Эльза Махмутова
Исследовательская работа «Использование балансирующей доски Бильгоу в работе с детьми с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема исследования :
«Использование балансирующей доски Бильгоу в работе с детьми с нарушениями речи»
Обоснование актуальности.
Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. У большинства детей с нарушениями речи недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Публикация «Исследовательская работа „Использование балансирующей доски Бильгоу в работе с детьми с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Балансировочные доски и диски
- Исследовательская деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
В настоящее время строго стоит вопрос – как повысить эффективность логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Именно поэтому, изучение особенностей проявления нарушений речи у детей дошкольного возраста, в том числе формирования и развития связной речи, разработка методов и устранение речевых недостатков является актуальным для общей и специальной педагогики. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных приемов. Программа мозжечковой стимуляции — это оригинальная по своей продуманности и системности работа, состоящая из серии коррекционно-развивающих и организующих упражнений, направленных на стимуляцию и нормализацию работы мозжечка.
Комплекс упражнений основан на обеспечении мозга базисными навыками, которые помогают в усвоении любой информации.
Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Мозжечок – это диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг.
Широко используется система тренировок на балансировочной доске Learning Breakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу.
Данные, полученные в ходе практических экспериментов доктором Бильгоу, нашли свое отражения во многих других теориях о движении и умственном развитии детей. Примерами этого служат теория уровневой организации Н. А. Бренштейна, теория СДЛ ВПФ А. Р. Лурия, принципы нейропсихологии детского возраста Л. С. Цветковой, деятельный подход А. Н. Леонтьева и другие.
Бильгоу выдвинул 3 принципа программы мозжечковой стимуляции:
• Стимулирование сенсорной интеграции
• Пространственное воображение и чувство равновесия
• Проприоцептивное обучение
Таким образом, программа мозжечковой стимуляции опирается на 3 аспекта: психологический, дидактический и инструментально-технический. В совокупности данных аспектов методика совершенствует работу мозжечка, формируя большое количество новых нейронных связей, что сказывается на уровне обучаемости ребенка.
Актуальность представленного исследования обусловлена следующим:
На сегодняшний день мы наблюдаем рост числа детей с нарушениями в развитии речи, что заставляет нас учителей-логопедов искать педагогические инновации, способствующие улучшению развитию произношения, психических процессов и конечно моторной сферы в целом. Такой инновацией служит балансировочная доска. Она мной используется, как на групповых логопедических занятиях, так в индивидуальной работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи. Опыт работы в коррекционных группах в преодолении ТНР показывает, что наибольший эффект достигается применением комплексного подхода, где обязательным элементом является физическое воспитание. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Актуальность внедрения современных методов работы в данном направления обоснована следующими позициями. Во-первых: в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия». Во-вторых: дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы: скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений (недостаточная координация пальцев рук, артикуляционного аппарата). Решению этих задач помогает использование представленных новых образовательных методик.
Опираясь на выше изложенное была определена цель исследования : разработать систему коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе коррекционных занятий по развитию связной речи с использованием балансирующей доски.
Задачи исследования :
1) изучить педагогическую, медицинскую и специальную литературу по исследуемой теме;
2) определить специфику работы с детьми с нарушениями речи на занятиях по формированию координации движения, общей моторики и всех компонентов речи (звукопроизношение, фонематический слух, словарь, слоговая структура речи);
3) подобрать задания и игры на балансирующей доске;
4) разработать индивидуальный план работы с каждым ребенком старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения координации движения, общей моторики и всех компонентов речи с учетом требований программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи» (первого и второго года обучения);
5) провести опытно-экспериментальную работу;
6) выявить эффективность разработанной модели коррекционной работы по развитию общей моторики и всех компонентов речи с использованием балансирующей доски.
Объектом исследования является процесс развития координации движения, общей моторики и всех компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи во время занятий на балансирующей доске.
Предметом исследования являются особенности, методы и способы развития координации движения, общей моторики и всех компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи во время занятий на балансирующей доске.
Гипотеза: в результате использования мозжечковой стимуляции на балансирующей доске в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи улучшится координация движения, общая моторика детей и повысится уровень всех компонентов речи.
Научная новизна.
Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал более 50 лет назад американский доктор Френк Бильгоу, который будучи преподавателем в классах, где училось много детей с различными трудностями в обучении, обратил внимание, что дети, играющие на переменках в игры на координацию движений, балансировку — более успешны в учебе. Этот простой факт стал ключевым моментом в разработке системы развития мозжечка, как средства повышения успеваемости детей.
Позже Ф. Бильгоу переехав в Хьюстонский университет, возглавил лабораторию, и руководил программой по преодолению проблем с чтением и обучением, сосредоточив внимание на упражнениях на равновесие и координацию. В итоге он изобрел Балансировочную Доску Бильгоу и разработал серию упражнений на ней.
Впоследствии программа Ф. Бильгоу получила название «Learning Breakthrough», что в переводе означает как «Прорыв в обучении».
Специалисты «Ассоциации детских нейропсихологов г. Москвы» проанализировав метод Ф. Бильгоу, сопоставили его данные с теориями отечественной психологической научной школы и разработали свою программу мозжечковой стимуляции со следующими принципами:
— от простого к сложному;
— принцип оптимального уровня сложности (правильный подбор уровня сложности для ребенка);
— принцип поэтапного освоения;
— принцип усложнения инструкции;
— би/моно/попеременно (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);
— принцип направленности движений (выполнение упражнений по центру, вправо, влево, по кругу);
— принцип новизны.
Методологическая основа:
Этот метод пришёл к нам из Америки, в 60-е годы прошлого столетия американец Фрэнк Бильгоу, работая с детьми, которые плохо умели читать, заметил взаимосвязь между их двигательной активностью и изменениями в навыках чтения. Это и послужило началом развития методики мозжечковой стимуляции, концепции по работе с детьми, имеющими нарушения в сенсорной интеграции.
Человеческий мозг состоит из двух полушарий, которые функционируют как два сетевых компьютера. Левое полушарие получает моторную и сенсорную информацию с правой стороны тела, а правое полушарие - с левой стороны тела. Когда мы объединяем две системы и ставим задачу развития гармонии и синхронности, первым шагом является достижение эффективного баланса между двумя сторонами мозга. Поскольку большинство психических процессов связаны с обеими сторонами мозга, проблемы интеграции между двумя полушариями могут привести к неэффективности мозговых процессов. Поскольку левое полушарие мозга контролирует движения на правой стороне тела, а правое полушарие мозга контролирует движения на левой стороне тела, человек может усовершенствовать интеграцию между двумя сторонами мозга посредством действий, связанных с обеими стороны его тела. Такие движения приводят две системы к балансу. Успешная интеграция между двумя сторонами мозга необходима для улучшения всех мозговых процессов.
Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминают особую лечебную физкультуру. Они включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время сеанса ребенок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определенные задания. Эти задания постепенно становятся сложнее. В структуру занятия включаются упражнения с другими атрибутами: мяч-маятник, мячики, мешочки и т. д.
Оборудование полностью соответствует развивающему коррекционному принципу по стимуляции функции вестибулярного аппарата. Оно достаточно разнообразно. Оборудование имеет свои преимущества в использовании : вариативность, технологичность, компактность. При проведении занятий необходимы следующие оборудования, которые используются в определенной последовательности для мозжечковой стимуляции:
- балансировочная доска для мозжечковой стимуляции (на ней ребенок начинает учиться держать равновесие, уже потом выполняются другие упражнения, стоя на доске. Уровень сложности можно регулировать, изменяя угол роликов, положения ног на разметке);
- разновесные мешочки (три тканевых мешочка имеют разный цвет, вес и размер, внутри хорошо промытая и прожаренная крупа. Педагог дает задание на каждый из мешочков, при этом координируются движения);
- мяч-маятник (закреплен на резинке или шнурке. Планка, на которую нанесены цветные сектора или разметка с цифрами);
- доска с цифрами (она служит для того, чтобы ребенок мог попадать в цель, отвечая на математические вопросы. Позволяет тренировать меткость и глазомер);
- целевой щит (таблица, где в ячейках изображены геометрические фигуры (ромб, звезда, треугольник, квадрат, круг);
- предметы на меткость (мяч на резинке, ракетка для отбивания, мишень со стрелами. Банки, боулинг, стаканчики, подушки – что-то для сбивания);
- предметные картинки для развития всех компонентов речи.
Методы исследования :
1. Теоретические: анализ педагогической, медицинской и специальной литературы по данной теме, анализ медицинской и педагогической документации воспитанников (медицинские карты, психолого-педагогические характеристики); диагностика детей (обследование уровня развития речи, координацию движения и общей моторики детей, заполнение речевых карт); разработка заданий и подбор игр на балансирующей доске, направленных на координацию движений, общую моторику и всех компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
2. Эмпирические: наблюдение, групповые и индивидуальные занятия, беседа, анкетирование родителей, эксперимент.
Этапы эксперимента. Работа по использованию балансирующей доски с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, будет состоять из 3 этапов, которые будут реализоваться в течение 3 лет.
1 этап - подготовительный:
- изучение специализированной литературы по данной теме;
- проведение диагностики речи и обработка результатов;
- приобретение оборудования;
- анкетирование родителей;
- составление индивидуальных планов работы с каждым ребенком имеющего нарушения речи.
2 этап – основной:
- организация работы по индивидуальному планированию.
3 этап – заключительный:
- проведение диагностического обследования;
- работа с родителями.
Практическая значимость: разработанная система коррекционной работы по использованию балансирующей доски, направленной на развитие координации движения, общей моторики, а также всех компонентов речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи может быть рекомендована учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп, педагогам специализированных учреждений и родителям.