Ирина Герасева
Исследовательский проект для детей старшей дошкольного возраста «Мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Герасева Ирина Геннадьевна, воспитатель старшей группы для детей с ТНР (ОНР)
Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: поисково-исследовательский
Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель.
Актуальность:
Публикация «Исследовательский проект для детей старшей дошкольного возраста „Мир воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Научно-практический прогресс постоянно расширяет использование природных ресурсов, а также способствует вовлечению все больших территорий в хозяйственную деятельность человека. Результатом этого процесса – усиливающееся разрушение естественных экологических систем. В связи с этим вопросы бережного отношения к природе, сохранение ее первозданной красоты, улучшение охраны биоразнообразия требует безотлагательного решения.
Дошкольное детство – это первое звено, где интенсивно проходит накопление знаний об окружающем мире, формируется многогранное отношение к людям и природе. Составные экологической культуры личности дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.
Вода — первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.
Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников. Огромная роль в организации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.
Цель:
Систематизировать знания детей о свойствах воды. Пополнить знания дошкольников о животном и растительном мире водоемов. Закрепить знание детей о значении воды в нашей жизни. Воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи:
• закрепить знания детей о свойствах воды;
• расширить представления о растительном и животном мире водоемов;
• научить проводить простейшие опыты с водой;
• развивать познавательно-исследовательскую деятельность, интеллектуальную инициативу;
• побуждать бережно относиться к воде и ее обитателям;
• способствовать развитию образного мышления, воображения;
• пополнять активную речь;
• формировать навыки коммуникативного общения;
• воспитывать желание беречь природу, не засорять водоемы, заботиться об их обитателях.
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний детей о воде, ее свойствах и ее роли для окружающего мира; умеет пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств; обогащение активного и пассивного словаря детей; развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности; принятие активного участия в продуктивной деятельности; проявление эмоциональной отзывчивости; сплочение ребёнка и родителей в общую деятельность посредством осуществления совместной поисковой и исследовательской деятельности.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
• подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;
• пополнить развивающую среду;
• подбор художественной литературы по теме;
• подбор энциклопедий, карт;
• разработка плана реализации проекта;
• составление картотек загадок, стихов, поговорок;
• составление картотеки опытов с водой;
• подготовка оборудования для опытов с водой.
Этап реализации проекта:
1. Анкетирование родителей «Ваше отношение к поисково-исследовательской деятельности детей»
Цель: узнать отношение родителей к детскому экспериментированию.
2. Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой»
Цель: показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте. Заинтересовать родителей к поисково-познавательной активности детей.
3. Оснащение уголка экспериментирования. Совместная работа с родителями
Цель: заинтересовать родителей в принятии посильного участия в проекте.
4. Беседа. «Где в природе есть вода?»
Цель: познакомить с тем, в каком виде вода существует в природе (реке, озере, море, роднике).
5. НОД. «Вода в жизни людей».
Цель: учить детей составлять рассказ о своей семье, расширять представление детей о значении воды для жизни человека и обогащать словарный запас.
6. Опыт. «Какая бывает вода?»
Цель: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы.
Опыт. «Горячая, холодная, теплая»
Цель: показать, как с помощью смешивания горячей и холодной воды получить теплую.
Опыт. «Вода – растворитель, очищение воды»
Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способом очистки воды – фильтрацией.
Опыт. «Изготовление цветных льдинок».
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода на морозе застывает и превращается в твердый лед.
Опыт. «Водяная мельница»
Цель: дать детям представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
7. Оформление альбома со схемами по экспериментированию на тему: «Вода»
Цель: развитие умения детей планировать свою деятельность.
8. Рекомендации для родителей. «Игры с водой в домашних условиях».
Цель: помочь родителям в организации экспериментальных игр детей дома.
9. Чтение рассказов: Н. А. Рыжова Жила- была Река», «Как люди речку обидели» «Волшебная вода», Чуковский «Мойдодыр», Г. -Х. Андерсен «Русалочка»
Цель: показать значимость воды при помощи средств художественной литературы
10. Организация игровой деятельности: дидактические игры: «Где живет вода?», «Воздух, земля, вода», «Времена года»; подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Караси и щука», «Ходят капельки по кругу», «Море волнуется».
Цель: систематизация и закрепление знаний о воде и водяных жителях. Развивать умение действовать по сигналу, внимание, выдержку, ловкость и быстроту.
11. Беседа. «Подводный мир».
Цель: расширять представление детей об обитателях подводного мира
12. Работа в дневниках наблюдений
Цель: систематизация знаний о свойствах воды.
13. Продуктивная деятельность: рисование «Дождь», «Снежинки», «Озеро», «Река»; аппликация «Подводный мир»
Цель: развивать умение отражать полученные знания в продуктивной деятельности; развивать творческие способности.
14. Развивать умение отражать полученные знания в продуктивной деятельности; развивать творческие способности.
Цель: расширение представления детей о разнообразии способов применения воды.
15. Прослушивание аудиозаписей «Звуки воды в природе»
Цель: развитие слухового внимания.
16. Просмотр презентации «Путешествие капельки»
Цель: формирование представлений дошкольников о взаимодействии живой и неживой природы через изучение круговорота воды в природе на занятии.
17. Экологическая акция «Сохраним воду»
Цель: привлечь к активным действиям по охране и экономному использованию воды.
Заключительный этап:
Итоговое мероприятие-Экологический праздник «Берегите воду!»
Цель: закрепить полученные знания о воде, ее значение в жизни людей и всего живого. Воспитывать бережное отношение к воде. Создать у детей радостное, веселое настроение.