Юлия Зубченко
Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста: понятие, структура, критерии, показатели и уровни развития
▼ Скачать +Заказ
На основе анализа научной литературы исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста определяется как интеллектуально активная, инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на поиск решения значимой для дошкольника проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.
Публикация «Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста: понятие, структура, критерии, показатели и уровни развития» размещена в разделах
Исследовательская активность понимается как практическое взаимодействие дошкольника с окружающим миром предметов и явлений с целью выявления, приобретения и преобразования новой, незнакомой информации, стимулирования познавательных процессов и саморазвития.
Рассматривая понятие «исследовательская активность» в своем исследовании, мы будем придерживаться формулировке представленнойН. Н. Поддьяковым, который доказал, что старший дошкольный возраст обеспечивает ребенку постоянную открытость к неизведанному, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в самостоятельной постановке вопросов и проблем. Он отмечал, что «детская исследовательская активность по освоению окружающего мира, это активность ребенка, которая направлена на поиск необходимой информации путем личного практического экспериментирования с объектом или явлением» (53).
На основе анализа современных публикаций следующих авторов И. Н. Быкова, Л. И. Геращенко, А. В. Гилева, Л. И. Гончарова и др. можно отметить, что исследовательская активность имеет определенную структуру со следующими компонентами:
- мотивационный компонент, связан с проявлением интереса к деятельности, желание вести исследовательский поиск, проявление настойчивости в достижении поставленной цели;
- содержательный компонент, направлен на применение способов и средств для исследовательского поиска;
- операциональный компонент, отражает практическое использование исследовательских умений (7; 11; 12; 14).
Изучая исследовательскую активность как целостное образование личности А. И. Савенков выделяет следующую структуру :
- интеллектуальный компонент, непосредственно связанный с развитием процессов мышления : анализа, синтеза, обобщения, сравнения и т. д. с помощью которых ребенок может определить существенные свойства и характеристики исследуемого объекта;
- волевой (регулятивный) компонент, с помощью которого ребенок может регулировать и развивать исследовательскую активность, путем постановки цели, преодоления возникающих трудностей, принятием важных решений, сосредоточенностью и целенаправленностью в процессе осуществления деятельности, отношением к полученным результатам и т. д. ;
- эмоциональный компонент, направленный на положительное эмоциональное отношение (помощь, отзывчивость, эмпатия, положительные эмоции и т. д.) к исследуемому объекту или явлению, проявляющийся во время взаимодействия со сверстниками или взрослыми в практической исследовательской деятельности;
- творческий компонент, который проявляется в умении переносить ранее усвоенные способы деятельности в новую, незнакомую ситуацию, комбинирование и применение уже знакомых способов деятельности в новые виды деятельности, проявление способности к оригинальной мыслительной деятельности (60).
В своих научных исследования, А. И. Савенков выделяет критерии, показатели и уровни развития исследовательской активности дошкольников. Рассмотрим их:
1. Показатели исследовательской активности :
- умение видеть проблему;
- умение формулировать и задавать вопросы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение делать выводы и умозаключения;
- умение доказывать и защищать свои идеи;
- умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
2. Критерии исследовательской активности :
- самостоятельно видит и формулирует проблему, находит противоречие;
- самостоятельно формулирует и задает вопросы;
- проявляет волевые и интеллектуальные усилия, умозаключения, объясняет, строит планы, схемы, рисунки и т. д. ;
- активно высказывает гипотезы, предположения, предлагает оригинальные решения проблемы, дает полное логическое описание;
- формулирует в речи и анализирует полученный результат, замечает и выделяет несоответствие полученного результата, делает выводы;
- самостоятельно ставит проблему, отыскивает способ ее решения, осуществляет ее.
3. Уровни развития исследовательской активности :
- высокий уровень характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; предположения; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе;
- средний уровень, характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого;
- низкий уровень - характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты.
В практической части нашего исследования мы будем применять критерии и уровни развития исследовательской активности, представленные в диссертационном исследовании О. В. Киреевой «Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» (30). Рассмотрим их:
1. Критерии развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования:
- самостоятельно видит проблему, задает вопросы, выдвигает гипотезы, классифицирует, делает умозаключения и выводы, обобщает закономерности и явления;
- осуществляет поиск необходимой информации путем личного практического экспериментирования с объектом или явлением;
- предлагает несколько вариантов решения проблемы исследования, применяет более рациональный вариант;
- проявляет любопытство, любознательность, интерес к познавательной деятельности;
- умеет организовать и вести исследовательский поиск;
- проявляет настойчивость в достижении поставленной цели;
- правильно использует исследовательские умения в разных видах деятельности (30).
2. Уровни развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования:
- высокий уровень – исследовательская активность целиком инициируется самим ребенком и продиктована его внутренним состоянием. Ребенок умеет видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, делать умозаключения и выводы, обобщать закономерности и явления. Самостоятельно и независимо осуществляет поиск необходимой информации путем личного практического экспериментирования с объектом или явлением. Находит несколько вариантов решения проблемы исследования, применяет более рациональный вариант. Проявляет любознательность и интерес к экспериментальной деятельности, желание вести исследовательский поиск, проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. Применяет практическое использование исследовательских умений в разных видах экспериментальной деятельности;
- средний уровень – исследовательская активность инициируется как самим ребенком, так и под руководством взрослых. Ребенок умеет видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, но иногда допускает незначительные ошибки. Частично, не в полном объеме осуществляет поиск необходимой информации для исследования объекта или явления. Проявляет любознательность и интерес к экспериментальной деятельности, но самостоятельно вести исследовательский поиск затрудняется, бывает настойчив в достижении поставленной цели;
- низкий уровень – не проявляет исследовательской активности. Не умеет видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы. Самостоятельно не может осуществлять поиск необходимой информации для исследования объекта или явления. Не проявляет любознательность и интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельно вести исследовательский поиск не может, никогда не проявляет настойчивость в достижении поставленной цели (30).
Таким образом, под детской исследовательской активностью понимается активность ребенка, которая направлена на поиск необходимой информации путем личного практического экспериментирования с объектами или явлениями окружающего мира. Исследовательская активность имеет определенную структуру со следующими компонентами: мотивационным компонентом, направленным на проявление интереса к деятельности, желание вести исследовательский поиск, проявление настойчивости в достижении поставленной цели; содержательным компонентом, направленным на применение способов и средств для исследовательского поиска; операциональным компонентом, отражающим практическое использование исследовательских умений.
Исследовательская активность тесно связана с развитием у детей исследовательских навыков и умений : видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать закономерности и явления и т. д.