Трубецкая Ольга Александровна
Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок дошкольного возраста обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
Публикация «Консультация для воспитателей „Двигательная активность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Двигательная активность ребенка представляет собой удовлетворённую потребность организма в движении. Она является важным условием нормального развития ребёнка, а также одной из важнейших форм жизнедеятельности растущего организма. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность и настроение ребёнка.
Дети с большей двигательной активностью лучше развиты. В этой связи можно говорить о двусторонней зависимости: более значительная двигательная активность способствует лучшему физическому развитию, а лучшее физическое развитие стимулирует двигательную активность. Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребёнка. Но следует предостеречь и от излишней двигательной активности, которая ведёт к функциональным изменениям в сердечно-сосудистой системе дошкольника.
Двигательная активность каждого ребёнка индивидуальна. Если внимательно проанализировать двигательное поведение ребёнка, то можно отнести его к одной из трёх групп по двигательной активности.
1 группа
Дети со средней, нормальной двигательной активностью.
У детей нормальная масса тела, они редко болеют.
2 группа
Дети малоподвижные, с низкой двигательной активностью.
У многих повышенная масса тела и различные отклонения в состоянии здоровья. У таких детей снижена работоспособность, они отстают от сверстников в физическом развитии, плохо владеют движениями. Рекомендуется увеличить двигательную активность.
3 группа
Дети с большой двигательной активностью.
Это имеет отрицательные последствия – высокая физическая нагрузка, приводит к отклонениям в сердечно-сосудистой системе. Такие дети очень подвержены заболеваниям. Необходимо уменьшить двигательную активность.
Здоровый образ жизни в детском саду предполагает приобщение детей к двигательной культуре через физическое воспитание.
Для того чтобы не возникал дефицит движения, следует использовать следующие режимные моменты:
• утренняя гимнастика и гимнастика при пробуждении;
• физкультурные и музыкальные занятия;
• прогулки на свежем воздухе;
• подвижные игры различной степени активности;
• физкультминутки и динамические паузы;
• пальчиковые игры;
• самостоятельная двигательная деятельность.
Утренняя прогулка - наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. В дни проведения физкультурных занятий в зале, на прогулке организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. В те дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движений. Содержание игр и физических упражнений на прогулке для детей предусматривает :
• использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;
• соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;
• применение разных способов организации дошкольников;
• рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
• создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;
• активизацию детской самостоятельности;
• стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Летний период дает больше возможностей для развития двигательной активности ребенка во время прогулок на свежем воздухе. В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками.
Двигательная активность ребенка зависит от индивидуальных особенностей. Дети со средней активностью, как правило, не вызывают у взрослых беспокойства: их поведение уравновешено, они не переутомляются. Такой ребенок ходит, бегает, прыгает столько, сколько хочет. Другое дело – дети с повышенной активностью. Они не уравновешены, не могут контролировать свое поведение, быстро утомляются, не склонны к выполнению упражнений требующих точности, координации. Не следует резко прекращать их двигательную активность. Переход от динамического состояния к статическому должен быть постепенным. Малоактивные дети не склонны много бегать, предпочитают спокойные игры. У них медленнее формируются двигательные навыки. Им не хватает ловкости, выносливости, они избегают активных игр со сверстниками, вес их обычно выше нормы, а это вредно для здоровья. Поэтому так важно обогащать развивающую предметно-пространственную среду разнообразными, яркими и привлекательными игрушками, пособиями для развития двигательной активности таких детей и выделить для этих целей в групповой комнате.
Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении. Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т. д.) ребёнок может выразить движением.
Самая главная проблема, несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют самостоятельно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группах, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое в квартире, где места зачастую ещё меньше.
Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т. п.).
Следует помнить, что двигательная активность это биологическая потребность растущего организма. Не надо подавлять двигательную инициативу, а всячески поддерживать ребенка в стремлении быть активным и создавать условия для этого.