Елена Королёва
Исследовательский проект «Чудо-лимон»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Тема проекта : "Чудо-лимон"
Вид проекта : исследовательский
Продолжительность проекта : краткосрочный (2недели).
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Актуальность проекта
Знания о полезных свойствах лимона очень актуальны сегодня. Лимон – это
Публикация «Исследовательский проект „Чудо-лимон“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лимон
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
вкусно и невероятно полезно. Лимон занимает особое место среди средств «зеленой аптеки». В нашем детском саду тоже часто дают чай с лимоном. Дети знают, что его традиционно считают полезным средством от простуды, особенно в зимний и осенний периоды. Знания о полезных и опасных свойствах лимона принесут большую пользу здоровью ребенка.
Кроме того, наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям:
-стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает;
-даёт возможность сделать самостоятельные выводы о значимости физических явлений для человека и самого себя.
Гипотеза: Предположим, что лимон обладает «волшебными»
особенностями при взаимодействии с другими веществами.
Цель проекта :
Расширение знаний детей о волшебных свойствах лимона для здоровья человека, его применении в быту, кулинарии.
Задачи проекта :
Воспитательные:
• Воспитывать у детей бережное отношение к природе и окружающему миру;
• Вовлечь родителей в процесс создания кулинарных рецептов совместно с ребенком.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о лимоне, как растении (его родина, ближайшие «родственники»).
Образовательные:
• Формировать представления детей об экзотическом фрукте лимоне, его полезных и опасных свойствах в жизни человека и природы.
• Формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем
• Провести анализ полученных результатов, сделать выводы по теме исследования.
Содержание проекта :
1этап проекта - мотивация.
На «утреннем круге», когда дети обменивались новостями, София Б. рассказала детям, что помогала бабушке убирать квартиру и чтобы помыть зеркало и столешницу на кухне, бабушка добавила в воду сок лимона. София Б. сказала, что ей понравился запах воды с лимоном и зеркало после уборки пахло и сияло. Детей заинтересовало – зачем бабушка Софии добавила в воду лимон? Только для запаха? Проведя опрос среди детей, выяснилось, что большинство детей знают только о том, что лимон полезен для здоровья и содержит витамины. Вместе с детьми мы решили выяснить, какими же еще свойствами обладает лимон и где эти свойства можно применить?
2 этап-разработка плана проекта.
Для составления плана работы над проектом была использована модель трёх вопросов Л. В. Михайловой-Свирской.
Что мы знаем о лимоне?
-Лимон кислый (Вероника С.)
-Лимон желтый (Тимофей Щ.)
- Из лимона можно сделать взрывчатку. (Матвей Б.)
-Лимон полезен для здоровья (Кирилл Н.)
-Вкусно пахнет (Ярослав К.)
- В лимоне содержится витамин С (София К.)
- У лимона есть косточки (Василиса Г.)
- Лимон полезный. У него много витаминов. (Даша М.)
- Из лимона можно сделать лимонный сок. (Настя И.)
-Из лимона можно сделать лимонад. (Катя К.)
- Лимон полезен для организма. (Рита)
Что мы хотим узнать?
-Какие еще витамины есть в лимоне (Даша М.)
- Как лимон помог зеркалу стать чистым? (София Б.)
- Почему шкорка горькая (Матвей Б.)
- Почему лимон кислый (Катя К.)
- Почему от сока лимона лопается шарик (Матвей Б.)
- Кожуру можно кушать (Василиса Г.)
- Почему лимон растет в жарких странах (Кирилл Н.)
-Как сделать взрывчатку из лимона (Матвей У.)
- Чем полезен еще лимон (Никита)
Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Посмотреть в интернете. (Матвей У.)
- Спросить в колонке у Маруси. (Даша М.)
- У родителей спросить. (Кирилл Н.)
- У воспитателя спросить. (София К.)
- Узнать из полезных мультфильмов. (Кирилл Н.)
- Можно узнать с помощью опытов. (Даша М.)
План работы над проектом для каждого центра был создан на основе модели трёх вопросов и предложений, которые вносили дети, родители и педагоги.
Центр науки
• Просмотр мультимедийной презентации «Цитрусовые деревья» (Е. В.)
• Просмотр мультимедийной презентации «Родина лимона» (Е. В.)
Центр экспериментирования
• Проведение опыта «Вкусовые свойства лимона» (Даша М.)
• Проведение опыта «Тонет- не тонет» (Е. В.)
• Проведение опыта: «Получение лимонного сока» (Кирилл Н.)
• Проведение опыта: «Как лимон помогает яблоку? (Е. В.)
• Проведение опыта: «Как лимон надувает шарик? (Матвей Б.)
• Проведение опыта: «Взрывной лимон» (Матвей У.)
• Проведение опыта: «Лимон-пятновыводитель» (Е. В.)
• Проведение опыта : выращивание лимона из косточки (Василиса Г.)
Центр книги
• Чтение и рассматривание энциклопедий (Катя К.)
• Беседа «Полезные свойства лимона» (Е. В.)
• Беседа «Блюда из лимона» (Е. В.)
• Отгадывание загадок о цитрусовых (Кирилл Н.)
• Дидактическая игра «Лимон какой?» (Никита Г)
• Дидактическая игра «Доскажи словечко» (Е. В.)
• Чтение А. Барто «Была зима за окнами» (Е. В.)
• Чтение Н. Меркулова «Лимон, как воздух нужен» (Е. В.)
• Создание альбома «Наши опыты» (Е. В.)
Центр грамотности и письма
• Опросник «Лимон полезен или вреден?» (Е. В.)
• Опросник «Лимон фрукт или ягода?» (Е. В.)
• «Азбука фруктов» (Е. В.)
Центр творческая мастерская
• Рисование «Лимонное дерево (Вероника)
• Лепка «Корзинка с лимонами» (Никита)
• Раскраски «Фрукты» (Алиса Г.)
Центр музыки
• Слушание песен про лимончик (София Б.)
Центр игры
• Сюжетно - ролевая игра «Кафе» (Настя И.)
• Сюжетно-ролевая игра «Продуктовый магазин» (Вероника)
• Игра-эстафета «Передай лимон» (Е. В.)
• Игра «Съедобное-несъедобное» (Саша С.)
Взаимодействие с семьей
• Подготовка оборудования к проведению опытов. (Е. В., родители)
• Посадка лимонного дерева из косточки лимона (мама Алисы и Василисы Г.)
• Оформление кулинарной книги «рецепты блюд с лимоном». (Е. В., родители)
Оснащение центров
Центр науки
• Мультимедийные презентации :«Цитрусовые деревья», «Родина лимона»
Центр экспериментирования
• Лимоны, яблоки.
• Пластиковые стаканы
• Сода
• Вода
• Пищевые красители
• Шарики воздушные
• Подносы
• Тарелочки пластиковые
• Пипетки
• Кисточки
• Ватные диски
• Маркеры
• Карточки для фиксации опытов
Центр книги
• Энциклопедии.
• Загадки о цитрусовых с иллюстрациями.
Центр грамотности и письма
• Ручки
• Фломастеры
• Листы для опросника.
Центр творческая мастерская
• Пластилин.
• Восковые мелки
• Акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры.
• Раскраски
• Бумага для рисования
Центр игры
• Посуда
• Муляжи фруктов и овощей
• Мяч
• Кассовый аппарат
Центр музыки
• Диски с мелодиями песен.
3 этап – практический
На ежедневных утренних сборах рассказывала детям о том, какие материалы и пособия приготовлены в каждом центре.
В центре грамоты и письма дети прошли опрос «Полезен лимон для здоровья или нет?». В результате опроса выяснилось, что дети считают лимон полезным, но о его свойствах ничего не знают.
Просмотрев презентацию по теме «Родина лимона», дети узнали о том,
что родина лимона -Индия и Китай. Лимон- вечнозеленое дерево высотой от 3 до 7 метров. Он был завезен вместе с остальными диковинами, которые везли македонские воины. Тогда их называли «индийскими яблоками». Несмотря на то, что сегодня лимон просто так не едят, из-за того, что он кислый на вкус, тогда он считался лакомством.
Из книг, энциклопедий и презентаций дети так же узнали о полезных свойствах лимона. Лимон прежде всего богат аскорбиновой кислотой, или витамином «С», который повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, особенно так называемого простудного характера. Лимон убивает бактерии: если кожурой лимона, которая осталась после приготовления пищи протереть мусорное ведро, разделочную доску, это убьет бактерии и неприятный запах. А если в воду добавить сок лимона и протереть зеркало, пластиковые поверхности- они будут чистыми и сверкать.
Наблюдения за детьми показали, что наиболее востребованы оказались: центр экспериментирования, центр творческая мастерская, центр общения и книги, центр игры.
В центре экспериментирования мы провели ряд опытов, чтобы узнать какими же свойствами обладает лимон.
Для начала дети рассмотрели лимон в разрезе и узнали из чего же он состоит.
Рассмотрев кожуру лимона, дети заинтересовались, что за «дырочки» в ней присутствуют.
Я предложила провести опыт «Тонет- не тонет» : поместив в ёмкость с водой очищенный лимон и лимон в кожуре. Лимон в кожуре не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно, а лимон без кожуры сразу упал на дно.
Таким образом дети пришли к выводу, что в этих дырочках на кожуре есть воздух, который держит лимон на воде. У очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.
Свои наблюдения дети зафиксировали в карточках для опытов.
Чтобы узнать: может ли лимон быть безопасным пятновыводителем, так как содержит лимонную кислоту, мы провели опыт «Лимон-пятновыводитель»
Дети на ватный диск нанесли фломастером пятно, а затем с помощью лимонного сока попытались его удалить. Способ удаления пятна дети выбирали самостоятельно: кто- то наносил сок с помощью пипетки, другие воспользовались кисточкой.
В результате опыта, дети пришли к выводу: если накапать на пятно сок лимона, пятно начинает светлеть и исчезать.
Чтобы познакомить детей с еще одним полезным свойством лимона, благодаря которому лимон используется в кулинарии, был проведен опыт «Как лимон помогает яблоку?». Детям были предложены 2 половинки яблока, на одну из которых они нанесли лимонный сок и оставили на тарелочке на некоторое время.
Вернувшись с прогулки,дети увидели, что половинка, не обработанная соком лимона, стала коричневой, а обработанная половинка осталась такой же свежей. Вывод: под воздействием воздуха повреждённые клетки яблока приобретают коричневый цвет. Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс. Результаты опыта дети зафиксировали в карточках для опытов.
Восторг у детей вызвал опыт «Взрывной лимон», когда при взаимодействии лимонного сока, пищевого красителя и пищевой соды происходит «шипучая» реакция.
В центре грамоты и письма дети заполнили Азбуку по теме «Фрукты» и опросники
В центре творчества дети рисовали «Лимонное дерево», раскрашивали раскраски на тему «Фрукты»
Родители были активно вовлечены в работу над проектом, совместно со своим ребенком они искали ответы на вопросы, какие полезные свойства лимона они применяют дома. А так же разработали и зарисовали рецепт блюда, в котором одним из ингредиентов является лимон.
4 этап - итоговый.
Итоговым мероприятием проекта было создание «Кулинарной книги рецептов с лимоном»
Вопросы к детям:
• Что нового и интересного вы узнали о свойствах лимона?
• Где и как будете использовать свои знания?
• Что вам больше всего понравилось и удивило в ходе проекта?
• На какой вопрос вы бы хотели еще найти ответы?
Вопросы родителям:
• Как вы считаете, обогатились ли знания детей о свойствах лимона?
• Какие мероприятия в ходе проекта плана были удачными и вызвали интерес у детей?
• Что можно сделать лучше в следующий раз?
Педагоги ДОУ проанализировали результаты проекта :
Ожидаемые результаты проекта :
• У детей будет сформирована потребность совместно со взрослым и самостоятельно организовывать экспериментальную деятельность для удовлетворения своей познавательной активности
• Усвоение детьми правил экспериментирования
• Участие родителей в реализации проекта позволит приобщить их к совместной исследовательской деятельности вместе с детьми.
• Использование знаний, полученных в процессе реализации проекта в самостоятельной деятельности детей.
Полученные результаты проекта :
• Выработана потребность организовывать экспериментальную деятельность для удовлетворения своей познавательной активности
• Усвоили правила экспериментирования и фиксации результатов.
• Повысилась компетентность родителей в вопросах детского экспериментирования
Вопросы педагогам:
• Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым?
• Что удалось, а что нет в ходе реализации проекта? Почему?
• Какие мероприятия проекта оказались наиболее эффективным для решения задач проекта?
• Что помогло включить детей в общий проект?
• Что нужно будет учесть в следующий раз?