Валерия Морозова
Актуальность проблемы формирования культуры безопасности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Выявить начальный уровень представлений родителей по проблеме формирования культуры безопасности у дошкольников, наиболее актуальные вопросы. Познакомить с основными понятиями, направлениями работы по формированию данного компонента общей культуры.
Публикация «Актуальность проблемы формирования культуры безопасности у дошкольников» размещена в разделах
Проблема поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих всегда остается актуальной. Появляются новые источники опасности, накапливаются эмпирические знания, развиваются педагогические теории, обогащается культура.
Вопрос. Какие новые источники опасности появились за последние десятилетия?
Одной из задач семьи в русле данной проблемы является создание безопасной среды дома, обеспечение безопасности ребенка в условиях игровой площадки, общественных мест, путешествия, отдыха на природе. Родители должны ограждать ребенка от опасности и одновременно готовить его к предупреждению и преодолению опасных ситуаций, воспитывать личность безопасного типа.
Вопрос. Как вы думаете, какими качествами обладает человек, к которому может быть отнесено понятие «личность безопасного типа»? (Предлагаемые ответы обсуждаются, составляется единое определение. Ведущий предлагает сверить его с традиционными определениями.)
Понятие «формирование личности безопасного типа» фиксирует широкий социальный аспект формирования готовности человека предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Педагогическим компонентом данного процесса является воспитание культуры безопасности. Это понятие может быть положено в основу воспитательного процесса в семье, нацеленного на формирование у детей готовности к предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Вопрос. Как бы вы определили понятие «культура безопасности»? Выберите из предложенных определение, в наибольшей мере отвечающее вашим представлениям.
Приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуре является необходимой и важной составляющей социализации ребенка. Одной из функций культуры является обеспечение безопасности человека и человечества в целом. Важную роль в реализации данной функции играет образование. К. Д. Ушинский писал, что №образование уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Подчеркивая важность формирования готовности к безопасной жизнедеятельности, основанной на присвоении ребенком культуры безопасности, ряд исследователей отмечают, что данная готовность является одним из основополагающих условий реализации личности потенциала и социального предназначения человека.
Выбор форм, методов и приемов воспитания, обучения и развития детей должен определяться «естественным основаниями», то есть тем, как, в каких формах и видах деятельности в каждом возрастном периоде происходит процесс приобщения ребенка к культурным ценностям. О необходимости выбора форм организации образовательного процесса по аналогии с «нормами действия природы» писал еще Я. А. Коменский в «Великой дидактике».
Важно понимать, что вне зависимости от того, организуют ли взрослые целенаправленный процесс приобщения ребенка к ценностям культуры безопасности, в той или иной степени их усваивают все члены общества.
Вопрос. Прокомментируйте данное утверждение, аргументируйте свою точку зрения. Как вы думаете, как дети раннего, младшего м старшего дошкольного возраста усваивают правила, нормы?
Процесс приобщения ребенка к ценностям культуры безопасности является неотъемлемой составляющей жизни каждого ребенка:
• Дошкольники осваивают модели поведения, при этом образцам служат значимые для ребенка взрослые;
• В ходе общения со сверстниками и взрослыми людьми дети осознают, «что такое хорошо и что такое плохо», усваивают определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе;
• По мере расширения контактов с миром предметов и явлений дети осознают их качества, назначение, ценность, потенциальную угрозу;
• В процессе личностного становления ребенок постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой;
• Путем проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.
Таким образом, можно говорить о том, что воспитание в семье, как и образовательный процесс в детском саду, при условии грамотного построения обеспечивает поддержку и оптимизацию естественного хода социализации.
В соответствии со структурой содержания воспитания культуры безопасности, можно выделить несколько базовых задач семьи и ДОО:
-воспитание мотивации и безопасности;
-формирование систем знаний об источниках опасности и средствах их предупреждения и преодоления;
-формирование компетенций безопасного поведения;
-обеспечение физической готовности к преодолению опасных ситуаций;
-формирование готовности к эстетическому восприятию и оценке действительности;
-психологическая подготовка к безопасному поведению;
-развитие качества ребенка, способствующих предупреждению и преодолению опасных ситуаций;
Воспитание мотивации к безопасности. Выделяют три типа мотивации:
1) Стремление обеспечить свою безопасность и безопасность окружающих людей;
2) Преувеличенное стремление к безопасности, стремление всецело контролировать события, полностью исключить риск попадания а опасные ситуации;
3) Отсутствие мотивации к безопасности, склонность к саморазрушению.
Вопросы. Как бы вы охарактеризовали значение мотивации в формировании культуры безопасности? Какова, по вашему мнению, роль семьи в становлении у ребенка типа мотивации?
Мотивация формируется на ранних стадиях развития ребенка, прежде всего под влиянием стиля семейного воспитания. Пагубно влияют на ребенка негативный пример родителей, жестокое обращение с малышом, излишняя тревожность взрослых, запугивание ребенка, предъявление к нему непомерных или не согласующих между собой требований.
Формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления является составляющей частью работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей.
Вопрос. Какова, на ваш взгляд, роль знаний в процессе формирования навыков безопасного поведения?
Для того чтобы безопасно действовать в самых различных ситуациях, ребенку необходимо иметь представления о свойствах предметов и явлений, об особенностях поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме и многом другом. В процессе усвоения знаний также осуществляется интеллектуальная подготовка детей к безопасной жизнедеятельности, направленная на формирование готовности к решению неординарных проблем. Интеллектуальная готовность связана с умением совершать логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, сериация, абстрагирование, обобщение, переносить полученные ранее знания и опыт в новые ситуации, прогнозировать события и их последствия, выявлять причинно-следственные связи.
Данная работа традиционно осуществляется в детском саду, но велика в этом смысле и роль семьи. Большое значение имеют не только знания, полученные ребенком при помощи родителей, но и познавательные интересы семьи, отношения к самообразованию.
Не умаляя важности знаний в сфере безопасности и роли интеллектуального развития, приходится констатировать, что ни то ни другое не обеспечивает в должной мере безопасности человека. Поэтому в ходе воспитания необходимо формировать опыт решения конкретных проблем, компетенции безопасного поведения, определяющие способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях.
Вопросы. Как вы думаете, чем компетенции отличаются от знаний? Можно ли сформировать компетенции, используя словесные методы воспитания?
Определяющие значения при формировании компетенций безопасного поведения имеет выбор форм организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной детской деятельности. Безусловный приоритет должны иметь методы, обеспечивающие познавательную, творческую активность дошкольников. Формируя умение действовать в конкретных обстоятельствах на основе приобретенных ранее знаний и опыта, целесообразно обсуждать с детьми определенные ситуации (увиденное в реальной жизни или в произведении художественной литературы, происходившие на самом деле и смоделированные кем-либо, погружать их в игровые, проблемные ситуации, ситуации морально выбора, общение и взаимодействия.
Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций связана с развитием силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений. Необходимо стимулировать повышение двигательной активности детей, обогащать их двигательный опыт, формировать культуру движений, повышать интерес к двигательной активности. Значительным потенциалом для развития культуры движений обладает трудовая деятельность. Важнейшие физические качества и основные виды движений получают свое развитие в творческих видах деятельности: игры имитационного характера, танцы, рисование, лепка, аппликация, конструирование.
Физически развитый человек обладает определенным «запасом прочности», который может пригодиться в опасных ситуациях. Но, помимо обеспечения безопасности индивида необходима специальная подготовка. Необходимо формировать двигательные умения, которые могут пригодиться в опасных ситуациях. К ним можно отнести: умение плавать, преодолевать различные препятствия, владение разными техниками бега и др.
Готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности предполагает овладение дошкольником системой эстетических ценностей, в том числе формирование чувств, образов, опыта художественной деятельности, которые «играют роль средств деятельности при решении конкретных задач по обеспечению личной безопасности». Развитие эмоциональной сферы ребенка- важный фактор и вместе с тем условие его разностороннего развития. Дети активно усваивают представления в образной, чувственной форме, поэтому эстетическая культура является для них важным источником познания, опыта по предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Формирование готовности к эстетическому восприятию и оценки действительности осуществляется в ходе приобщения детей к равным видам искусства, общения с природой, самостоятельного и совместного с родителями творчества.
Осуществление основного этапа психологической подготовки к безопасному поведению в дошкольном образовании связано со старшим дошкольным возрастом. Опираясь на психологическую структуру деятельности человека в опасных ситуациях, а также учитывая возрастные особенности детей 5-7 лет, можно выделить ряд направлений психологической подготовки: формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю, коммуникативная и волевая подготовка к опасным ситуациям.
Формирование опыта планирований действий и готовности к самоконтролю может осуществляться в ходе любой деятельности. Необходимо учить детей предварительно продумать и затем контролировать свои действия. В детском саду соответствующие умения формируются в ходе решения детьми учебных задач, а дома- при обсуждении родителям вариантов разрешения проблемных ситуаций. Также необходимо учить детей действовать в различных ситуациях. В силу возрастных особенностей психики, обстоятельства дошкольники теряются, не могут адекватно оценить ситуацию, часто стремятся спрятаться. Исследователи отвечают, что значительное преимущество в подобных обстоятельствах получают дети, освоившие определенные схемы, модели поведения в различных ситуациях.
Вопрос. Поскольку знания не являются надежным показателем сформированности культуры безопасности, как отследить эффективность воспитания?
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования представляет результаты освоения детьми образовательной программы как целевые ориентиры дошкольного образования. Данные требования являются ориентирами и для «родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ».
К завершению дошкольного образования (к 7-8 годам) в ФОГС выделены следующие целевые ориентиры:
• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др. ; способен выбрать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты;
• Ребенок обладает развитым воображением, которое не реализуется в разных видах деятельности, прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, для построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведением детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математика, истории и т. п. ; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.