Марина Леонидовна Зотеева
Интегрированный урок музыки и устной речи, посвящённый 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока : продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского композитора; показать связь времён жизни композитора и его творческого наследия.
Задачи:
Образовательные:
• дать представление о жизни семьи Чайковских в городе Алапаевске, познакомить с выдающимися людьми Алапаевска, занимающихся изучением жизни и творчества П. И. Чайковского;
• продолжить формирование активного словарного запаса.
Развивающие:
Публикация «Интегрированный урок музыки и устной речи, посвящённый 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чайковский П.И.
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
• продолжить работу по развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся;
• развивать навыки устной речи, восприятия информации на слух;
• продолжить работу по формированию информационной культуры;
• формировать интерес к классической музыке.
Воспитательные:
• продолжить работу по выработке сознательной дисциплины у учащихся;
• воспитывать любовь и уважение к родному городу, людям, живущим в нём.
Коррекционные:
• коррекция и развитие навыков устной речи;
• коррекция и развитие слуховых и зрительных восприятий музыки и искусства;
• коррекция и развитие личностных качеств учащихся;
• коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений).
Здоровьесберегающие:
• способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки.
Оборудование: ПК, презентация, раздаточный материал, синтезатор, музыкальный центр.
Ход урока.
Приветствие.
Сообщение темы урока.
Сегодня наш урок посвящен одному из самых великих композиторов 19 века. Имя этого доброго и умного человека известно всем. Это Петр Ильич Чайковский.
учитель музыки : – Ребята, давайте вспомним, когда родился П. И. Чайковский? (7 мая 1840 года, в г. Воткинске (Удмуртия).
учитель устной речи : - Ребята, давайте вслух проговорим дату рождения композитора - «седьмого мая одна тысяча восемьсот сороковом году». (Проговаривание даты рождения)
учитель музыки : - Какая семья была у Чайковских? (многодетная – 7 детей).
- Каким по счету был Петя? (вторым ребенком).
- Кто был отец Пети? (Илья Петрович Чайковский был инженером по образованию и имел звание генерал-майор).
Согласно своей профессии, в 1849 году Илья Петрович был направлен служить в другой в город.
учитель устной речи : А в какой город мы с вами узнаем, выполнив следующее задание. Вам нужно собрать слово из букв, над каждой буквой стоит цифра. Соберите слово по мере возрастания цифр от 1 до 9. (Работа с раздаточным материалом. В итоге получается слово «Алапаевск»).
Итак, город, в который был направлен отец Пети с семьей, называется Алапаевск. Именно в Алапаевске он был назначен управляющим Алапаевским, а затем и Невьянским горными заводами.
А почему город, в котором жила семья Чайковских, получил название Алапаевск, мы с вами узнаем, посмотрев фрагмент фильма.
Смотрите внимательно, вам нужно будет ответить на вопрос, почему наш город получил такое название?
Просмотр видеофрагмента «Легенды Алапаевска».
- Почему город назвали Алапаевск? Ответы детей.
учитель музыки : Каменный дом, в котором поселилась большая семья Чайковских, был построен в 1832 году. Он и сейчас стоит на своем месте, окруженный садом и вековыми липами.
- Сколько лет было Пете, когда он приехал в наш город? (9лет).
В этом доме 9-летний Петя играл с братьями и сестрами в свои игрушки, которые через много лет оживут в музыке Петра Ильича Чайковского.
Физминутка. «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо (поворот головы вправо-влево).
А потом вперед,
Тут немножко отдохнет (расслабленный наклон головы вперед).
Шея не напряжена,
А расслаблена голову (голову держать прямо).
А Варвара смотрит вверх,
Выше всех и дальше всех (наклон головы назад).
Возвращается обратно,
Расслабление приятно (расслабленный наклон головы вперед).
Шея не напряжена,
А расслаблена (голову держать прямо).
учитель музыки : Бом, бом, бом, бом!
Открывается альбом
Не простой, а музыкальный,
Сочиненный для ребят
Много, много лет назад.
«Детский альбом» Петр Ильич Чайковский посвятил своему племяннику Володе Давыдову (по прозвищу Боб). Володя ленился учиться играть на фортепиано.
учитель устной речи : Актуализация знаний о значении слова «фортепиано».
На доске:
Фортепиано (от итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.
Работа с раздаточным материалом:
Ребята, перед каждым из вас лежит конверт с изображением музыкального инструмента. Но прежде, чем вы угадаете инструмент, попробуйте собрать картинку из частей.
(В итоге складывается картинка с роялем «Вирт»). Проговаривание вслух слов «Фотепиано, рояль»
учитель музыки : Чтобы Володе было интересно и легко учиться игре на фортепиано, Пётр Ильич написал музыку легкую для исполнения. Именно в этом альбоме оживут любимые игрушки Пети Чайковского – деревянные солдатики, деревянная лошадка, и любимые куклы сестры.
Музыкальная викторина по фрагментам «Детского альбома»
1. «Марш деревянных солдатиков»,
2. «Баба Яга»,
3. «Болезнь куклы».
учитель музыки :
Тихо-тихо, тишина - кукла бедная больна.
Кукла бедная больна, просит музыки она.
Дайте, что ей нравится, и она поправится.
Но, к сожалению, кукла умерла. И следующую пьесу Чайковский назвал «Похороны куклы». Но вот наступил радостный день. Появилась новая кукла. Сколько радости и восторга! Следующий номер называется «Новая кукла».
- Ребята, если бы вы были композиторами – какую бы музыку сочинили для новой куклы? (радостную, весёлую, мажорную, быструю)
Новая кукла в дом пришла,
Сколько радости она принесла!
Бантик, колечко, яркий наряд вызывает восторг у ребят.
«Новая кукла» видеоклип
- Кто исполнял? (солист, фортепиано)
- Какая мелодия звучала? (быстрая, отрывистая, мажорная, радостная)
учитель музыки : Как мы с вами знаем – семья Чайковских - музыкальная семья. Мать Пети – Александра Андреевна - замечательно играла на фортепиано. Отец Пети – Илья Петрович – обладал красивым голосом и играл на флейте. По вечерам семья собиралась в большом зале, и звуки рояля звучали в доме.
- Сколько Петя Чайковский прожил в Алапаевске? (15 месяцев).
Это много или мало? Но именно эти 15 месяцев подарили нашему городу причастность к историческому событию, связанного с именем этого гениального композитора.
учитель устной речи : Давайте вспомним, что в нашем городе носит имя этого композитора?
- улица Чайковского
- дом-музей имени П. И. Чайковского
- детская школа искусств имени П. И. Чайковского
- конкурс юных музыкантов имени П. И. Чайковского
- памятник П. И. Чайковскому
(Проговаривание вслух)
Да, наверно, на всей алапаевской культуре лежит незримая печать великого композитора.
учитель музыки : - Ребята, а что находится сейчас в доме, где жила семья Чайковских? (дом-музей П. И. Чайковского).
- Благодаря кому появился музей? (Вере Борисовне Городилиной).
Это замечательная женщина является создательницей музея и уникальной коллекции музыкальных инструментов. Вера Борисовна Городилина заслуженный работник культуры РФ, почётный гражданин города Алапаевска, Почётный академик Демидовской академии изящных искусств и ремёсел. В мае 2009 года на стене дома-музея П. И. Чайковского появилась мемориальная доска с её именем.
- Ребята, а кто еще из жителей Алапаевска интересовался жизнью Чайковских? (Евгений Александрович Новоселов).
учитель музыки : Евгений Александрович участник Великой Отечественной войны, журналист, почетный гражданин г. Алапаевска в этом, 2015 году, отметил свое 90-летие. В его литературной копилке есть книга «Тайны дома с мезонином».
- О ком Евгений Александрович рассказывает нам в этой книге? (о Пете, когда он жил в нашем городе).
- А что сделал Петя перед отъездом из города Алапаевска? (спрятал серебряную монету).
учитель устной речи : Монетка была серебряная, меди в ней было очень мало. Проговаривание словосочетания «серебряная монета».
Рассказ ребят о серебряной монете. (по мотивам книги Е. А. Новосёлова «Дом с мезонином»)
учитель музыки : - Ребята, а кто из вас видел старинные монеты? Как вы думаете – какие они? Они отличаются от современных монет?
Я хочу вам показать 2 старинные монеты. Они как раз того времени, когда Петр Ильич Чайковский мог держать их в своих руках. Может у него были когда-то такие же.
Показ монет.
учитель устной речи : - Ребята, а что в старину люди делали, когда загадывали желание? (Бросали монетку в воду). Давайте и мы с вами сейчас загадаем желание, и бросим монетку. (Детям раздаются бумажные монетки, они встают, загадывают желание и бросают монетку через плечо)
Учитель музыки : Творческим наследием Чайковского стали 80 музыкальных произведений. В их числе концерты, вокально-хоровые, оркестровые произведения, симфонии, сюиты, балеты, оперы.
учитель устной речи :
- Ребята, а как вы сможете объяснить такое выражение:
«Я сорвал цветок – и он завял. Я поймал жука – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем» (П. Гвоздев)
- Можем ли мы сказать, что музыка Чайковского даёт возможность любоваться природой? Музыка глубоко проникает в наше сердце?
учитель музыки : 2015 год- год знаменательный. Ведь именно в этом году, 7 мая, исполняется 175 лет со дня рождения гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского.
- Какое желание было у Пети, когда он спрятал монетку? (вернуться в любимый город Алапаев (как называл его маленький Петя)
- Получилось? (при жизни – нет).
Но он все равно рядом с нами, рядом со своим домом хоть и в бронзе сидит и смотрит на любимый Алапаев, пытается рукой поймать звуки своей бессмертной музыки, которая будет вечно жить на нашей планете Земля.
Итог урока и рефлексия.
Как жаль, что урок наш подошел к концу,
Но музыка в душе осталась.
Чайковский так о многом нам сказал,
И радовались, слушая ее, и вновь печалясь.
Пленительные звуки влекли нас за собой.
В душе мы навсегда оставим эти чувства
И никогда нам не забыть, друг мой,
Чудесный мир волшебного искусства.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чем был необычен сегодняшний урок?
учитель музыки : - В завершении урока давайте споём песню «Детство». Ведь детство – самая замечательна пора в жизни человека.
Исполнение песни «Детство»
Слова В. Степанова
Музыка Е. Филипповой
учитель устной речи : Предлагаем вам с помощью смайлов оценить урок, посвященный 175 -летию со дня рождения П. И. Чайковского. Веселый смайлик – было все понятно и интересно, грустный - было трудно и скучно.
Спасибо за работу!