Корнеева Юлия
Интерактивные игры в логопедической практике
Интерактивные игры дают возможность разнообразить образовательную деятельность, учитывать возрастные и психологические особенности детей, повышать их познавательную активность. Цель интерактивной игры – изменение и улучшение моделей поведения, деятельности субъектов педагогического взаимодействия и осознанное усвоение этих моделей.
Игра – тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение. Играя, ребенок относится к учению как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Публикация «Интерактивные игры в логопедической практике» размещена в разделах
Интерактивные игры пробуждают у учащихся любопытство, заинтересованность, готовность к принятию нового материала, создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственна всем играм. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Интерактивные упражнения и задания, данные в игровой форме, усиливают мотивацию к обучению.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся с ограниченными возможностями здоровья чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития, самореализации участников учебного процесса.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «active» от «act» — действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.
К интерактивным методам относятся :
• Мозговой штурм.
• Сравнительные диаграммы, кластеры и пазлы.
• Интерактивное занятие с использование ИКТ.
• Групповые дебаты, дискуссии.
• Деловые и ролевые игры, тренинги.
• Метод проектов.
• Баскет-метод.
• Квест-игры.
• Лего-конструирование.
Информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей.
Логопедические занятия с использованием интерактивных игр, способствуют появлению познавательного интереса у детей с ОВЗ, делая увлекательным учебный процесс. Высокий уровень познавательной активности учащихся достигается почти всегда добровольно, без принуждения и очень быстро. Игры помогут сформировать у ребенка навыки правильного произношения, научить связно и грамотно говорить, увеличить его словарный запас. Помогут развивать слуховую и зрительную память.
Используя в своей практике интерактивные игры, учитель-логопед должен учитывать требования при подборе интерактивных игр для детей с ОВЗ :
• Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития.
• Учет структуры дефекта.
• Подбор игрового материала с постепенным усложнением.
• Связь содержания игры с системой знаний ребенка.
• Соответствие коррекционной цели занятия.
• Учет принципа смены видов деятельности.
• Использование ярких, озвученных игрушек и пособий.
• Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
В коррекционной работе с детьми можно применять специально разработанные компьютерные программы. К ним относятся такие программы: «Игры для Тигры», «Дельфа 142», «Мерсибо».
Дети с ограниченными возможностями здоровья
К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относятся дети с нарушением слуха, нарушением речи, нарушением зрения, нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития (ЗПР, с умственной отсталостью, с детским аутизмом и множественными нарушениями.
Нарушения слуха
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
угоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.
Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
Нарушения речи
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.
Нарушения зрения
Слепые дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, - это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития», так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др., нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Умственная отсталость
Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.
Множественные нарушения
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, - сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.
Детский аутизм
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
Применение интерактивных игр при работе с детьми ОВЗ позволит повысить показатели коммуникативной деятельности, познавательной активности и межличностных отношений. Использование интерактивных игр является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации детей с ОВЗ, развитие у них творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.