Ковальчук Надежда Николаевна
Индивидуальный эколого-исследовательский проект «Снежинка — это маленькое чудо, а снег — зимняя сказка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: Семенец Кирилл, 6 лет; Грищенко София, 5 лет; воспитатель Ковальчук Надежда Николаевна.
Срок реализации: краткосрочный -1 неделя; с 24 по 30 декабря 2020 года.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Проблема: снег бывает только в холодное время года; у нас есть возможность исследовать снежинки и снег – какие они; узнать, какую роль снег играет в жизни людей и растений.
Актуальность
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Проекты
- Зима. Сказки, стихи, литература
- Зима. Экологическое воспитание
- Исследовательская деятельность
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Снег и лед
- Снег и лед. Проекты
- Снежинка
- Снежинки. ИЗО, поделки
- Снежинки. Проекты
- Старшая группа
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Зима прекрасна снегом. Снежинки тихо кружатся и падают на землю. Они укрывают деревья, реки, леса, крыши домов и улицы.
А как же деревья в снегу красивы, просто не описать! Детям очень нравится зимнее время года! И в детском саду, и с друзьями, можно и с родителями гулять, играть в снежки, кататься на санках, лепить забавных снеговиков или готовить вкусную снежную еду.
И возникают вопросы у ребят: какие бывают снежинки? Что такое снег и для чего он вообще нужен? И решили вместе искать ответы на вопросы.
В последние предновогодние дни детей в саду было мало в связи с сильными морозами. Кирюша и София давно просили провести индивидуально опыты со снегом, вот и такая возможность представилась методом проекта.
Цель: формировать познавательно-экологический интерес к снежинкам и снегу, снежным постройкам у старших дошкольников с помощью экспериментирования и наблюдения в природе.
Задачи:
Формировать представления о снежинках, снеге, через экспериментально-исследовательскую деятельность и наблюдения в природе.
Развивать любознательность, наблюдательность и интерес к объектам природы и снежным постройкам.
Воспитывать положительнее эмоции и чувство восхищения от красивых зимних объектов и явлений в природе.
Реализация проекта
1. Отгадать зимние загадки и нарисовать отгадки (Снежинка, снег, сугроб, лед, снеговик, сосулька).
2. Понаблюдать за падающим снегом падающим, рассмотреть через окно (на улице -46 градусов мороза) снежные крыши домов и деревья; вспомнить прогулки на улице.
Наблюдения Кирилла и Софии за снежинками:
За окном идет снег – множество маленьких снежинок порхают, кружатся, танцуют в воздухе, улыбаются нам, и незаметно и легко опускаются на землю, образуя снежные шапки, покрывала, шубы.
Посмотрели ребята на небо и сказали: «Там родились снежинки»
Из источников энциклопедии и художественной литературы мы с ребятами узнали, вспомнили, что снежинки – это капельки воды в облаках, когда на улице холодно они замерзают и превращаются в кристаллы. Начинает свою жизнь снежинка в облаке, когда вокруг маленькой пылинки образуется кристаллик льда. Дальше начинает расти этот кристаллик, затем у него появляются лучи, а от этих лучей – отростки. Таким образом, снег рождается.
Наблюдения Кирилла и Софии за снегом:
- Все деревья укутаны в снегу
- Снежная шуба окутала елочку, березку, рябину, осину, сосну. Снег для них – это теплое одеяло.
- Вспомнили слова песни про маленькую елочку «Мороз снежком укутывал, Смотри, не замерзай!». Снег спасает деревья от мороза и погибели.
- Рассмотрели нарядные деревья, укутанные снегом (фото; через окно; дорогой в сад и из сада домой).
Восхищались и любовались зимним нарядом деревьев!
Полюбуйтесь и вы!
3. Выполнили небольшие опыты по желанию ребят «Снежинки пушинки» и «Загадочный снег». Придумали с ребятами опыты совместно.
Опыт 1. «Здравствуй, снежинка-пушинка и снежок-холодок».
Рассмотрели снежинки и снег через увеличительное стекло (лупу).
Выводы детей:
• Снежинка-пушинка на ладошке превратилась в капельку воды; значит снежинка – это вода.
• На столе горка снега - снег состоит из множества снежинок! Все они красивые и все разные! Нет одинаковых снежинок!
• Снег холодный; в руку холодно, поэтому снег будем насыпать ложкой.
• Снег легкий и воздушный. Взяли снег в кулачок и его стало меньше.
• - Что прячется между снежинками? (Воздух).
Опыт 2. «Искупаем снег в теплой и холодной воде»
Ребята опускали одновременно снег в 2 баночки: с теплой (красный кружок) и холодной (синий кружок) водой. Снег купался дольше в холодной воде, а в теплой таял быстрее.
Вывод детей: Снег боится тепла, солнца. Вспомнили сказку «Снегурочка». Весной от солнечных лучей снег тает. Вода наполняет почву влагой –она нужна для озимых посевов на полях.
Нельзя пить талую воду: она не чистая.
Опыт 3. «Сохранить снежок под полотенцем»
Ребята один стакан со снегом оставили на столе при комнатной температуре, а другой обмотали в полотенце. И вели наблюдения.
Вывод: полотенце помогло сохранить снег, он таял очень медленно. Полотенце не пропускало тепло комнатной температуры. А в стакане снег таял быстрее, так как напрямую стакан согревался от теплоты в групповой комнате.
4. Снег – это радость, снежная и зимняя сказка!
Без снега зимы не было бы! Ребята вспомнили, как зимой весело на участке играли в снежки; лепили снеговиков. А в этом году всех жителей родного поселка городского типа Излучинск ждет подарок от скульпторов «Снежный новогодний городок». Эти чудесные фигуры сделаны из снега! Вот волшебный снег, так волшебный!
Продукт проекта:
1. Фотоальбом познавательно-исследовательской деятельности «Здравствуй, снежинка-пушинка и снежок-холодок».
2. Фотоллаж «Снежный новогодний городок – 2021 в пгт. Излучинск».
3. Презентация проекта для родителей и детей в группе.
4. Публикация проекта на Международном портале маам. ру