Ольга Игнатьева
Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Валенки»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы и участники проекта:
дети и родители подготовительной
к школе группы № 1 «Солнышко»,
воспитатели:
Игнатьева Ольга Николаевна,
Соколова Лариса Юрьевна,
музыкальный руководитель
Гусева Наталья Владимировна.
Валенки - это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми, независимо от чина и сословия. Валенки – часть русской истории и культуры. Валенки являлись лучшей обувью для гуляний на Руси. В них и масленицу праздновали и свадьбы играли. Валенки в старину были очень ценным подарком, и их носили только зажиточные крестьяне. Если в семье были хотя бы одни валенки, то она считалась богатой. Они передавались по наследству из поколения в поколение. Ручное производство валенок обходилось в «копеечку» и даже крестьяне среднего достатка с трудом покупали их.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста „Валенки“» размещена в разделах
- Валенки
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Познавательно-исследовательский проект «Валенки» начал реализовываться в нашем детском саду по инициативе детей. А приступили к его разработке и в последствие, к реализации после того, как ребёнок нашей группа Егор Х. пришёл в детский сад в валенках. Дети стали спрашивать Егора, что это за сапоги? Из чего изготовлены? Где купили? Сами пытались найти ответы. Вспомнили, что у нас в городе до сих пор люди занимаются валянием валенок, родственников, которые этим занимаются. Детям захотелось больше узнать о валенках. Вот так совместно родилась идея проекта «Валенки». Данный проект поможет детям узнать о традициях русского народа; познакомиться с русскими народными промыслами; историей русских валенок; песенным и танцевальным творчеством.
Именно проектная деятельность в контексте ФГОС ДО позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить её в виде значимого продукта – проекта.
Цель проекта: Расширить представление детей о валенках, их свойствах, производстве.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (январь, февраль, март)
Участники: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители, музыкальный руководитель, социокультурные партнёры: Сергачский краеведческий музей им. В. А. Громова, Центральная детская библиотека.
Объект исследования: валенки.
Предмет исследования: взаимосвязь между технологией производства сырья и технологией валяния валенок, через исследовательскую и экспериментальную детскую деятельность.
Задачи проекта:
- Развивать в детях познавательную мотивацию, расширять кругозор и интерес к валенкам как к продукту производства человека;
-Познакомить детей с историей и особенностями Сергачского валяния валенок, с процессом производства валенок из овечьей шерсти;
-Сформировать у детей элементарные представления о свойствах валенок через опытническую и экспериментальную деятельность;
- Познакомить детей с положительными свойствами валенок, влияющими на здоровье человека;
- Воспитывать в детях чувство гордости за Сергачский край, в котором до сих пор занимаются производством валенок;
- Воспитывать у детей уважение к людям, которые сохраняют народные традиции и передают их новому поколению;
- Привлечь родителей к поиску малых форм русского фольклора, связанных с валенками;
- Привлечь сотрудников Сергачского краеведческого музея им. В. А. Громова для организации экскурсий, получения информации.
- Приобщать детей к ценностям семейных и национальных традиций русского народа, формировать у детей знания о народной культуре.
- Заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Способы и средства достижения результата:
- Поддержание устойчивого интереса участников проекта к объекту исследования через мотивацию к познавательной активности детей
- Организация опытнической и исследовательской деятельности
- Организация экскурсий
- Организация ООД
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин
- Чтение и обсуждение рассказов, статей, публикаций
- Организация продуктивных видов детской деятельности – рисование, лепка, аппликация
- Организация дидактических игр
- Показ слайдов, презентаций
- Организация выставок и конкурсов детского и семейного творчества
- Участие детей, родителей и педагогов в совместной акции «Обувайте валенки!»
- Привлечение социокультурных партнёров
- Участие детей, родителей и педагогов в создании мини-музея «Русский валенок»
Образ конечного результата:
- Повышен интерес детей и родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности;
- Дети знакомы с историей и особенностями Сергачского валяния валенок, с процессом производства валенок из овечьей шерсти;
- Сформированы представления детей о валенках, их свойствах, процессе изготовления;
- Сформированы представления детей о положительном влиянии валенок на здоровье человека;
- Созданы продукты совместной деятельности: альбомы «Всё о валенках», «Писатели – детям о валенках», альбом с репродукциями картин «Валенки», книга загадок, примет, пословиц и поговорок, связанных с валенками, альбом «Стихи о валенках», дидактические игры «Укрась валенок», «Что лишнее?», «Кому какие?», индивидуальные творческие работы детей, индивидуальные творческие работы детей и родителей;
- Подготовлены конспекты занятий, экскурсий, детско - родительская акция «Обувайте валенки!»;
- Подготовлены презентации и слайды для детей и родителей «Эх, валенки!», «Виды и свойства валенок»;
- Создание медиатеки
- Создан мини-музей «Русские валенки».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный: 2 и 3 недели января.
Практический: 4 неделя января – 1-4 недели февраля.
Заключительный: 1 неделя марта
Подготовительный этап начался с изучения источников информации к проекту: подборка методической, научно-популярной, энциклопедической, художественной литературы, Интернет-ресурсов по данной теме. Основными пособиями для изучения стали пособия, относящиеся к методическому комплексу Программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС ДО: Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа 6-7 лет; Веракса Н. Е., Галимив О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников; Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет); Крашенинников Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет; Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. Затем были определены социокультурные партнёры и изучены их возможности. В Сергачском краеведческом музее с нами поделились информацией о истории традиционного промысла и процессе валяния валенок в городе Сергаче. В Центральной детской библиотеке посоветовали детскую периодическую литературу. Со всеми партнёрами определили дату организации детской экскурсии. Дальнейшие шаги подготовительного этапа:
- Составление плана работы над проектом;
- Подбор наглядного материала: иллюстрации, пословицы, поговорки, загадки, сказки, рассказы о валенках, подбор слайдов, презентаций для детей и родителей;
-Первоначальная педагогическая диагностика;
- Разработка конспектов занятий, целевых прогулок, экскурсий с использованием современных активных методов работы с участниками проекта;
- Подготовка проекта мини-музея «Русские валенки»;
- Спланировано взаимодействие с родителями воспитанников.
Входная педагогическая диагностика по проекту, заключалась в ответах детей на 7 вопросов:
1. Что такое валенки?
2. Из чего изготавливают валенки?
3. Назови свойства валенок.
4. Почему валенки носят только зимой?
5. Всегда ли можно носить валенки зимой?
6. В чём польза валенок?
7. Кто в нашем городе, занимается изготовлением валенок?
Результаты входной педагогической диагностики показали слабые знания детей о валенках, большинство ответов оказались несформированными или частично сформированными.
Практический этап проекта начался со знакомства детей с валенками, их свойствами в процессе организации ООД. В процессе организации исследовательской и экспериментальной деятельности дети познакомились со свойствами и особенностями валенок.
Во время экскурсии в Сергачский краеведческий музей им. В. А. Громова дети посетили экспозицию «Русский валенок», узнали много нового о традиционном промысле нашей местности, углубились в историю появления промысла, в технологию изготовления валенок. Сотрудниками музея детям была показана презентация, из которой дети узнали много полезного и интересного о валенках. О том, что валенки – это зимняя, теплая обувь, изготавливаемая из овечьей шерсти с помощью валяния. Валенки способны не только согреть в самые сильные морозы, но и помогают при многих заболеваниях. Валенки еще называют «чесанками» и «катанками». На Руси семья, имеющая в доме хотя бы одну пару валенок, считалась зажиточной, богатой. В валенках ходили такие известные люди, как Петр 1 и Екатерина Великая. Детям показали самые большие валенки высотой 2 метра, и самые маленькие – с ноготок. Валенки были и остаются популярными в наше время. Их украшают вышивкой, бисером, аппликацией. Изготавливают сувенирные валеночки. Одна из народных примет гласит, что в каждом доме обязательно должны быть валенки. Хотя бы сувенирные. В один валенок нужно положить монетку, а в другой конфетку. Тогда жизнь будет богатой и сладкой.
Акция «Обувайте валенки!» родилась так же по инициативе детей. Однажды, гуляя на территории детского сада, Лиза сказала, что у неё замёрзли ноги, а Ксюша, она была в валенках, сказала, что её ножкам тепло. И мы решили с детьми всем посоветовать обувать валенки и взрослым и детям. Вскоре мы подготовили плакаты «Дети, обувайте валенки!» и отправились их развешивать на информационный стенд и входную дверь детского сада.
В процессе реализации проекта мы придумали новые дидактические игры «Укрась валенки», «Что лишнее?», «Кому какие?». Родителям предлагалось совместно с детьми найти загадки, пословицы, поговорки о валенках, разучить их с детьми. Свои новые впечатления дети передавали в индивидуальных творческих работах. Продуктами совместной деятельности взрослых (педагогов, родителей) и детей стали многочисленные альбомы и книги по проекту.
На заключительном этапе проекта состоялось открытие мини-музея «Русские валенки» в подготовительной к школе группе № 1 «Солнышко», где сконцентрировался весь материал и пособия по проекту.
Сравнительная диагностика по проекту показала положительную динамику. Знания детей по проекту оказались сформированы на 94 %.
Итоговым мероприятием по проекту стало развлечение для детей «Ай, да валенки!». Дети отгадывали загадки о валенках, танцевали танец «Валенки», участвовали в конкурсах, где главным атрибутом был валенок.
На официальном сайте детского сада и на персональном сайте воспитателя Игнатьевой Ольги Николаевны размещена информация о ходе реализации проекта, мероприятиях, связанных с проектом, много интересных презентаций, конспектов ООД, фотографий. Результатами реализации проекта мы начали делиться с педагогическим сообществом на международном образовательном портале МААМ. RU. Проект планируем представить на РМО педагогов дошкольных образовательных организаций Сергачского района по познавательному развитию. Опубликовать статью о реализации проекта в газете «Сергачская жизнь».
Библиографический список
1. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. Н., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
2. Соломенникова, О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
3. Веракса, Н. Е., Галимив, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н., Проектная деятельность дошкольников (5-7 лет) Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
5. Крашенинников, Е. Е. Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
6. Павлова, Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
7. Громов, В. А. Сергачское притяжение: Историко-краеведческие очерки, - 2-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород: Издательство «Штрих», 2001.
8. Литературно-краеведческий альманах. Сергач. Выпуск второй. – Нижний Новгород, 2013 .