Алла Шаповалова
Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребёнка-дошкольника
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым
Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала ребёнка-дошкольника
Подготовила:
старший воспитатель МБДОУ №106
Шаповалова А. В.
Публикация «Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала ребёнка-дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Раньше считалось, что ум – это заданная от рождения величина. С каким умом родился, с таким и будешь жить, уже ничего не изменишь. Задача педагога, а так же родителей – распознать потенциал ребенка и работать над его развитием. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.
Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Человек, как считает С. Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Необходимо ребенка "учить сомневаться". Сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Пора забыть привычное: "Мал еще со мной спорить!". Следует, наоборот, поощрять детей к спору, сомнению (если это не опасно для жизни и здоровья).
Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение.
Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему?
К сожалению, в практике часто мы стараемся дать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически, их необходимо только запомнить. Принесет ли большую пользу ребенку такое обучение, при котором знания не становятся объектом размышления, сравнения, не требуют привлечения собственного опыта? Конечно же нет.
Поэтому, сохранить радость собственных открытий, живой интерес ко всему происходящему в мире, желание раздвинуть границы своего кругозора просто необходимо.
И, прежде всего, именно воспитателям необходимо постоянно, всем своим поведением, доказывать и показывать детям, что они не утратили способность удивляться и радоваться обыденным вещам, знакомым и неизвестным событиям, явлениям.
Воспитатель не может рассказать и объяснить ребенку всего, что касается многочисленных и разнообразных объектов и явлений окружающей действительности. Но заложить доброе начало отношений к миру, потребность в познании, что мир огромен, прекрасен и интересен, он обязан.
И так, решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.
Суть проблемного обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
А теперь рассмотрим основные компоненты проблемного обучения, это:
1) Противоречие – основное звено проблемной ситуации. Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.
2) Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Вопросы, должны побуждать детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.
Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью: они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
3) Познавательная деятельность.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи). Обучение происходит наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
В каждом конкретном случае воспитатель сам решает, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого - поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.
4) Вывод
Когда найден ответ, выход из проблемной ситуации педагог всегда должен сделать вывод, обобщить высказывания детей и подвести их к правильному решению. В выводе ребёнок услышит свою гипотезу и предложения по решению проблемы.
Таким образом, изучение нового в процессе обучения должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.
Проблемное обучение способствует созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях: дети всегда испытывают радость познания, напряжённость поиска, радость первых самостоятельных находок.
Однако, чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребёнка, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое в свою очередь, имеет исключительное значение для человеческой практики, так как делает реальной цель современного образования – развитие творческой личности.
Способы создания проблемных ситуаций :
1. проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.
2. проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами.
3. проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.
Средства создания проблемных ситуаций.
1. При построении проблемных занятий необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность детей при разрешении проблемы.
2. Планируя занятия, педагог выбирает наиболее эффективное место в процессе обучения.
3. Проблема должна заинтересовать детей своей необычностью, красочностью, эмоциональностью.
4. На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ребенка при разрешении проблем, вовремя выяснить причины затруднения и оказать своевременную помощь.
Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия, которое должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.
Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, я вижу следующую схему создания проблемной ситуации :
1. Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями)
2. Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению)
3. Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование)
4. Находим решение (радость, восторг)
5. Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа)
Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный, не однотипный. Проблемные ситуации для дошкольников можно создавать не только на предметном учебном материале. Воспитание находчивости, конструктивности, гибкости мышления успешно достигается при решении бытовых или ситуационных задач. Например: Ситуации в транспорте.
Ты с родителями едешь в автобусе. Они сошли, а ты не успел. Что ты будешь делать? Почему?
Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью воспитателя – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.
Проблемное обучение, поисково – познавательная, исследовательская деятельность детей предлагает решение следующих задач:
1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заменителей, моделей)
3. Расширение перспектив поисково - познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.
Подводя итог, можно сделать выводы:
1. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить.
2. Ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать.
3. Найденное, в процессе мышления становится знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
4. Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
5. Вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные; они направлены на развитие мышления.
6. Вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память.
7. Никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.
Притча "Как один человек изменил мир"
В Англии с одним человеком случилась беда: погибли его близкие.
От горя он уединился в пустынном районе Англии и стал пастухом.
Переживая свою боль, он начал сажать деревья – дубы. Каждое утро он набивал свои карманы желудями, посохом протыкал землю, бросал желуди и засыпал их землей. Сначала он делал это, не задумываясь, с каким-то механическим упорством.
Прошло несколько лет – и там, где проходил со своими овцами этот странный пастух, появлялись целые рощи нежно-зеленых молодых дубов. Но иногда стадо овец, которое он пас, уничтожало молодые побеги. В какой-то момент этот удивительный человек принял решение: посвятить свою жизнь оздоровлению земли.
Он бросил все и с утра до ночи занимался только тем, что высаживал молодые деревья. Этим благородным делом он занимался по 16 часов в день. И так всю оставшуюся жизнь. Люди сначала не понимали его: сошел с ума от горя, чудак.
Но прошло пятьдесят лет – и выжженная солнцем, искореженная, потрескавшаяся земля превратилась в дубовые рощи. Между деревьями пробились родники, побежали ручьи, прилетели птицы, поселились звери. Мертвая земля ожила. Обычный пастух изменил мир. Всего лишь один человек сотворил чудо!