены полученные знания о воде и её свойствах, а также детям был представлен короткий видео – материал, подводящий итог по изученной теме.
По результатам проведённого исследования мы совместно с детьми сделали вывод, что вода – это действительно удивительное существо, не имеющее формы, запаха и цвета, которое обладает многочисленными свойствами. Благодаря воде, на нашей планете зародилась жизнь. Без воды не обходиться ни одно живое существо на планете.
В результате проведённого исследования, дети узнали что такое «вода», а также познакомились с её свойствами и состояниями. Кроме того, дети приобрели навыки исследовательской деятельности : изучали иллюстрации по теме, просматривали видео – материалы, анализировали полученную информацию, задавали и отвечали на поставленные вопросы, проводили эксперименты совместно с воспитателем, делали выводы по результатам эксперимента.
Благодаря проведённой исследовательской работе, у детей появились навыки тесного общения с воспитателем и сверстниками, а также повысился интерес к познанию окружающего мира.