Инна Фаррахова
Проект «Формирование речевой культуры дошкольников через интерактивную игру «Мерсибо»
▼ Скачать
Название проекта : Формировании речевой культуры дошкольников через интерактивную игру «Мерсибо».
Целевая группа: Дошкольники от 2 до 7 лет (неговорящие дети, дети с задержкой речевого развития, а также воспитанники, уровень развития речи которых соответствует возрасту).
Публикация «Проект „Формирование речевой культуры дошкольников через интерактивную игру „Мерсибо“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
Постановка проблемы: Проблемы речевого, моторного и психического развития ребёнка выявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. Есть дети, у которых недостаточно сформирован активный и пассивный словарь, плохо составляют описательные и сюжетные рассказы, испытывают сложности в пересказывании увиденного или прочитанного, с трудом запоминают стихи, грамматический строй речи недостаточно сформирован, есть трудности в произношении звуков.
Цель проекта : Формирование речевой культуры дошкольников через интерактивную игру «Мерсибо».
Задачи: Стимулировать речевую и психическую активность, совершенствовать способности к речевому подражанию, работать над артикуляционным праксисом, развивать и корректировать психофизиологические основы речевой деятельности, развивать ритмико - интонационную стороны речи, развивать мелкую и общую моторику, формировать правильное дыхание, развивать фонематическое восприятие, формировать мотивационно - побудительный уровень речевой деятельности, обогащать словарь, обучать строить грамматически правильную фразу, развивать связную речь.
Этапы разработки и реализации проекта :
1. Подготовительный этап. Изучение интерактивного портала «МЕРСИБО», теоретических и практических основ для дошкольников. Составление плана реализации задач речевого развития. Разработка методических и диагностических материалов.
2. Организационно-практический этап. Дошкольники выполняют увлекательные игровые упражнения и задания. Все задания основаны на принципе обеспечения активной речевой практики : дети участвуют в обсуждениях, выражают собственное мнение, обосновывают свою точку зрения, принимают обдуманные
решения, в завершении - делятся своими впечатлениями друг с другом и педагогом, подводят итог.
3. Презентационно-завершающий этап. Обобщение и оформление результатов проекта, диагностика эффективности реализации проекта, представление результатов педагогической и родительской общественности.
Планируемые или полученные результаты:
К концу образовательного периода большинство дошкольников осваивают азы чтения и без труда читают двух-трех сложные слова и короткие предложения, могут отличить гласный звук от согласного, определить мягкость или твердость звука, звонкость или глухость согласного, делают графический анализ слов и
звуков, приобретают графические навыки изображения печатных букв. Кроме этого, воспитанники осваивают сенсорное управление интерактивной доской, учатся интуитивно понимать интерфейс предлагаемого программного обеспечения. Все эти достижения они постигают в процессе игры и вырабатывают стойкую мотивацию к учебной деятельности.
Содержание проекта :
Процесс удивления ведет за собой процесс понимания. В своей практике использую мультимедийные презентации с включением в них занимательных вопросов, игр, загадок, стихов, пословиц и поговорок, красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении НОД по развитию речи. С использованием интерактивных методов формируется активный и пассивный словарь, дети составляют описательные и сюжетные рассказы, с удовольствием пересказывают увиденное на экране, с легкостью запоминают стихи.
В коррекционно-логопедическую работу включаю игры из интерактивного образовательного портала «Мерсибо» - это развивающие занятия с детьми от 2 до 7 лет. Автор методики и многих интерактивных игр «Мерсибо» - Суслова Екатерина Александровна.
Интерактивные игры на занятиях охватывают все аспекты развития речи: фонематический слух;
• звуко - буквенный анализ;
• грамматические навыки;
• лексический запас;
• связная речь;
• обучение чтению;
• игры на активизацию мышления, внимания, памяти;
• печатные материалы для продолжения занятия вне компьютера.
Занятия с веб-порталом «Мерсибо» становятся интереснее, насыщеннее и занимательнее. Игры расширяют возможности учителя-логопеда и повышают положительные результаты детей. Образовательный материал успешно осваивается не только детьми с нормальным речевым развитием, но и воспитанниками с трудностями в речи. Детям очень нравятся эти занятия, они с живым интересом включаются в игру,преодолевают трудности и получают удовольствие от общения.
Интерактивные игры использую как часть занятия или целое занятие. В каждой игре есть свои настройки, правила, рекомендации, указан желаемый возраст.
Настройки, имеющиеся у многих игр, дают возможность выбирать уровень сложности игры в соответствии с темой занятия. Ребёнок сам выбирает пути решения той или иной проблемной ситуации. Малыш, нуждается в положительной оценке своих действий, поэтому после каждой игры появляется сюрпризный момент.
Порталом «Мерсибо» могут пользоваться воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и родители.
Работая с интерактивными играми огромное внимание уделяю артикуляционной гимнастике. На мониторе появляется картинка с речевым сопровождением, ребенок смотрит, слушает и выполняет упражнение. Обязательно при этом должно, быть зеркало, чтобы ребенок мог контролировать свои движения.
Развивая мелкую моторику у детей, включаю игру “Настольные пальчики”. Выбираем с детьми картинку с Приведением, смотрим на действие рук весёлого Приведения и повторяем за ним упражнения, можно взять карандаш, ручку, палочку, колючие шарики, грецкие орехи и катать между ладонями, произнося стихотворение вместе с героем- отлично развивает мелкую моторику и улучшает речь ребенка.
Очень большая сетка упражнений на тренировку воздушной струи. Игра «Снежинки». Под сугробом спрятан предмет, ребёнок дует на сугроб (в микрофон) и смотрит, что лежит под снегом. Затем выбирает героя, которому принадлежит этот предмет.
Развиваем фонематический слух - игра «Паровозики». Игра уже более сложная. Ребенок называет картинку, выделяет ударный звук в слове и выбирает паровоз с данной буквой или называет ударный звук, а я выбираю паровоз. Попутно спрашиваю, где находится звук в слове (в начале, в середине или в конце).
Для правильного грамматического оформления фразы - игра «Дискотека». Игра помогает ребенку правильно согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «моё». На мониторе появляются свинки, на которых написаны местоимения. Необходимо разложить слова-диски по свинкам, согласно написанным местоимениям. Ребенок повторяет услышанное слово, например «сундук» («сумка», «солнышко») затем произносит вместе с местоимением: «мой сундук» («моя сумка», «моё солнышко») и только после этого перетаскивает слово- диск к нужной свинке.
Предлагаю детям для развития связного высказывания игру «Что сначала». Ребёнок ставит картинки в правильной последовательности, а затем составляет рассказ. В этой игре устанавливаются причинно-следственные связи.
Задания, поощрения и порицания исходят от героя программы. Если что-то не получается, ребенок не обижается на взрослого – учителя и не спорит с ним, так как порицание идет от компьютерного героя, а наоборот, стремиться угодить, повторяет действия или слова за героем.
Использование игровых возможностей компьютера позволяет: расширить арсенал специалиста, повысить рост мотивации, заинтересовать ребенка, занятие становится гораздо интереснее, насыщеннее и занимательнее; закрепить пройденный и изучаемый материал; сократить время на формирование и развитие коммуникативных навыков, высших психических функций; способствовать положительной динамике развития; снять негативизм от многократных повторений заданий; развивать зрительно-двигательную координацию.
Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста. Это лишь средство, вспомогательный обучающий материал. Они не заменяют традиционные методы и технологии, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности. НОД с использованием компьютерных технологий, являются комплексными и сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства воспитания и обучения.