Меньшикова Людмила Викторовна
Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном процессе осуществляется не просто процесс воспитания и обучения, а происходит процесс взаимодействия личностей, где каждый имеет право высказать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. В данном случае можно говорить, что происходит не только обмен учебной информацией и символами, сколько «обмен смыслами» между участниками интерактивного взаимодействия. Так, Д. А. Махонин утверждает, что интерактивное взаимодействие не только способствует повышению интеллектуальной активности субъектов взаимодействии, но и создание условий для развития диалогового общения, формированию взаимопонимания, взаимодействия, совместного решения общих, значимых для каждого участника образовательного процесса задач.
Публикация «Консультация для педагогов „Интерактивные методы и технологии“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
В качестве одного из таких условий выступает изменение информационных потоков в процессе развивающего или обучающего взаимодействия. При этом В. В. Гузеев следующем образом определяет подходы анализа данного феномена в процессе взаимодействия: «Если информационный поток на протяжении всего сеанса связи направлен от обучающей системы к учащимся, мы имеем экстрактивный информационный режим обучения (Общение между воспитанником и педагогом в ДОУ всегда подразделялось на пассивное и активное, при противоположном направлении потока – интерактивный режим (Интерактивный режим предусматривает непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса или диалога с ЭВМ). Пассивный режим отличается активностью обучающей среды, когда познавательная информация усваивается ребенком со слов педагога или формируется благодаря использованию тех или иных средств обучения, автодидактических материалов; интерактивный режим предполагает стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности и формирование поочередной односторонней направленности внимания с объекта на субъект образовательной деятельности со сменой их позиции (со взрослого на ребёнка и наоборот, характерной для технологии самостоятельной деятельности, самообучения, самовоспитания, саморазвития; интерактивный режим взаимодействия предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание ребёнка, вызывающих его активную деятельность и коллективную активность.
В рамках интерактивного режима взаимодействия предполагается общение каждого ребенка не только с педагогом, но и с группой сверстников. При этом дети объединяются в подгруппы с учетом не только личных склонностей, но и по принципу взаимного дополнения тех или иных качеств характера и типов мышления.
Например, Г. А. Цукерман говорит о том, что «слабому» с точки зрения познавательной активности ребенку, нужен не «не сильный», а активный и доброжелательный, терпеливый партнер, «сильному» - равный по силе. Каждый из участников такого интерактивного влияющего друг друга общения, должен освоить, отработать в паре или в подгруппе, следующие позиции (по Н. Е. Вераксе) :
- нормативную позицию, которая связана с усвоением норм и правил соответствующей деятельности;
- диалектическую позицию, которая предполагает ответ на вопрос: «как можно изменить существующие правила и нормы?»;
- символическую позицию, которая позволяет ответить на вопросы: «какое отношение нормы и правила имеют лично к нему? В чем он видит смысл изучения связанного с ними объекта или явления?».
Формирование данных позиций включает формулирование проблемы и постановку познавательной задачи, стоящей перед группой; поиск (обсуждение) лучшего решения; обобщение мнений и поведение итогов групповой работы; формулирование группового решения.
В данный процесс как в процесс групповой деятельности может включаться в следующие:
1. распределение совместных действий и операций (в том числе обмен способами действий) определение последовательности их выполнений;
2. планирование общих и индивидуальных способов работы;
3. коммуникация, обеспечивающая реализацию процесса распределения, обмена и взаимодополнения, и формирования взаимопонимания;
4. рефлексия связанная с изменением и формирования отношения к собственному действию в контексте содержания и форм совместной работы.
При этом используются специфические технологии работы с ребёнком и детским коллективом со стороны педагога. Они носят названия интерактивных технологий.
Среди интерактивных образовательных технологий классификация Н. В. Борисовой и В. Б. Кузова выделяют следующие технологии :
- методологические образовательные технологии – педагогическая концепция теорий, подходы, определяющие сущностные параметры воспитательные – образовательные процессы и выступающие в качестве его интегральной модели – к ним относятся личностно – ориентированные, адаптивные, развивающие технологии проблемного обучения, модульные, контекстные, уровневой дифференциации обучения, технологий педагогического общения, технологии игрового обучения, здоровьесберегающие технологий. ;
- стратегические образовательные технологии- технологии, описывающие организационный процесс, характеризующийся определённой функцией тем, определенным типом деятельности его участников и ориентированный на достижение стратегических целей воспитания и образования и формирование соответствующих компетенций - делятся на следующие виды: технологии диагностики, прогнозирования, технологий проектирования, технологии исследования, диалоговые технологии и технологии дискуссий, технологии саморазвития и обучения, технологии группового воздействия и создания команд, игротехники, коррекции и д. р.
- тактические образовательные технологии – конкретные разновидности реализации образовательного процесса в рамках одной из стратегических технологий, направленные на достижении тактических целей воспитания и образования и отличающихся по условиям воспитания и обучения, развивающего взаимодействия воспитателя и воспитанников и специфике обученного материала – среди них выделяется:
- технологии анализа педагогических ситуаций (ситуации – иллюстрации, ситуации – оценке, проблемные ситуации);
- технологии игрового проектирования (имитационные игры, ролевые игры, организационно - деятельные игры, деловые игры);
- тренинги разного типа (организационно – подготовительная работа - разминка, основная часть, исследовательский этап (рефлексия, заключительный этап (подведение итогов)).
- индивидуальная и групповая самостоятельная работа (использования метода эссе и создание творческих проектов и т. д.).
При этом стратегические и тактические интерактивные технологии всегда направленны на поиск проблемных точек развивающего и обучающего взаимодействия между участниками образовательного процесса, субъектами образования.