Ирина Князева
Развитие устной речи ребенка от 2 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка диагноза ЗПР (задержка психического развития) всегда вызывает много споров, поэтому чаще ставят диагноз ЗРР (задержка речевого развития).
В логопедической практике, среди детей, которые к двум годам считаются «молчунами» 80% процентов мальчики. Но это объясняет наука - мальчики по своему развитию отстают от девочек не только в речи, но и по физическим параметрам (до определенного возрастного периода). Но есть случаи, когда наследственность, внутриутробное развитие, роды несут ответственность за дальнейшее развитие ребенка.
Публикация «Развитие устной речи ребенка от 2 до 3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
С вопросом о наследственности можно обратиться к близким родственникам (мама, папа)- когда у них появились первые слова и предложения? Какие оценки были у них в начальной школе, а в дальнейшем по русскому языку в среднем звене? Какого рода ошибки на письме они допускали - замены букв, пропуски, как они согласовывали слова в предложении?
Как протекала беременность, какие инфекционные заболевания были в первой половине беременности?
Как протекали роды (вовремя ли отошли воды, использовалось ли родовспоможение?
Какие заболевания перенес ребенок в первый год жизни?
Когда ребенок начал агукать, сидеть, ходить?
В какой степени ребенок эмоцианален, как отвечает на ваши просьбы выполнить задание, ответить на вопрос, повторяет ли за вами слово полностью или только первый слог (набор звуков). Важно, отметить, как сохраняется ритм слова, то есть если мы просим повторить слово «мама» (то в речи ребенка это звучит как «ма» или «ма-а»).
Очень важно посмотреть на подъязычную уздечку, которая находиться под языком (это кожица под языком, которая не должна удерживать язычок за нижними зубами). Ребенок без проблем должен вытягивать язык изо рта в «иголочку», «лопаточку» и поднимать язык к верхним зубам.
Чтобы проверить, не короткая ли уздечка языка, надо показать ребенку, как лично ваш язык ложиться на верхнюю губу и поднимается до носа или при открытом рте поднимается к верхним зубам. Если это ребенок сделать не может, то надо пальцами поднять во рту язычок и пощупать место под ним, если кожица очень упругая и сильно натянута, надо идти к педиатру или детскому стоматологу подрезать уздечку, процедура безболезненная.
8. На речевое развитие влияет строение языка (большой или сильно маленький).
9. Строение нёба (куполообразное или чрезмерно низкое).
10. Строение губ (нет ли нависания верхней губы - над нижней).
11. Строение зубов (прикус считается правильным, если верхние зубы нависают над нижними) Своевременное обращение к ортопеду, если у ребенка неправильный прикус избавит его от эстетических проблем.
12. Как развита мелкая моторика рук (это видно, по тому, как рисует ребенок, лепит, держит игрушки, работает с ножницами).
Если родители приняли решение работать над развитием связной речи ребенка надо начать с того, что ребенок не должен руководить взрослыми. Если вы поставили цель, то пока ребенок не выполнит вашу просьбу или не скажет нужный звук или слово, вы не должны отступать или делать это за него.
Научитесь играть с ребенком на равных. Надо уметь превращаться в кошку и мяукать, в собаку и гавкать. Смешивайте фасоль и горох и просите ребенка разложить все по отдельным тарелочкам для кукол или для приготовления разных супов. Купите пластилин (желательно хорошего качества, который не липнет к рукам) и тем же куклам катайте колбаски и шарики (пластилина брать небольшие кусочки). Можно использовать счетные палочки или от спичек отрезать головку с серой и выкладывать на столе домики, цветочки, деревья, кровати, кораблики и так далее.
Рисовать только красками и карандашами. Например, кисточкой прикладывать к альбомному листу и это будет листик или снежинка (зависит от цвета красок).
Родители должны учитывать возрастные особенности ребенка. В возрасте 2-3 лет продолжительность занятия не должна превышать 15 минут. Занятия должны проходить в доброжелательной форме, где обязательно должен присутствовать элемент игры. Требуется также готовить мышцы языка ребенка к правильному звукопроизношению. Вы должны сами задуматься над тем, какие тонкие движения делает ваш язык во время речи (обязательно сами сядьте перед зеркалом и посмотрите на положение языка при произношении звуков)
Звук «а» - рот широко раскрыт - это птенчики просят, чтобы мама птичка принесла им поесть, зубы открыты, а язычок лежит внизу рта.
Звук «у»- зубы открыты, язык двигается в сторону нижних зубов, но сам находиться внизу, губы вытянуты в трубочку, как «носик» у уточки или «хоботок» у слона. Затем идет работа над слогом:
-кукла плачет «уа», «а-а»;
-корова мычит - «му», кошка –«мяу» .
Надо отрабатывать все звукоподражания, какие звуки издают животные. Требуйте от ребенка, чтобы он говорил такие слова: «Дай», «На», «Нет», «Да», «Хочу» (при этом взрослый как бы утрированно и очень медленно показывает ребенку движения своего языка и губ при широко открытом рте). Сюсюканье и повторение за ребенком неправильных слов недопустимо. Говорить надо отчетливо, громко и повторять по нескольку раз. В продаже есть много вариантов игр и лото, которые помогут вашему ребенку изучить мир животных, растений, предметный мир.
Я желаю Вам удачи! Хотелось, чтобы Вы были не одиноки. Важно, чтобы Вас поддерживали Ваши близкие и специалисты (воспитатели, психологи, логопеды, дефектологи.)