Людмила Попова
Интерактивный проект в средней группе «Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами драматизации»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивный проект в средней группе
«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами драматизации и умения презентовать себя»
Тип проекта : творческий, игровой.
Срок реализации: 1 учебный год (2017-2018)
Цель проекта :
Развитие социально-коммуникативных навыков средствами проектной деятельности.
Задачи проекта :
Публикация «Интерактивный проект в средней группе „Социально-коммуникативное развитие дошкольников средствами драматизации“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
• Формирование умения устанавливать контакты социального партнерства.
• Знакомство с различными видами театров.
• Развитие вербальной и невербальной коммуникации, воли, внимания, памяти, мышления и воображения.
• Развитие речи : монологической и диалогической формы; грамматического строя; звуковой культуры и выразительности.
• Развитие творческих способностей каждого ребенка.
• Закреплять способности овладения своими эмоциями.
• Воспитание основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
Объяснительная записка
Приходя в детский сад, дети попадают в новые условия: обстановка, режим, незнакомые взрослые и дети. Не каждый ребенок может сразу вступить в контакт с воспитателем и найти общий язык со сверстниками. А первое выступление на утреннике и вовсе заводит его в тупик.
А бывает и так, что на празднике выступают одни и те же дети, а другим, в силу их «зажатости», приходится отходить на второй план. Но в душе каждый ребенок хочет проявить себя в той или иной роли…
Среди многочисленных игр у детей пользуются успехом игры в «театр», драматизации хорошо известных сказок. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: формирует чувство коллективизма; развивает память, монологическую и диалогическую речь, художественный вкус, творческие способности; позволяет ребенку раскрыться, установить партнерские отношения. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся выразительности речи ребенка.
Основные этапы проекта
I этап. Подготовительный.
1. Сбор информации, литературы, дополнительного материала, использование компьютерных технологий, подбор иллюстративного материала, художественной литературы.
2. Изучение передового опыта педагогов по этой теме.
3. Организация предметно-развивающей среды.
4. Изготовление атрибутов для игр-драматизаций.
5. Информирование родителей о проекте.
II этап. Практический.
1. Знакомство детей с различными видами театров, а также с разнообразием сказочных произведений.
2. Формирование навыков пересказывания содержания.
3. Игра - «Угадай-ка» на узнавание персонажей, названий и авторов произведений.
4. Развитие умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимики, интонации, движения, кукловождение); разные виды театра (Би-ба-бо; пальчиковый, кукольный).
5. Совершенствование навыка самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации; распределять между собой обязанности и роли.
6. Пропагандирование традиций домашнего чтения.
7. Включение родителей (законных представителей) в практические занятия, задания, досуги, изготовление атрибутов и т. д.
III этап. Заключительный.
1. Анализ результатов проекта.
2. Открытый показ для детей младшей группы театрализованного представления.
3. Творческое совместное с родителями мероприятие.
Взаимодействие с семьями воспитанников
1. Проблемные беседы и консультации с родителями.
2. Совместные творческие мастерские по изготовлению атрибутов.
3. Оформление стенда для родителей «Игра как средство общения».
4. Мини – проект «Сказка моего детства».
5. Совместный (родители и дети) показ сказки «Волк и семеро козлят» для детей младшей группы.
Непосредственно – образовательная деятельность
1. Разучивание потешек, чтение художественной литературы, пересказ прочитанного, рассматривание иллюстраций к сказкам.
2. Беседы, разговоры на темы: «Виды театра», «Правила поведения в театре», «Театральные профессии».
3. Инсценирование сказок.
4. Театрализованные игра.
5. Сюжетно-ролевые игры.
6. Использование литературных произведений в режимных моментах.
Знакомство детей с различными видами театра, разнообразием сказочных произведений. Игра «Угадай-ка».
Ребята, кто из вас когда-нибудь был в театре? А кто знает, что такое театр? Театр, ребята, это искусство представления драматических произведений на сцене. В театре работает много людей. Это и актеры, которые исполняют роли, и режиссеры, которые делают постановки, и музыканты, и художники, которые рисуют декорации и много других профессий, без которых театр не мог существовать. Но можно сделать и небольшой театр в домашних условиях и у нас в детском саду.
Существуют разные виды театра. Настольный: можно использовать разные игрушки как резиновые, так и объёмные, сделанные из бумаги. Плоскостной театр можно показывать с помощью плоских нарисованных кукол на специальных подставках. Пальчиковый: на пальчики одеваются маленькие куколки или перчатки. Можно показывать спектакль с помощью кукол, которые одеваются на руку. Эти куклы называются би-ба-бо. А ещё можно надеть на себя ростовую куклу и кукла тут же оживёт и начнет двигаться вместе с вами. (Беседа сопровождается демонстрацией игрушек, кукол и декораций). Ну и, конечно, мы с вами можем быть самыми настоящими артистами, надо только одеть маску или костюм и вот уже начинается действо.
А что же можно изобразить на сцене? Да всё, что угодно, начиная с самых маленьких сказочек. А какие бывают сказки? (-) Сказки бывают разные: про животных, волшебные, народные и авторские.
Какие сказки про животных вы знаете? (Ответы детей).
А что значит волшебные сказки? Какие вы знаете? (Ответы).
А как вы понимаете, что означает народные сказки? (-) Авторские? (-) (Воспитатель дополняет ответы детей). Молодцы!
А кто нам может рассказать свою самую любимую сказку? (Выслушать 2-3 детей).
А теперь мы проверим, как вы знаете сказки и умеете узнавать героев этих сказок:
- кто сумел обхитрить трех врагов, которые его хотели съесть, а четвертого не смог? (Колобок);
- как звали героя, которому помогала щука? (Емеля);
- как назывался домик, в котором жило много зверушек, и только медведь там не уместился? (Теремок);
- кто снёс золотое яичко? (Курочка Ряба);
- что говорила Машенька медведю, когда он хотел съесть пирожок? (Не садись на пенёк, не ешь пирожок);
- а кто украл солнышко на небе? (Крокодил) Как называется эта сказка? (Краденое солнце) Кто написал эту сказку? (Корней Чуковский)
Какие вы молодцы! Теперь мы смело можем играть любую роль!
Беседа о правилах поведения в театре.
Дети, как вы думаете, что надо сделать в самом начале, когда вы собираетесь пойти в театр? (-) Прежде, чем прийти в театр, чтобы посмотреть спектакль, необходимо приобрести билет. Без билета на спектакль не пустят.
Где можно купить билет? (-) Его можно купить в билетной кассе.
А как надо одеваться, идя в театр? (-) В театр приходят аккуратно одетые люди. Неприлично приходить на спектакль в грязной или неопрятной одежде, в джинсах. Многие люди покупают цветы, чтобы подарить их артистам. Этим они выражают свою благодарность артистам.
Когда вы уже пришли в театр и вошли в зал, нашли свое место, надо сидеть тихо, не кричать и ждать начала спектакля.
А можно ли кушать во время спектакля? (-) Кушать в зале неприлично, для этого есть буфет. В перерыве можно туда сходить с родителями. Это только в кинозале разрешается есть попкорн.
Во время спектакля не надо кричать и разговаривать – вы будете мешать и другим зрителям, и артистам на сцене. Когда заканчивается действо, все аплодируют артистам и дарят цветы. Я надеюсь, что вы запомнили эти правила и будете культурными детками.
Досуг к Дню матери (с родителями).
- Чтение стихов для мам.
- Инсценирование сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
- Совместный танец с мамами в кругу.
Мини – проект «Сказка моего детства».
Родители дома рассказывают своим детям о том, какая у них была в детстве самая любимая сказка. Они совместно читают ее и делают иллюстрацию к этой сказке на листе А3, используя любые средства для изображения (краски, бумагу, бисер и другой бросовый материал). Затем приносят свою работу в группу, эти листы сшиваются и получается книга «Сказки моего детства».
В заключении проекта было проведено творческое мероприятие совместно с родителями. Родители со своими детьми инсценировали небольшие отрывки из знакомых произведений, которые подготовили заранее. А так же для них была предоставлена возможность импровизации.
Информация на стенд для родителей «Игра как средство общения»
Игра занимает важную роль в жизни ребенка. Она является средством познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она учит изобретательности, развивает фантазию. В игре лучше всего развиваются психические свойства ребенка: концентрируется внимание, тренируется память, развивается образное мышление и воображение, происходит осознание и отработка социального поведения. Ребенок учится принимать воображаемую ситуацию, предлагаемую взрослым, вместе с ним производить игровые действия, самостоятельно варьировать их в пределах предлагаемой ситуации, у него появляется интерес к игре и формируются начальные элементы замещения. Все это – необходимые предпосылки для того, чтобы на пятом году жизни игра приобрела творческий и самостоятельный характер.
Один из самых распространенных видов детской игры является сюжетно-ролевая игра. Она занимает ведущее место в жизни детей 4-5 лет. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремиться к проигрыванию самых разнообразных ролей.
Тематика игр разнообразна. Это игры в семью, в транспорт, в больницу, в магазин и т. д. Сейчас в магазинах продается множество атрибутов для таких игр, но нельзя исключать и предметы-заместители (например, деревянный брусок – телефон, колечко от пирамидки – руль и т. п.). Это, в первую очередь, развивает фантазию ребенка, стремление к экспериментированию.
Но играть ребенку дома в одиночестве не интересно, даже, если у него будут самые красивые игрушки. Игра способствует не только речевому развитию, но и социально-коммуникативному. Поэтому участие взрослых необходимо, особенно, если у ребенка нет братьев и сестер. Поощряйте совместные игры ребенка со сверстниками, т. к. именно они способствуют развитию ролевых отношений в игре, умения распределять роли, создавать замысел, вести ролевой диалог.
Попробуйте понаблюдать за ребенком: в какие игры и как он играет. Если он проигрывает один и тот же сюжет, а действия однообразны, то ему необходима ваша помощь. Подскажите ребенку новый сюжет игры, предложите ввести в игру других персонажей.
Рассказывайте детям о профессиях. Ребенок перенесет свои впечатления в игру. Поиграйте с ним в «больницу», побудьте Пациентом», а малышу предложите роль «врача».
Детям 4-5 лет нравятся сказки, особенно те, в которых есть приключения, путешествия и т. д. Узнайте, что заинтересовало вашего малыша, какой сюжет сказки ему больше всего понравился и предложите проиграть этот кусок. Постарайтесь поймать момент на пике интереса и желания ребенка прожить эту роль, тогда и результат будет ценнее.
Играя с ребенком, следует всегда вербально обозначать принимаемую роль: «Я – продавец», и роль партнера: «А ты, давай, будешь покупатель», стимулировать к обозначению принятых ролей: «Ты кто? Доктор?» Выделяйте в игре с ребенком (или с детьми) специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общей смысл роли и ролевое взаимодействие через активное использование ролевого диалога.
Используйте в игре с детьми преимущественно парные взаимодействующие роли, смысл которых способствует непосредственному ролевому взаимодействию партнеров типа «доктор – больной», «продавец – покупатель», «парикмахер – клиент» и т. п.
Играйте с детьми, дарите им радость общения с вами! Желаю творческих успехов!