Елена Луданова
Исследовательская работа «Работа по экспериментированию с детьми подготовительной группы ДОУ «Живая — неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение - Детский сад № 2 г. Севска
Исследовательская работа на тему :
«Живая -неживая природа»
Выполнила:
Воспитатель: Луданова. Е. В
2020 г.
Содержание
Введение
1. Литературный обзор по теме исследования
2. Работа по экспериментированию с детьми подготовительной группы ДОУ
Публикация «Исследовательская работа „Работа по экспериментированию с детьми подготовительной группы ДОУ „Живая — неживая природа“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
3. Результаты исследования
Заключение
Литература
Введение
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление с окружающей средой. У детей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их. Дети должны называть живую и неживую природу, находить их особенности и различия.
Ознакомление детей с растительным миром должно строиться в ходе наблюдений, в процессе беседы об увиденном, во время чтения художественных произведений, во время творческой продуктивной деятельности. Природа окружает нас ежедневно, основные формы природы - живая и неживая природа. Обе формы отличаются необычайным многообразием видов. Всюду произрастают разнообразные растения, обитает множество животных в самых различных условиях, дождь, солнце и др.
Многообразие форм живой и неживой природы, имеющееся повсюду, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его рождения. Оно воздействует на его чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения в природе, общение с взрослыми, чтение книг, просмотр телепередач имеют огромное значение для ребенка в его жизни и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном и растительном мире.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию живой и неживой природы с помощью детского экспериментирования.
Задачи:
-учить детей делать простейшие выводы, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
-стимулировать развитие самостоятельности и ответственности у детей;
-привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Методы исследования :
1. теоретические основы исследования;
2. опытно-экспериментальная деятельность
3. исследовательская деятельность
Объект исследования : объекты живой и неживой природы.
1. Обзор литературы по теме исследования
Значение природы для воспитания детей имеет огромное
значение. Общение с природой как живой, так и неживой, оказывает
положительное влияние на человека, делает его добрым, пробуждает в нем
чувства прекрасного. Большую роль играет природа в воспитании детей.
Необходимо отметить, что такие объекты неживой природы, как солнце,
звезды, воздух, вода, камни, песок малыш видит вокруг себя с самого
рождения. И если ребенку не показывать красоты этих предметов, не
рассказывать о них, то он не сможет самостоятельно прийти к этому. Об этом
много писали такие деятели науки, труды которых имеют непреходящую
ценность для дошкольной педагогики (В. А. Сухомлинский, Е. Н. Водовозова,
Н. Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский). Они считали, что ознакомление детей с
природой в дошкольном образовательном учреждении требует постоянного
прямого общения с ней.
Формирование у детей ответственного отношения к природе –
сложный и длительный процесс. В ходе познания мира, важно, чтобы в сферу
деятельности ребенка входили объекты живой и неживой природы. У
дошкольника должна быть возможность самостоятельно открыть хотя бы
одну тайну природы.
Природе, как средству воспитания детей дошкольного возраста
придавали огромное значение выдающие педагоги прошлого, которые
занимались данной проблемой. Так, по мнению Я. А. Коменского природа
является источником знаний, средством для развития чувств, воли и ума.
К. Д. Ушинский говорил, что нужно «вести детей в природу», чтобы
передавать им все доступное и нужное для их интеллектуального и
вербального развития
Необходимо отметить, что идеи ознакомления дошкольников с природой получили свое развитие в концепции и практике отечественного
дошкольного воспитания в работах О. Иогансона, А. А. Быстрова, Е. Геннингс, Р. М. Басса, А. М. Степановой, Э. И. Залкинд, Е. И. Волковой и других ученых. Длительный период времени огромной помощью для практиков дошкольного воспитания являлись методические пособия М. М. Марковской, М. В. Лучич, советы З. Д. Сизенко, много воспитателей обучалось по книгам С. А. Веретенниковой. Большую значимость в экологическом воспитании имели труды ведущих методистов и педагогов З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и другие, которые считали наблюдение основным методом ознакомления с окружающим миром, накопления, расширения и уточнения достоверных и надежных знаний о природе.
2. Работа по экспериментированию с детьми подготовительной группы ДОУ.
Ход:
Воспитатель: Сегодня мы с Вами поговорим о природе, послушайте стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: А что такое природа?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Природа— это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды.
Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.
Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается
А как вы думаете что такое неживая природа?
Дети: это все то, что не дышит, не растет, не развивается.
Делаем вывод …. все живое растет, дышит, питается, движется, размножается.
А неживое не растет, не дышит, не питается, не движется, не размножается
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Без воды, тепла, света,воздуха не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. Поэтому можно сказать,что живая и неживая природа живут рядом,они друг другу помогают, они дружат. Они взаимосвязаны между собой.
Поочередно звучит запись - пение птиц - звук ветра- звук дождя
Воспитатель : Кто это, (Что это?
Дети: Птицы, ветер, дождь
Воспитатель: Это живая или неживая природа
Дети : - звук ветра – неживая природа
- пение птиц- живая природа
-шум дождя –неживая природа
Воспитатель: Ребята, из чего состоит дождь?
Дети:Вода
Воспитатель: Правильно, дождь - это вода, а значит вода это не живая природа. Давайте вспомним, какие свойства воды мы уже знаем.
Дети: Вода прозрачная, бесцветная, не имеет формы, безвкусна т. д
Воспитатель: А сегодня мы узнаем еще больше о свойствах воды. Давайте пройдем к столу с табличкой «Неживая природа»
ОПЫТ 1 «Вода является растворителем»
В: На столе три стаканчика с водой. В первый стаканчик мы добавим сахар. Во второй — масло. В третий-песок.
В: Ребята давайте посмотрим что у нас получилось.
(Ответы детей)
В- Правильно. В стакане под №1 сахар растворился.
В- А в стакане под №2 масло осталось на поверхности воды. А как вы думаете что это означает?.
Д- это означает что оно легче воды.
В- А в стакане под №3 песок не растворился а сел на дно стакана.
В- Ребята как вы думаете почему?
Д- Потому что песок тяжелее воды.
Сделаем вывод что вода может растворять одни вещества, а другие нет.
В- Продолжаем исследовать объекты не живой природы. Что следующее мы рассмотрим, вам нужно угадать.
В- Обратите внимание на поднос, закрытый салфеткой. Дети отгадайте на ощупь, что там лежит.
Д- Песок
В - Правильно дети это песок.
В –Где в природе можно встретить песок?
Д - (На реке, в песочнице, в море, на пляже) -
Опыт 2. “Свойства сухого и мокрого песка песка”.
Воспитатель: Возьмите песок в ладошку, пересыпьте из одной ладошки в другую. Песок сыпется -значит он. ?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: Потрите песок между пальчиками. Что ощущаете? Какой песок
Дети: Шершавый.
Воспитатель: Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: Из песчинок.
Воспитатель: Как они выглядят, одинаковые или разные они?
Дети: Разные, маленькие или побольше, темные и светлые.
Воспитатель: Песчинки скреплены между собой?
Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.
Воспитатель: Песок может двигаться?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим.
Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что случилось с песком?
Дети: Песок сдувается, двигается.
Воспитатель: Попробуйте слепить из сухого песка куличик.
Дети: Не лепится.
Воспитатель: Налейте немного воды и размешайте ложечкой. Рассмотрите через лупу. Какой стал песок?
Дети: Мокрый, липкий, темнее.
Воспитатель: Попробуйте слепить из мокрого песка куличик.
Почему сухой песок не лепится,а мокрый – лепится?
Ответы детей.
В -Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.
Воспитатель: Сравните мокрый и сухой песок.
Ответы детей
Вывод:Сухой песок сыпучий. Мокрый песок нельзя сыпать, но он принимает любую форму, становится более тёмным.
В -Ребята, вы любите загадки? Тогда отгадайте вот эту:
Он нам нужен чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но невидим он для нас.
Что это? (ответы детей)
В – Правильно, сегодня мы будем говорить о воздухе.
- А как вы думаете, что такое воздух?
Д. - воздухом мы дышим
В – Правильно, воздух – это то,чем мы с вами дышим.
Опыт 3 «Поймать воздух»
В. -Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Д. Нет, не видим.
В. Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д. Воздух невидимый, прозрачный.
В. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить
Д – хотим!
В – Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Д – В пакете ничего нет, он пустой.
В- Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Д – пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.
-Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?
Д - там воздух.
В- А вы видите воздух?
Д – нет
В – значит какой воздух?
Д – воздух прозрачный.
В – пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким,
почему?
Д - нет воздуха, вышел
Сделаем вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо поймать и поместить в оболочку.
Воспитатель: Молодцы ребята. Мы с вами изучили свойства некоторых объектов неживой природы. Давайте еще раз повторим что же такое неживая природа.
Дети: это все то, что существует без помощи человека. Не растет, не питается, не дышит и не развивается.
Воспитатель: Молодцы. Давайте немного разомнемся.
Физминутка:
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем, Крылья мы сложим назад.
Воспитатель: А теперь перейдем за стол с табличкой «Живая природа».Сейчас мы с вами будем исследовать объекты живой природы.
Опыт №1 "Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить".
Воспитатель: У нас на столе стоит комнатный цветок, давайте рассмотрим почву в нем, потрогаем её. Какая она на ощупь?
Дети:Сухая, твёрдая.
Воспитатель: Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла?
Дети:Солнце высушило.
Воспитатель : В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения.
Воспитатель : После полива: пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она?
Дети : Влажная.
Воспитатель: А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.
Воспитатель: О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче?
Вывод: Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить.
Опыт №2 «Как растения пьют воду»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что вы видите на столе?
Дети: Цветы и стаканчики.
Воспитатель: В каком стаканчике листочки будут лучше расти – с водой или без воды?
Дети: В стаканчике в котором есть вода цветы будут лучше расти.
Воспитатель: Возьмите цветы хризантемы. В стаканы с водой добавьте разные пищевые красители. Опустите в подкрашенную воду цветы хризантемы.
Но один цветок оставьте без изменения, поставьте его в стакан без воды.
И немного подождем.
Воспитатель: Что произошло с цветочками?
Дети: Цветы, которые поставили в подкрашенную воду, стали менять цвет. Воспитатель: Значит, они «втянули» в себя воду. Цветок, стоявший без воды, завял.
Воспитатель: Так же как краситель по канальцам проникает в лист, так и вода поднимается от корней деревьев к листьям.
Вывод: сравнивая цвет с одной и с другой стороны цветочка, можно скоро заметить, как внутри него, поднимаются кверху разноцветные полоски. Это по сосудам поднимается подкрашенная вода.
-Чем дольше простоит растение в красителе, тем влага поднимется выше по листу.
Судя по завядшему цветку, можно сделать вывод — растения без воды жить не могут.
Опыт №3 «Выращивание лука»
Воспитатель: У вас на столе стоят тарелки, накрытые салфеткой. Давайте посмотрим что там
Дети: Лук
Воспитатель: Возьмите в руки луковицу. Скажите, какого цвета лук?
(Ответы детей)
- Какой он формы?
Ответы детей)
- Как вы думаете, что произойдет с луком, если его посадить в воду или землю (Ответы детей)
Воспитатель показывает проросшую луковицу.
- А вы хотите попробовать себя в роли огородников и вырастить зеленый лук? Ведь в нем тоже много витаминов.
Дети: Хотим
Воспитатель: Давайте попробуем посадить лук в воду. Но для начала нам надо определить, где у лука верх. Возьмите в руку лупу и внимательно посмотрите на луковицу. Попробуйте определить, откуда будет расти зеленый лук?
Ответы детей
Воспитатель: А вот низ у луковицы – донце. (Показ) Давайте скажем вместе: «Донце». (Дети повторяют) Рассмотрите донце с помощью лупы. Что вы видите?
Дети: Маленькие корешки.
Воспитатель: Лук нужно сажать донцем вниз. Давайте посадим одну луковицу в банку с водой.
Воспитатель просит одного ребенка подать воду, а другого – подать лейку с водой.
Воспитатель: Смотрите, я наливаю в баночку из лейки воду. Теперь надо посадить лук.
Воспитатель: Теперь подойдите к столу. Возьмите стакан, совочки и заполните стакан землей. Теперь возьмите в руки луковицу. Найдите у лука донце. Сажать лук нужно донцем вниз. Сделайте в земле с помощью палочек углубление, поместите в него лук донцем вниз и прижмите плотно землю вокруг луковицы.
Воспитатель: Давайте поставим лук на подоконник и будем наблюдать, где лук растет быстрее в воде или в земле?
По результатам наших наблюдений пришли к выводу: для роста растений и их правильного развития необходимы: свет, тепло и вода. А вот чтобы овощи, в частности лук, не портились и хорошо хранились, необходима прохлада. Это показала нам последняя луковица, которая великолепно сохранилась, ничуть не изменилась, в холоде.
Воспитатель: Ребята давайте повторим что мы узнали о живой природе
Дети: Живая природа- все живое, оно растет, дышит, питается, движется, размножается.
Воспитатель: живая и неживая природа связаны между собой. Давайте рассмотрим примеры таких связей:
1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.
2. Без воды все живое погибает.
3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.
- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?
Дети: Нет
Воспитатель: Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
Результат исследования :
1. Развитие интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
2. Развитие наблюдательности, любознательности.
3. Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.
4. Сформирование у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Заключение
В заключение проведенного нами исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.
Дети-дошкольники проявляют большой интерес к природе с
самого раннего возраста. Дети не могут оставаться равнодушными и не
оставить без внимания ни один объект или явление неживой и живой
природы. Идеи ознакомления детей-дошкольников с природой получили
широкое распространение в теории и практике дошкольного воспитания.
Литература:
1. Зыкова О. А. Экспериментирование с живой и неживой природой. – М. : ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2017.
2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой
С. А. Веретенникова. – М. : Просвещение, 2011
3. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология
С. Д. Дерябо, В. П. Ясвин. – Ростов на Дону. : Феникс, 2013
4. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию
дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) Л.
Г. Горькова. – М. : ВАКО, 2012 – 240 с.
5. ихайлова З. А., Бабаева Т. И., Кларина Л. М., Серова З. А. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников – СПБ. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.