Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»

Ольга Гадалова
Мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов:

Тема: «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»

Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики

План-конспект

Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;

Задачи:

-обучение управлению органами артикуляции;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ“» размещена в разделах

-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;

-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Оборудование: зеркала, артикуляционные карточки, сюжетные картинки к артикуляционным упражнениям, Божья коровка, Солнышко, пупс Малыш, развивающие игрушки: Бегемот, Бабочка.

Раздаточный материал: сюрпризные открытки (божьи коровки, бабочки; кошки).

Ход мастер-класса:

Вводная часть (5 мин) знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

Основная часть(1ч10мин)

1 часть: проведение артикуляционной гимнастики с детьми разного возраста (младший, средний, старший);

2часть: методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений педагогами.

Заключительная часть (15 мин): самоанализ деятельности учителя-логопеда; обмен мнениями присутствующих.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью тестирования по теме мастер-класса.

Цель мастер-класса:

• — повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

• — формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике;

• — совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.

Задачи:

• -обучение управлению органами артикуляции;

• -развитие координации и движений артикуляционного аппарата;

• -воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Ход мастер-класса:

Вводная часть: знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.

Основная часть:

1 часть: проведение артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста (младший, средний, старший);

2часть: методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений педагогами.

Заключительная часть: обмен мнениями присутствующих.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью тестирования по теме мастер-класса.

Часть первая: Адаптированные сказки

Автор использует сказки С. Кремневой, А. Константиновой и А. Назаровой, В. Гурова и др. Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.

Малыш

(для детей младшего дошкольного возраста)

Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка. Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.

Заборчик: Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.

Чистим зубы: А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите за нижними зубами (влево, вправо).

Месим тесто: А теперь блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.

Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.

Блинчики: А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.

Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.

Сердитая кошка: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.

Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети — вы умненькие и старательные. Молодцы!

Бабочка и бегемот

(для детей среднего дошкольного возраста)

Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.

Бегемот: Откроем широко рот и подержим его так.

Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»

А бегемот ей отвечает:

«Очень много там зверей

приходи смотреть скорей

в этот расчудесный парк

Что же это?.» (зоопарк)

И стали бабочка и бегемот дружить. Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»

Обезьянка: Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: Пя-пя-пя.

-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка — мой новый друг.

Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье — вкусное варенье.

Ели с наслажденьем,

И перепачкались все вареньем,

Чтоб варенье с губ убрать-

Ротик надо облизать.

Трудолюбивая божья коровка

(для детей старшего дошкольного возраста)

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.

- Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, стала прислушиваться, что говорит ей солнышко:- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, у тебя есть помощники - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Ребята, вы хотите помочь божьей коровке? Тогда давайте откроем первую страницу.

Маляр Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком поводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполняем медленно.

Лошадка Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично, следить, чтобы подбородок не двигался, а прыгал только язычок(2 раза).

А вот и пятнышко появилось.

Следующую страницу …

Грибок Улыбнуться, открыть рот, язык «приклеить» (присосать к нёбу. Рот должен быть широко открыт. Если не получается, то медленно пощёлкайте, как лошадка.

Дятел Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх. Кончиком языка с силой ударять» по бугоркам за верхними зубами, произнося: «Дддддддд…»

Божья коровка так увлеклась работой, прочитала книгу вместе с нами и не заметила, как произошло чудо - у нее на спинке появились черненькие пятнышки.

Сейчас она полетит на День рождения Комара. А мы Споем его любимую песню. Улыбнуться, открыть рот поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами, произнося Дзззз…

Часть вторая

Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Часть вторая

Методические рекомендации воспитателям

по проведению артикуляционной гимнастики

Хорошая речь — яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: — речевой слух, — речевое внимание, — речевое дыхание, — голосовой и речевой аппарат.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Виды артикуляционных упражнений

Упражнения бывают статические (неподвижные, направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка. и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели. — требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.

Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:

1 группа упражнений — вырабатывают основные движения и положения ОАА,

2 группа упражнений — способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).

3 группа упражнений — специфические упр. направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.

Так, в младших группах берутся упражнений на развитие основных движений, всредних — на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие, в старших — для сонорных звуков.

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 510 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 68 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Бублик).

Организация работы

1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 912 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 34 раза в день по 35 минут. Не следует предлагать детям более 23 упражнений за раз — разбиваем комплекс на весь день.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

3. В комплексе должны присутствовать 23 упражнения статических и 23 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 1015 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении, далее переходят к динамическим.

4. На первых занятиях упражнение повторяется 23 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 1015 раз.

5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.

Например упр. «трубочка» — придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба.)

Выработка артикуляционных навыков требует длительной и система-тической работы.

Тестирование по теме:

«Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»

1. Артикуляционная гимнастика — это

а) гимнастика любых мышц языка;

б) совокупность движений языка и губ;

в) совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом про-цессе.

2. Цель артикуляционной гимнастики:

а) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков;

б) выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для общего развития ребенка.

3. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют:

а) лёжа;

б) стоя;

в) сидя.

4. Статические упражнения направлены:

а) на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 510 секунд.

б) на координацию движений органов артикуляции.

5. Динамические упражнения направлены

а) на увеличение силы голоса;

б) на подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.

6. Каждое артикуляционное упражнение на начальном этапе работы необходимо повторять:

а) 23 раза;

б) 1015 раз;

в) 1 раз.

7. Инструкции по выполнению артикуляционного упражнения надо давать:

а) подробно;

б) поэтапно;

в) конкретно.

Организация проведения артикуляционной гимнастики. — Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало, игровой момент, приемы, знать, как правильно выполняется упражнения, помогалочки — шпатели, ложка, шарики)

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? — сластена Карлсон, который любит варенье.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение —

следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Соблюдаются гигиенические требования — чистота рук и инвентаря.

Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы — драже, вода, биоэнергопластика — сочетание движений органов речи и рук.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов «Применение цветотерапии в работе с дошкольниками» Деловая игра “Применение цветотерапии в работе с дошкольниками” Цель: расширение знаний участников о применении цветотерапии в работе с.

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование Лего-конструктора на занятиях по математике в работе с дошкольниками» Конспект мастер – класса «Использование Лего – конструктора на занятиях математики в работе с дошкольниками» Разработчик:.

Мастер-класс для педагогов «Применение песочной терапии в речевом развитии дошкольников» Цель: Познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в речевом развитии дошкольников. Задачи: Дать определение песочной терапии.

Мастер-класс для педагогов «Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе» Мастер-класс для педагогов по «здоровьесбережению». Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» [b]Лилия Ивасюк [/b] учитель-логопед филиала МАУ ДО "Сорокинский центр развития ребёнка-детский сад №1"- "Сорокинский центр развития ребёнка-детский.

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в логопедической работе» Учитель-логопед МАУДО «Детский сад №5» Мелентьева Е. Ю. С ребенком надо делать все через игру… Д. Б. Эльконин Особое значение игра приобретает.

Мастер-класс для педагогов «Изготовление и применение интерактивной папки — лэпбука» Мастер-класс для педагогов «Изготовление и применение интерактивной папки – лэпбук». Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Мастер-класс для педагогов «Технология лэпбук и ее применение» Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки.

Мастер-класс для педагогов «Мой весёлый язычок». Методика проведения артикуляционной гимнастики с дошкольниками Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической.

Мастер-класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада» Тема моего мастер-класса «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада». ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»
Опубликовано: 9 января 2018 в 10:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гадалова (УИ 1252250) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД