Светлана Князева
Интеллектуальный час для педагогов ДОУ. Возможности становления и развития творческого потенциала педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальный час для педагогов ДОУ по теме : Возможности становления и развития
творческого потенциала педагогов
Подготовила:
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 54»
Князева Светлана Николаевна
Преобразования, происходящие в современном образовании, предъявляют новые требования к личности педагога. Педагогика сотрудничества, ориентированная на развитие личности, способной к самоопределению и самореализации, успешно реализуется педагогами с развитым креативным потенциалом. Совершенствование всех сторон деятельности дошкольного образовательного учреждения возможно лишь при условии ясного видения руководителем и администрацией детского сада основных направлений профессионального роста всех специалистов. Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.
Публикация «Интеллектуальный час для педагогов ДОУ, Возможности становления и развития творческого потенциала педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. Поэтому в нашем детском саду мы проводим так называемые интеллектуальные часы, направленные на развитие интеллектуально – креативного потенциала педагогов, развитие их творческого мышления, стимулирование творческой активности в работе с детьми.
Разработанная нами структура развивающих форм работы, позволяет учитывать триединую функцию знания, на основе которой они должны нести информацию (информативность, вызывать эмоции, чувства, отношения (эмоциогенность, побуждать к деятельности, поступкам (побудительность).
Интеллектуальный час для педагогов ДОУ
«Повышения творческого потенциала педагогов ДОУ»
Предварительная работа: тест для педагогов - приложение 1.
Домашнее задание: ответить на вопрос: Каким должен быть педагог?
Ход интеллектуального часа:
На столе находиться одинаковое количество синих и красных листочков. Сейчас я попрошу Вас взять по одному листочку. Таким образом, Вы поделились на две группы по цвету листочков.
Итак, Ваше домашнее задание было ответить на вопрос: Каким должен быть педагог? Прошу представить свои мысли (педагоги представляют свои ответы на вопрос: оформление в виде стихотворения (четверостишие, схемы, рисунка и т. д.). Ну вот, Вы сами открыли для себя, каким должен быть настоящий педагог! А что не хватает нашему коллективу для того, чтобы соответствовать нашему идеалу? Каких качеств? Так вот наша сегодняшняя цель это развитие и становление креативного потенциала у педагогов, развития их творчества.
Главными понятиями нашей сегодняшней встречи: творчество, креативность. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы услышали данное понятие. Вы должны написать слова, которые начинаются с букв этого слова.
1 подгруппа – творчество; 2 подгруппа – креативность.
Пример: преемственность
П ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Р РАЗВИТИЕ
Е ЕДИНСТВО
Е ЕСТЕСТВЕННЫЙ
М МОТИВ, МЕТОД
С СИСТЕМНОСТЬ, СРЕДА
Т ТВОРЧЕСТВО
В ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Е ЕДИНОГЛАСИЕ
Н НЕПРЕРЫВНОСТЬ
Н НАУЧНОСТЬ
О ОБУЧЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ
С СОДЕРЖАНИЕ, СТРЕСС, СТРАХ
Т ТРЕБОВАНИЯ
Ь МЯГКАЯ, ЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ
Совместными усилиями перед нами возникла целостная картина восприятия данного понятия. У каждой подгруппы свое понятие.
А вот понятия из большого психологического словаря под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко.
Творчество (в узком смысле слова) – человеческая деятельность, порождающее нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно – историческую ценность.
Творчество (в широком смысле слова) – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.
Творчество (Выгодский Л. С.) – удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какое – нибудь усовершенствование в области техники.
Творчество (Пономарев Я. А.) – не только феномен человеческой деятельности, но, и, например поведение животных, и даже атрибут материи.
Креативность – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризировать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.
Креативность – важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижениях.
Креативность (П. Торренс) – процесс появления чувственности к проблемам, к дефекту или дисгармонии имеющихся знаний, определение этих проблем, поиска их решений, выдвижение гипотез, проверок, изменений и перепроверок гипотез, и наконец, формирование и сообщение результата решения.
Из определения видны качества, которыми должен обладать педагог. Я представлю вам таблицу с качествами, а Вы должны будите их проранжировать, проанализировать и результаты представить в таблице. Результаты представляются по местам: что для вас на первом месте из перечисленных качеств и т. д. до последнего качества. Свой выбор обоснуйте, пожалуйста.
Табл. Качество творческого педагога (общая)
баллы
1 группа качества творческого педагога баллы
2 группа
научное мышление
высокий уровень педагогического мастерства
педагогическая интуиция
потребность в творческой деятельности, самосовершенствовании
умение проводить критический анализ и самоанализ педагогической деятельности, умение предвидеть новое, выстраивать перспективу
способность к управленческой деятельности
инициативность и активность
богатое воображение и нестандартное мышление
целеустремленность и волевые качества
проявление высокой эрудиции, культуры педагогического труда
Защита Защита
1 группы 2 группы
делаются общие выводы
(общий вывод; что нужно посмотреть исходя из этих моментов;
рекомендации именно нашему коллективу либо общие рекомендации вообще, на какие качества больше всего обратить внимание и т. д.)
В конце используем метод Синквейна.
1 строка – название синквейна,
2 строка – два прилагательных,
3 строка – три глагола,
4 строка – фраза на тему синквейна,
5 строка - существительное
Итог:
Вместе пришли к понятию и определению, вспомнили качество творческого педагога. Определили, что же является для нас творчество и креативность через методику синквейна.
Раздаточный материал:
Памятка «Заповеди творческой личности»
(разработаны профессором Ваинцвангом)
Будь хозяином своей судьбы
Достигни успеха в том, что ты любишь
Внеси свой конструктивный вклад в общее дело
Стой свои отношения на доверии
Развивай свои творческие способности
Культивируй в себе смелость
Заботься о своем здоровье
Не теряй веру в себя
Старайся мыслить позитивно
Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением
Хочется верить, что используемые нами, инновационные методы и приемы работы по повышению профессиональных качеств педагогов, даст возможность развиться творческим качествам и сохранить стремление к новым достижениям.
Приложение 1
ТЕСТ «Творческий потенциал»
Творческий потенциал сотрудника ДОУ важен для детей, родителей и коллег. Приобщать детей к радости творчества должны, разумеется, взрослые. Насколько успешным будет это приобщение, зависит от творческого потенциала наставника.
Вопросы
1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен:
а) да – 3 очка
б) нет, он и так достаточно хорош – 1 очко
в) да, но только кое в чем – 2 очка
2. Вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающей Вас среды:
а) да, в большинстве случаев – 3 очка
б) нет – 1 очко
в) да, в некоторых случаях – 2 очка
3. верно ли, что некоторые из Ваших идей довольно прогрессивны в сфере Вашей деятельности и могут принести Вам успех:
а) да – 3 очка
б) да, при благоприятных обстоятельствах – 1 очко
в) в некоторой степени – 2 очка
4. Считаете ли ВЫ, что в дальнейшем будете играть столь важную роль и сможете принципиально что – то изменить:
а) да, наверняка – 3 очка
б) маловероятно – 1 очко
в) возможно – 2 очка
5. Когда Вы решаете предпринять какое – то действие, уверенны ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да – 3 очка
б) часто сомневаюсь – 1 очко
в) нет – 2 очка
6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которого абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное привлекает – 3 очка
б) неизвестное не интересует – 1 очко
в) все зависит от характера этого дела – 2 очка
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства:
а) да – 3 очка
б) удовлетворитесь тем, чего добились – 1 очко
в) да, если Вам это нравится – 2 очка
8. Если незнакомое дело вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все:
а) да – 3 очка
б) нет, хотите научиться только самому основному – 1 очко
в) нет, только хотите удовлетворить свое любопытство – 2 очка
9. Когда Вы терпите неудачу то:
а) какое - то время упорствуете, вопреки здравому смыслу – 3 очка
б) махнете рукой на эту затею – 1 очко
в) продолжите делать свое дело – 2 очка
10. По – вашему мнению, профессию надо выбирать, исходя:
а) из своих возможностей, дальнейших перспектив для себя – 3 очка
б) из стабильности, значимости профессии, потребности в ней – 1 очко
в) преимуществ, которые она обеспечит - 2 очка
11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да – 3 очка
б) нет, боитесь сбиться с пути – 1 очко
в) да, но только там где местность Вам понравилась – 2 очка
12. сразу же после беседы, сможете ли вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда – 3 очка
б) чаще вспомнить не можете – 1 очко
в) запоминаете только то, что Вас интересует – 2 очка
13. Когда Вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете ли повторить его без ошибки:
а) да, без затруднений – 3 очка
б) да, если это слово легко запомнить – 1 очко
в) да, но не совсем правильно – 2 очка
Цель: Создание у педагогов мотивации, эмоционального настроя, положительного отношения к осуществляемой деятельности. Создание условий для проведения самостоятельности, инициативы, творчества, возможности содержательного общения в системе «педагог – педагог», «педагог – ребенок».
Принципы:
Принцип активности и самостоятельности педагогов, стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы;
Принцип «здесь и сейчас» - развивающая работа через непосредственно переживаемый опыт, важно, чтобы обстановка в группе была конструктивной;
Принцип уважения личности каждого педагога.
«В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя,
нужно ей дать волю развиваться и расцвести»
М. Горький
Памятка «Заповеди творческой личности»
(разработаны профессором Ваинцвангом)
Будь хозяином своей судьбы
Достигни успеха в том, что ты любишь
Внеси свой конструктивный вклад в общее дело
Стой свои отношения на доверии
Развивай свои творческие способности
Культивируй в себе смелость
Заботься о своем здоровье
Не теряй веру в себя
Старайся мыслить позитивно
Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением
«Только творческий педагог может
развить творческое начало в ребёнке»
В. А. Сухомлинский