Долгая Елена Геннадьевна
«Сила патриотической песни» урок музыки в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
сила патриотической песни - способствовать эмоциональному проживанию исторических событий и судеб защитников Отечества.
Задачи.
Образовательная – дать представление о взаимодействии и взаимопроникновении разных видов искусства; познакомить с творчеством композиторов; формировать знания о музыкальной форме.
Развивающая (творческая) – развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, выделять главное.
Публикация «„Сила патриотической песни“ урок музыки в 4 классе» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Песни. Все материалы на тему песен
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Воспитательная – обогащать духовный мир учащихся; формировать гражданственность на основе музыкальной культуры.
Тип урока :
усвоение новых знаний.
Новые музыкальные понятия : кантата.
Оборудование:
• мультимедиа аппаратура;
• ноутбук;
• музыкальный пульт;
• презентация урока.
Музыкальный материал :
• «Сегодня Салют!» муз. В. Протасова, сл. В. Степанова.
• 4 часть «Вставайте, люди русские!» С. С. Прокофьев.
• «Шёл ленинградский паренёк» муз. Г. К. Камолдинова, сл. В. И. Лебедева-Кумача.
• «Моя армия» муз. Э. Ханка, сл. И. Резника.
• Р. Шуман «Грёзы».
• «Пусть всегда будет солнце!», муз. А. Островского сл. Л. Ошанина.
Изобразительный ряд:
• Портрет Александра Невского, художник П. Корин.
• Картина «Ледовое побоище».
• Картина «Письмо с фронта», художник Александр Лактионов.
• Плакат «Пусть всегда будет солнце».
Видеоматериал:
• Видеофрагмент песни «Вставай, страна огромная».
Ход урока:
• Организационный момент.
Приветствие.
Исполнение песни «Сегодня салют», муз. В. Протасова, сл. В. Степанова.
• Вступительная часть.
Сегодня на уроке, мы постараемся понять, почему песня оказывает сильное влияние на человека, на его настроение и на его отношение к разным событиям.
Давайте вспомним, что такое песня?
Песня – это слова, положенные на музыку.
Из чего состоит песня?
Из нескольких куплетов с припевами.
В чем же заключается необыкновенная сила песни? На первый взгляд не скажешь, что песня может стать грозным оружием против врага. Песни боялись гораздо больше, чем пушки. Она заставляла задумываться, давала надежду, давала силы на борьбу с врагом, агитировала идти на защиту Родины.
Наша задача - попробовать разобраться, почему песня оказывает такое сильное влияние на человека.
Исследование проведем на основе патриотической песни.
Но сначала вспомним, какую песню можно назвать патриотической
Это песня о преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу.
Подумайте, на что в человеке прежде всего воздействует музыка?
На эмоции, чувства.
Как вы думаете, что в песне является главным - мелодия или текст?
Мелодия - это самая выразительная часть песни, но и слова играют важную роль.
• Развитие темы.
Храм, колокола
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
Ребята, вы раньше слышали колокольный звон?
Ответы учащихся.
Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это, как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата.
И среди них – славный сын земли русской – великий полководец Александр Невский
Портрет Александра Невского, художник П. Корин
Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский?
Сильным, мужественным, волевым.
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю. Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет.
А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
Посмотрите на картину художника, изобразившего фрагмент этой битвы.
Просмотр. Картина «Ледовое побоище».
Отпуская пленных солдат, Александр Невский сказал: «Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют к нам в гости. Но если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».
В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С. С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский».
Новое слово «кантата». Кант – хвалебная песнь.
Кантата – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром.
В кантате «Александр Невский» 7 частей. Мы с вами послушаем - 4 часть «Вставайте, люди русские!»
4 часть «Вставайте, люди русские!» (слушание)
- Что вы услышали в начале хора? (звон колокола)
- Как этот звон называется? (набат)
- Какая песня по характеру? (мужественная, сильная и т. д.)
- Везде ли одинаково звучит музыка? (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
- От лица кого поется средняя часть? (женщин, жен, матерей)
- Какие интонации мы слышим в этой музыке? (призывные, требовательные)
- Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А. В. Александрова и «Вставайте, люди русские» музыка С. С. Прокофьева.
Звучит видеофрагмент песни «Вставай, страна огромная».
- Что общего у этих песен?
Интонации призыва, патриотизм.
- Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.
А в 2008 году всеобщим голосованием имя Александра Невского возглавило список великих людей России.
70 лет тому назад завершилось освобождение нашей Родины от вероломного нападения фашистских захватчиков. У целого поколения, кто родился в период с конца 1920-х – начала 1940-х годов, было украдено детство.
Дети взрослели на глазах. Вчерашние школьники уходили на фронт. Кто-то из детей становился «сыном полка», юные мальчишки и девчонки воевали в партизанских отрядах, совершали подвиги наравне со взрослыми.
Исполнение песни «Шёл ленинградский паренёк».
Мелодия песни близка по своему складу к мелодиям русских народных песен. Возможно, песня сочинена участником военных действий, поскольку её содержание отражает события прошедших лет. Чуть позже песня попала в руки известным авторам: композитору Г. К. Камолдинову и поэту В. И. Лебедеву-Кумачу.
Нелегко приходилось тем детям, которые оставались в тылу. Они помогали фронту всем, чем могли: работали на заводах, выпуская боеприпасы, собирали урожай на колхозных полях.
Как бы ни тяжело, как бы голодно ни было в годы Великой Отечественной войны, ни один из тех, кто жил и боролся, не терял надежды и верил в то, что придёт долгожданная победа.
Об умении людей надеяться можно рассказать в стихах, прозе, можно передать интонации надежды в музыке, можно передать надежду в танцевальной пластике, мимике, сценическом взгляде или на фотографии. А можно ли «увидеть» надежду в картине художника?
Попытаемся вместе ответить на этот вопрос на примере репродукции картины «Письмо с фронта» художника Александра Лактионова.
Просмотр картины «Письмо с фронта», художник Александр Лактионов.
Поводом к написанию картины стала известие о победе под городом Сталинградом, которая была очень значима для советских войск и, как гласит история, позволила нашей армии в ходе дальнейших сражений разгромить немецких захватчиков.
По замыслу художника атмосфера картины должна передать надежду на скорую победу. Какие детали картины, на ваш взгляд, можно называть «символами надежды»?
Ответы учащихся.
Улыбки детей и взрослых убеждают нас в том, что письмо с добрыми вестями, а значит написавший его, жив. Яркий солнечный день перекликается с настроением людей, изображённых на картине.
Исполнение песни «Моя армия»
муз. Э. Ханка сл. И. Резника
Ежегодно, 9 мая, когда наша страна празднует очередную годовщину со дня Победы над фашисткой Германией, по всем каналам российского телевидения транслируется минута молчания. Неугасающее пламя Вечного огня и великолепная музыка немецкого композитора Роберта Шумана, которая называется «Грёзы». Грёзы – это светлые мечты, наивные желания, воспоминания, молитвы …
Попытайтесь найти ответ на такой вопрос: почему в России, в день великого торжества, минуту молчания сопровождает музыка немецкого композитора?
Р. Шуман «Грёзы», слушание.
Ответы детей.
Есть гордое слово «нация». Есть такое понятие, как «нацисты». С Советским Союзом воевали гитлеровцы, фашисты, но не мирное население Германии, которое, в свою очередь, немало пострадало в годы войны.
Пусть вечное пламя русского Огня Памяти и бессмертная музыка немецкого композитора станут символами единства, сплочённости народов, их стремления к миру.
Как-то маленький мальчик прибежал к своей маме и спросил: «А что такое всегда?»
И мама ему ответила так: «Всегда – это значит вечно. И сегодня, и завтра, и через сто лет, и через тысячу. Небо над нами всегда, солнце – тоже всегда. Но люди живут не всегда, а лишь определённый срок на земле».
Услышав ответ на свой вопрос, мальчик взглянул на небо и крикнул: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!».
Посмотрев на мамино улыбающееся лицо, он радостно воскликнул: «Пусть всегда будет мама! Пусть всегда буду я!».
Так родились стихи, принадлежавшие четырёхлетнему мальчику. Поначалу эти слова появились на плакате одного из московских художников.
Показ плаката.
А чуть позже плакат попался на глаза известному композитору А. Островскому, который сразу понял: это готовая песня и припев к ней уже есть.
И я предлагаю вам сейчас исполнить песню «Пусть всегда будет солнце!».
«Пусть всегда будет солнце!», муз. А. Островского сл. Л. Ошанина, исполнение.
• Итог урока.
С каким жанром песен сегодня познакомились?
Какого человека можно назвать патриотом?
Что объединяет патриотические песни?
С творчеством каких композиторов познакомились?
Какую форму построения музыкального произведения узнали?
В каких видах искусства изображена Родина?
Как вы считаете, сумели мы доказать, что песня во все времена имела большую силу и являлась мощным средством агитации?
История и культура разных народов являются частью мировой культуры и истории человечества. Их нужно беречь, ценить, уважать, изучать. Только в этом случае мы будем с вами называться людьми образованными воспитанными.
• Домашнее задание:
Вспомнить песни, которые призывают нас к мирной жизни на земле, записать их названия и авторов в тетрадях по музыке.
Урок окончен. До свидания.
Литература:
Научно-методический журнал «Музыка в школе» 1/2015
Уроки музыки с применением информационных технологий, автор Л. В. Золина, 2008.