Елена Мелещенко
Сценарий игры-спектакля, посвящённого 175-летию со дня рождения великого русского композитора П. И. Чайковского
▼ Скачать + Заказать документы
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МУЗЕЮ-УСАДЬБЕ П. И. ЧАЙКОВСКОГО
В ВОТКИНСКЕ»
Действующие лица:
Мама Александра Андреевна – музыкальный руководитель
Мальчик Петя,
Девочка 5 лет, его сестра,
Гости: 3 девочки и 2 мальчика.
Музыкальный репертуар:
1. «Май» (из альбома «Времена года») П. И. Чайковского
2. «Игра в лошадки» («Детский альбом») П. И. Чайковского
3. «Апрель» (из альбома «Времена года») П. И. Чайковский
4. «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского
5. «Немецкая песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
Публикация «Сценарий игры-спектакля, посвящённого 175-летию со дня рождения великого русского композитора П, И, Чайковского» размещена в разделах
- Композиторы и музыкальные произведения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Чайковский П.И.
- Темочки
6. «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
7. «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
8. «Камаринская» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
9. «Баба Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
10. «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского
Ход игры-спектакля:
[i]Зал разделён на две части. В первой части оформление в стиле гостиных прошлых лет: диваны, камин, свечи, рояль. Во второй части стоят стульчики, экран, на который будут транслироваться слайды музея-усадьбы П. И. Чайковского в Воткинске и фотографии семьи маленького Пети.
[/i]
Звучит «Май» (из альбома «Времена года»)
В музыкальный зал заходят музыкальный руководитель с детьми.
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по музею - усадьбе Петра Ильича Чайковского. Весной, когда всё цветёт, благоухает и оживает природа, в небольшом уральском заводском посёлке Воткинске на берегу прекрасного озера 175 лет назад родился будущий великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Большая семья Чайковских была образованная, дружная. Папа, Илья Петрович, страстный любитель театра и музыки. Мама, Александра Андреевна знала языки, много читала, любила музыку. У неё был хороший голос, и она охотно пела в кругу родных и знакомых. Гувернантка - француженка Фанни Дюрбах прожила в доме Чайковских 4 года, но память о ней, как о лучшем друге его детства, Пётр Ильич сохранил на всю жизнь. Она очень любила Петю. Что же за притягательная сила таилась в этом вихрастом мальчике? «Ни в чём особенно и решительно во всём, что он делал,- вспоминала Фани, - В классе нельзя было быть старательнее и понятливее. никто не выдумывал более весёлых забав. его любили все, потому что чувствовалось, как он любил всех.
Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно».
Самыми сильными музыкальными впечатлениями в детстве мальчик был обязан механическому инструменту. Илья Петрович привёз из Петербурга маленький орган-оркестрину. Она была снабжена набором валиков с записью музыкальных произведений. Александра Андреевна заметила, как влечёт Петю музыка. Не раз она видела у него слёзы на глазах при звуках оркестрины. По - настоящему встревожилась она однажды, когда Петя, после музыкального вечера у них в доме, так сильно расплакался, что невозможно его было успокоить. «О, эта музыка, музыка! Она у меня вот здесь, в груди, в голове», -отчаянно рыдал мальчик. Видя такую сильную любовь Пети к музыке, родители пригласили учительницу, Марью Марковну Пальчикову. И очень скоро мальчик без труда подбирал понравившиеся ему пьесы, которые по вечерам играли на рояле взрослые. Проходя по тихим залам музея-усадьбы, рассматривая документы и фотографии, можно представить себе обстановку, которая отражала впечатлительного мальчика, всё то, что побуждало его детский ум к размышлениям, что рождало в его душе первые его мелодии радости и печали, первую тоску и звонкое детское счастье. Дети, а давайте сейчас перенесёмся в те далёкие времена и попробуем «прожить» один день из жизни семьи Чайковских. Дом большой. Красивый. Топится камин, вкусно пахнет пирогами. Всё готовится к приезду гостей!
Звучит «Игра в лошадки» («Детский альбом») П. И. Чайковского
Музыкальный руководитель вместе с детьми выходят из зала и все переодеваются в костюмы.
Звучит «Апрель» (из альбома «Времена года») П. И. Чайковского.
Выходит мама с детьми (мальчиком и девочкой 5 лет) навстречу гостям (3 девочкам и 2 мальчикам).
Мама: Господа, мы рады видеть вас в нашем доме!
Петя: Как вы добрались? Не устали?
Гости: Ну и тепло сегодня!
Какая замечательная погода!
Восхитительная!
Мама: Солнце сегодня весеннее, яркое!
Гости: Пришла весна.
Её встречают птицы
Весёлым пеньем в гуще
Вешних крон.
Ручей кипит, спеша
С рекою слиться,
Его дыханьем ветер освежён.
Весна! Весна!
Как высоко на крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Мама: Давайте друг друга поприветствуем в такой прекрасный, солнечный день!
Звучит «Русский танец» из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского
(на основе движений русской народной игры «Плетень» дети приветствуют друг друга)
Мама: Ах, господа, прошу внимание,
наш друг приехал из Германии!
Мама представляет мальчика, он кланяется.
Гость: В подарок я привёз, друзья,
Коробку музыкальных инструментов!
Все подходят к коробке с музыкальными инструментами и восхищаются.
Мама: Ах, какие замечательные инструменты!
Когда я была маленькая, я очень любила играть на таких инструментах!
Мама берёт музыкальный инструмент, играет на нём.
Мама: А давайте сейчас с вами все вместе сыграем на этих музыкальных инструментах!
Звучит «Немецкая песенка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
(дети оркеструют музыкальное произведение)
Гость: Теперь, начну рассказ свой я
О том, что есть Италия, чудесная страна!
Девочка 5 лет: Ах, нам сегодня не скучать,
Нас гости будут удивлять!
Гость: Прекрасны там леса, поля,
Прекрасны море и земля,
Прекрасны солнце, небеса
И звонких птичек голоса.
Звучит «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома»
П. И. Чайковского
(мальчики оркеструют музыкальное произведение, девочки танцуют с яркими платками)
Гостья: А я пою прелестную, совсем вам неизвестную старинную французскую песенку.
Звучит «Старинная французская песенка» из «Детского альбома»
П. И. Чайковского
(вокализация музыкального произведения)
Гостья: Немного грустно стало мне,
в душе смятенье и томленье…
Петя: Друзья, я предлагаю вам сыграть в игру
Мама: Давайте оденем маски,
чтобы нам было веселее…
Звучит «Камаринская» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
(дети одевают маски и играют в игру с платком: передают платок под музыку, при смене музыкальной фразы импровизируют под музыку в характере выбранного персонажа)
Гостья: Мы загадаем вам загадку,
А вас попросим дать ответ:
Какую сказку разыграем,
Вы догадаетесь иль нет?
Звучит «Баба Яга» из «Детского альбома» П. И. Чайковского
(девочка одевает на голову ткань-сеточка, импровизирует движения)
Девочка 5 лет: Ах, не пугайте на ночь нас,
А то потом приснится,
Что страшный зверь или Яга
В окошко к нам стучится.
Мама: Давно уж вечер на дворе,
Пора домой…
И вам ложиться спать.
А завтра можете опять
Игру весёлую начать.
Я всех была вас видеть рада,
Вы все – прекрасные ребята,
Вы приходите снова к нам,
Мы будем очень рады вам!
Гости: Как быстро время пробежало,
Нам расставаться очень жаль!
Петя: Простите, вас я перебью…
Хочу сказать я слово.
Я очень вас, друзья, люблю,
Хочу увидеть снова!
Мама: На прощание давайте станцуем вальс!
Звучит «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского
(все дети-гости и мама импровизируют танцевальные движения с белыми платками, Петя дирижирует).