Нияра Умерова
Учимся играя. Игры Воскобовича в практике работы
Вот уже несколько лет в своей практике,я использую развивающие игры Воскобовича. Использую их на занятиях по математике,развитию речи и окружающему миру,а также в свободное от занятий время. Меня заинтересовали игры тем, что:
- игры дают возможность проявлять творчество и детям, и взрослым;
- игры состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.
Публикация «Учимся играя, Игры Воскобовича в практике работы» размещена в разделах
- с помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети осваивают цифры и буквы;узнают и запоминают цвет,форму, тренируют мелкую моторикурук;совершенствуют речь,мышление,внимание,память,
воображение.
Больше всего мне нравится работать с помощью коврографа «Ларчик» и приложениями «Эталоны цвета» и «Разноцветные веревочки». Благодаря им можно одну и ту же игру можно провести по-разному и придумать свою.
Всем известна игра «Какая цифра пропущена».Цифры выставляются по порядку и несколько цифр переворачивают. Дети определяют какая цифра пропущена. Чтобы разнообразить эту игру,я решила ее немного видоизменить.
Ее я применяла на занятии «Путешествие Красной Шапочки в Фиолетовый лес». Предлагаю небольшой фрагмент этого занятия с применением этой игры. Название игры я изменила, но суть осталась той же.
Игра «Раскрути спираль»
Фрагмент: «Красная Шапочка решила навестить своих друзей зверят-цифрят. А жили они по улице Спиральной. Как вы думаете,почему эта улица так называется (ответы детей)
(из веревочек на коврографе изображается спираль, на которую выставляются изображения зверят- цифрят от 1 до 9, некоторые изображения перевернуты).Дети определяют кого из зверят- цифрят не оказалось дома. (обосновать ответ).(н/р дома не оказалось «зайки-двойки»).
-А как вы это определили? (после числа 1 следует число 2 или числу 3 предшествует число 2)
Чтобы проявить творчество детей, задаю вопрос:- А как вы думаете,почему его не оказалось дома? Где он находился (размышления детей)
Как располагались дома,когда Красная Шапочка шла в гости (от 1 до 9 в прямом порядке)
Как располагались дома,когда Красная Шапочка шла обратно (от 9 до 1 в обратном порядке)
В этой игре можно решить сразу несколько образовательных задач:
закрепить счет в пределах 10 (прямой и обратный счет)
закрепить умение доказывать правильность своих решений;
формировать речевую деятельность,
развивать внимание, память пространственное и творческое воображение, развивать мелкую моторику пальцев руки.
Игра «Подбери по форме»
Задачи: закрепить знания детей о геометрических фигурах,умение сопоставлять предметы с геометрическими фигурами,развивать внимание,мышление,речь,развивать мелкую моторику пальцев руки.
На коврографе из веревочек выкладываются геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат и предметные картинки. Детям неоходимо подобрать предметы по форме и разместить картинку в геометрической фигуре.
Все детки любят слушать сказки, особенно малыши. А если ее рассказывают с показом, то сказка для них становится еще интереснее. Вот как я использовала цветные квадраты и разноцветные липучки, превратив их в сказочных героев из сказок «Колобок» и «Теремок».
Игра «Расскажи сказку».
Задачи: развивать внимание, память, ассоциативно-творческое мышление, пространственное и творческое воображение, речь, умение рассказывать сказку, развивать мелкую моторику пальцев руки.
Детям предлагается выбрать квадрат любого цвета (н/р оранжевый) и назвать животное по окраске (лиса,белка).
Затем квадрат «оживляем», приделав к нему части тела: ушки, лапки, глазки, хвостик. Сказочный герой готов. Таким же способом «оживляем» серый квадрат (волк,белый (заяц,черный (медведь).Из веревочки желтого цвета скручиваем круг по спирали и получается Колобок. Из длинной веревочки делаем дорожку. (можно прямую или волнистую). Герои готовы, можно рассказывать сказку.
Стараюсь привлечь каждого ребенка в «оживлении» героев и рассказывании сказки.
В сказке «Теремок» используется «Двухцветный квадрат» для изготовления домика, и те же цветные квадраты.
Игра «Цветные рассказы»
Задачи:развитие детского литературного творчества. В ходе игры,я придумывала первое предложение, а все остальное сочиняли дети на основе ассоциаций каждого следующего цветного квадрата с реалиями окружающего мира.
Вот наиболее интересные рассказы, придуманные детьми:
Маленький, желтенький цыпленок (желтый квадрат) вылупился из яйца (белый квадрат). Побежал цыпленок на полянку, пощипал травки (зеленый квадрат). Вдруг он увидел божью коровку (красный квадрат). Он никогда ее не видел и спросил: Ты, кто?
-Я, божья коровка!-ответила она. Я ползаю по траве и еще летаю. Побежал цыпленок дальше и увидел колючий клубок (серый квадрат).Он его потрогал и укололся. Он заплакал. Ежик развернулся и сказал: Я не злой. Это я так от врагов прячусь
Еще один рассказ:
Наступила весна. Пригрело теплое солнышко и растаял снег. Из-под снега появились первые подснежники. Скоро на деревьях появятся почки, а на земле травка. Проснутся ежи. А у ежихи появятся ежата.
Квадраты можно выставлять по-разному. Детям это увлечение очень нравится. Они иной раз так увлекаются придумыванием рассказов,что невозможно их остановить.
Игра «Назови птицу».
Задачи:выявить знания детей о птицах, развитие творческого мышления и воображения.
Показать детям квадрат любого цвета и попросить назвать птиц такой же окраски.
Предполагаемые ответы: черный квадрат- скворец, галка, ворона; белый квадрат – голубь, лебедь, белая куропатка.
Усложнение:черно-белый квадрат – ласточка,сорока; сине-желтый квадрат- синица,попугай,серо-коричневый квадрат- воробей,красно-черный квадрат – дятел, снегирь и др.
Изучая тему «Зимующие птицы», я провела игровое упражнение «Какие птицы прилетели на заснеженное дерево».
Игра «Что с чем связано?»
Предложить детям соединить птицу с каким- либо изображением и объяснить почему.