Мария Васяева
ИОМ по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный образовательный маршрут по социально – коммуникативному развитию для воспитанников II младшей группы.
Ф. И. ребёнка ___
Возраст ребё нка: 3 года
Проблема:
Не понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений;
Испытывает затруднения в имитации мимики, движении, интонации героев литературных произведений;
Не умеет принимать на себя роль, объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию.
Задачи:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
• Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
• Развивать умение имитировать мимику, движения, интонацию героев литературных произведений;
• Развивать умение принимать на себя роль, объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию.
Периодичность занятий: 1 раз в неделю.
Длительность: 10- 15 минут
Структура индивидуального занятия:
1. Организационный момент
2. Сюрпризный момент: мотивация к занятию
3. Основная работа: помоги, угадай, подскажи
4. Итог занятия: анализ занятия ребёнком, минутка общения, что понравилось, что вызвало трудности и было сложным.
Используемые на занятиях игры и упражнения
1. Беседа по сказке «Колобок»
Цель: Вызвать интерес у детей к сказке. Побуждать их использовать отрывки из сказки в собственной игре.
2. Игра – упражнение «Коробочка добрых дел»
Материалы: красивая коробочка, сердечки из картона.
Цель: учить детей оценивать свои поступки и поступи своих товарищей, формировать нравственные качества (доброту, отзывчивость, развивать уверенность в себе, способствовать усвоению норм правильного поведения.
Ход игры:
Дети встают вокруг коробочки, называют добрые дела, которые они совершили за день и бросают в коробочку сердечко за каждый хороший поступок.
3. Беседа по сказке «Теремок»
Цель: Вызвать интерес у детей к сказке. Побуждать их использовать отрывки из сказки в собственной игре.
4. Игра «Коробочка примирения»
Цель: Научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.
Оборудование: Яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.
Ход игры:
Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят друг друга, здороваются и мирятся, произнеся разные стихи-мирилки.
5. Игра – имитация «Солнышко проснулось»
Цель. Установления с детьми эмоционально-положительного контакта, интереса к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации.
Ход игры:
Воспроизведение отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись, потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (солнышко выглянуло – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
6. Игра «Весёлый Старичок - Лесовичок»
Цель: учить пользоваться разными интонациями.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произноситсвои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель:
Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух
Бу-бу-буда бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Воспитатель:
Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо да гуль-гуль-гуль!
Го-го-го да буль-буль-буль. '
Воспитатель:
А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
Го-ro-ro да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
(Д. Хармс) Игра проводится несколько раз.
7. Игра – упражнение «Так или не так»
Цель: формирование умения детей отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивать внимание; воспитание желания соблюдать правила безопасности.
Материал: 2 карточки – с красным и с зелёным кружком,
картинки с изображением опасных и безопасных действий детей;
Правила: под красную карточку (кружок) положить картинки с изображением опасных для жизни ребёнка ситуаций, под зелёную – неопасных (разрешённых).
Варианты: индивидуально с воспитателем;
несколько детей по очереди, объясняя свой выбор.
8. Игра «Кубик эмоций»
Цель: создание условий для развития у детей эмоциональной сферы.
1) Бросаем кубик по очереди.
2) Варианты игр:
3) а) Изображаем выпавшую на кубике эмоцию. Остальные игроки отгадывают ее.
б) Вспоминаем, кто из сказочных героев переживал подобные чувства и в какой ситуации: можно обсуждать разные сказки,а можно одну. Например, когда Буратино был сердитым? удивленным? радостным? спокойным? грустным? Почему он радовался/грустил/сердился и т. д.?
в) Вспоминаем и рассказываем ситуации из своей жизни, когда испытывали те же эмоции, что выпали на кубике.
г) Начинаем придумывать сказку о персонаже. Бросаем кубик. В соответствии с выпавшей эмоцией продолжаем сюжет (герой удивился - чему). Дальше бросаем кубик. Герой обрадовался - чему? что произошло в нашей истории? д) подбираем ряд слов, близких по значению к выпавшей эмоции.
9. Игра – инсценировка «Колобок»
Цель: развитие социально – коммуникативных способностей детей с помощью театрализации русской народной сказки «Колобок».
(конспект занятия)
10. Игра «Медвежата»
Цель: развитие у детей способности принять на себя роль животного.
Игровой материал: конфеты, фрукты, пироги.
Подготовка к игре: знакомство с отличительными признаками медведя по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про мишку.
Игровые роли: медвежата.
Ход игры: предлагая детям игрушки, конфеты, фрукты, пироги и т. д., воспитатель говорит: «Посмотрите, ребятки, какой большой вкусный пирог испекла медведица и прислала к нам в группу. Она подумала, что у нас в группе есть медвежата – сладкоежки, которые обожают вкусные пироги, и решила угостить их. Кто у нас медвежонок? Кому медведица испекла сладкий пирог? Ты, медвежонок, Саша? А шерстка у тебя есть, медвежонок? А где твои лапки, медвежонок? Как много у нас медвежат в группе. Хорошие медвежата! Пора раздавать им пирог!
Затем воспитатель предлагает медвежатам встать вокруг большого стола и посмотреть, как будет она разрезать пирог на равные части, чтобы всем досталось поровну. Таким образом, может проходить обычный полдник. Воспитатель говорит, раздавая пирог: «Этому медвежонку кусочек пирога и этому. Всем медвежатам поровну. Ешьте на здоровье!
11. Ролевой диалог по мотиву стихотворения К. Чуковского «Телефон» поочередно с несколькими персонажами.
Цель занятия - формировать умение вести диалог и закрепить знания правил этикета при ведении разговора по телефону.
12. Игры по мотивам сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»
Цель: развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов.
Оценка деятельности:
В результате планомерной и систематической работы с ребёнком, имеющим недостаточно развитые способности по социально – коммуникативному развитию :
1) формируется положительное отношение и чувство принадлежности к семье, сообществу детей и взрослых.
2) ребёнок эмоционально отзывчив, сопереживает, уважительно и доброжелательно относится к окружающим.
3) ребёнок имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений;
4) ребёнок принимать на себя роль, объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию.
Предполагаемый результат:
К концу года воспитанник:
старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками
понимает социальную оценку поступков сверстников или героев литературных произведений.
имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений
принимать на себя роль, объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию.
способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.