Майя Дроздова
Консультация для педагогов ДОУ «Развитие творческого самовыражения воспитанников в процессе физической активности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов ДОУ
Цель :
ознакомление с методами и приемами, способствующими творческой самореализации детей, и их последующее применение в практической деятельности педагога-воспитателя.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов определение творческие способности.
2. Познакомить коллег с наиболее эффективными методами и приемами, применяемыми в работе с детьми в процессе физической активности.
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Развитие творческого самовыражения воспитанников в процессе физической активности“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
3. Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
У каждого человека свой способ самовыражения. Особенно ярко творческое начало выражено у детей, и дать им возможность проявить его и развить – прямая обязанность взрослых. Дети, окончив детский сад, должны быть инициативными, с развитыми коммуникативными навыками, способными к совместной деятельности. Отношение к миру должно быть положительным. Главные умения — способность к переговорам, радость за чужие успехи, понимание чувств других людей, неконфликтность. Речь должна стать инструментом выражения собственной мысли и желания. Дошкольник должен иметь определенные знания и навыки, способствующие адаптации в новом коллективе.
Развитое воображение должно помочь ребенку в будущей деятельности и социальной жизни (ориентиры ФГОС). Остановимся на последнем.
Важно на физкультурных занятиях не только стремимся научить детей выполнять физические упражнения осмысленно, технически правильно, чтобы дети знали, какую пользу приносит то или иное упражнение. Но при этом они с трудом самостоятельно пользуются приобретенными навыками в движениях, чувствуют себя скованно и не проявляют способностей к импровизации.
В процессе физической активности можно стимулировать творческое самовыражение детей, помочь ребенку раскрыть свои творческие способности.
Творческие способности - это психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им творческой деятельности, благодаря которой создается продукт, отличающийся новизной, уникальностью, оригинальностью.
Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до предела" своих возможностей и постепенно поднимает этот предел все выше и выше. Ребенок вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения. Взрослые не должны спешить и навязывать ему свою помощь, если ребенок может решить задачу сам.
Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди взрослых способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Итак, ребенок в процессе физической деятельности проявляет следующие творческие способности : реконструировать, комбинировать, видоизменять, находить собственное оригинальное решение. Реализуются творческие способности через физ. минутки, сюжетные зарядки, игры-забавы, эстафеты, свободную двигательную деятельность, организованную двигательную деятельность, подвижные игры.
Условия для проявления творческих способностей в процессе физической деятельности условно можно разделить на две категории: организационные и психолого-педагогические.
К организационным условиям можно отнести: спортивный зал, бассейн, спортивный уголок в группе, спортивная площадка, нестандартное оборудование.
К психолого-педагогическим условиям относят : кадровый потенциал, системность работы, учет возрастных особенностей, интеграции образовательных областей, личностно-ориентированный подход.
В своей работе вы можете использовать следующие виды игровых упражнений способствующих творческой самореализации ребенка.
Что делают с предметом? (Мячики, кольцебросы, ленточки, кегли, обручи)
Цель: Закреплять умения выполнять различные движения с разными пособиями.
«На арене цирка», «Смурфики», «Волшебник», «Заколдованная шляпа»…
Цель. Упражнять в точности движений, быстроте реакций на сигнал; развивать творчество; навыки самостоятельности, самоконтроля
«Придумай новую игру» («Обезьяна и бананы», «Мастер и гвозди», «Пират», «Ну-погоди!», «Крокодил»)
Цель: Учить подбирать предмет, который можно использовать как препятствие и преодолевать его одним из известных движений.
Ожидаемый результат: Самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании двигательного опыта и наличие мотива побуждающего к двигательной деятельности.
«Придумай препятствие», «Путешественники»., «Сделай по другому»
Развивающий потенциал подвижных игр: дают возможность ребенку упражняться в разных видах деятельности – двигательной, игровой, речевой, театрализованной и т. п. ; обеспечивают организацию исследовательского поиска; побуждают дошкольников к речевому творчеству, способствуют активизации и развитию логического, образного, абстрактного и креативного мышления.
Пантомимичные игры – импровизации. Развитию детского воображения, наблюдательности, художественной и творческой самодеятельности, креативности способствуют пантомимичные игры – импровизации. Успех такой игры во многом зависит от способности педагога к творческому сотрудничеству с детьми, его личностных качеств. Взрослый должен взять на себя роль организатора и ведущего и параллельно комментатора игровых действий.
Самостоятельная двигательная деятельность детей. Кроме организованных мероприятий нужно создавать условия и выделять время для детской двигательной самодеятельности, в которой полнее раскрываются индивидуальность, склонность малышей к творчеству. Замечено: бесцельная, на первый взгляд, беготня, бессмысленное бросание предметов является на самом деле способом самовыражения ребенка и подготовки к овладению более сложными движениями. Благодаря самостоятельным занятиям физическими упражнениями обеспечивают активный двигательный режим дошкольников в течение дня, что способствует развитию такого ценного свойства навыков, как вариативность, то есть гибкость в приспособлении к меняющимся условиям. Созвучность личности ребенка и взрослого в образовательном процессе является предпосылкой эффективного влияния воспитания на развитие малыша. Взрослый должен побуждать ребенка к творчеству, создавать соответствующие условия для его личностного развития и самовыражения, а главное – творить вместе с ним.