Михайлова Татьяна
Урок музыки в 5 классе «Образы борьбы и Победы в искусстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок в 5 классе
Название: Образы борьбы и победы в искусстве
Содержание урока : Увертюра «1812 год» П. И. Чайковского, песня «Баллада
о солдате» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовс-
кого.
Дидактические: Учить учащихся анализировать музыкальное произведение с
помощью средств музыкальной выразительности на
примере увертюры «1812 год». Формирование истори-
Темочки:
- День Победы, 9 мая
- День Победы. Уроки, классные часы
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
ческого самопознания и достоинства. Создание художест-
венного образа в песне «Баллада о солдате».
Развивающие: Развивать творческое воображение, логическое мышление.
Нравственные: Воспитывать чувство коллективизма, уважение к истории
своего народа, патриотизм.
Тип урока : комбинированный
Форма проведения: урок-диалог
Жанр урока : урок-размышление
Оборудование: - портрет П. И. Чайковского;
- иллюстрации к увертюре «1812 год»;
- наглядность: музыкальный термин «увертюра»;
- аудиозапись с музыкальным произведением;
- раздаточный материал: листы для творческого задания, для
игры «Почта», для «мозгового штурма».
…Искусство – это грандиозная
память нравственного, эмоционального
опыта человека.
Д. Шостакович
Музыка – бездонный источник для
ума и сердца.
Ход урока
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое нашей страны и поможет нам в этом музыка русского композитора XIXв. П. И. Чайковского. А именно увертюра «1812 год».
- Что это за дата в истории русского народа? (Ответы детей).
- Мы знаем, что слово «увертюра» означает… ( Ответы детей: музыкальное вступление к опере, балету.)
- А вот эта увертюра является самостоятельным музыкальным жанром, то есть звучит отдельным произведением, независимым, представляя нам рассказ о тех давних событиях. П. И. Чайковский очень образно изобразил противоборствующие силы с помощью главных песен обоих государств… ( Ответы детей: гимнов).
- Во Франции – это «Марсельеза».
Играю мелодию «Марсельезы».
- А образ русского народа, я думаю, вы услышите сами.
- Итак, мы неоднократно говорили о том, что музыка обладает силой воздействия на человека. Давайте прослушаем увертюру, и вы поделитесь своими впечатлениями об этом произведении.
Слушание увертюры.
Проведение «Мозгового штурма»
на слово «увертюра».
- Я рада, что вы услышали в музыке торжественность, праздничность и это не случайно, так как эта увертюра была написана в честь открытия храма Христа Спасителя. Наверное, поэтому в музыке П. И. Чайковский очень ярко изобразил звучание колокольного звона - символ христианской веры, который издавна возвещал о чём? ( Ответы детей: о времени для труда и отдыха, бодрствования и сна, веселья и скорби).
- Как вы думаете, о чём говорил этот звон – о празднике или о несчастье? ( Ответы детей: о несчастье, звучал набат).
- Вспомните, где звучала тема французской армии – в начале, в середине или в конце увертюры? ( Ответы детей: в начале увертюры).
- Чем эта музыка сопровождалась? Что этим хотел сказать композитор? ( Ответы детей: слышны пушечные выстрелы, говоря о том, что французская армия наступает).
- Какой главной песней России того времени была представлена тема русского народа?
Играю мелодию «Боже, царя храни»
- Что это за мелодия? (Ответы детей).
- Как можно назвать те моменты в жизни, когда звучит гимн? Какие это ситуации? ( Ответы детей: в самые ответственные, важные моменты для людей и страны).
- Для чего звучит гимн? ( Ответы детей: для того, чтобы испытать либо чувство гордости за страну, либо для того, чтобы собраться с силами, с духом и сделать очень важное дело).
- И, кстати, историческая справка. Современный гимн, претерпев изменения в тексте, был написан в 1944г. во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Поэтому так ощутимо в его мелодии стремление мощным потоком объединить миллионы сердец в борьбе за справедливость.
- И тем более гимн «Боже, царя храни» нужен был нашим солдатам идти в бой за кого? ( Ответы детей: за Бога, Россию, царя).
- И легендарному полководцу М. Кутузову, который в ходе этой войны принял сложное решение – отступить, отдать Москву, но не просто отдать, а сжечь её. Для чего, как вы думаете? (Ответы детей).
- Отступить необходимо, так как силы были неравные. Надо было восполнить армию и людьми, и боеприпасами и дать решительный отпор французам. Это решающее сражение произошло на Бородинском поле. Этот исторический факт хорошо описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», а также в поэме М. Лермантова «Бородино», которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения.
Повторное слушание с дифференцированным
творческим заданием. ( Дети работают в группах:
рисуют музыкальную линию, сочиняют стихотво-
рение, пишут сенканы).
По окончании слушания дети представляют свои
работы.
Группам предлагается задать друг другу вопросы.
(Проводится игра «Почта»)
(Учитель задаёт свой вопрос всему классу : - Я считаю, что эта музыка, современной молодёжи не нужна. Она ей не интересна. А как считаете вы? Докажите. (Ответы детей).
- И сейчас, я хочу обратиться к эпиграфу. (Читаем все вместе эпиграф).
- Как вы его понимаете? (Ответы детей).
- И у меня к вам последние вопросы. Кто является главным человеком на любой войне? Без кого не было бы победы в сражениях? Кто выносит на своих плечах все тягости военного времени? (Ответы детей - солдат).
Исполнение песни «Баллада о солдате».
Проводится индивидуальное и групповое
оценивание.
- В качестве домашнего задания я попрошу вас узнать, в каких произведениях искусств отражается тема войны 1812 года.
Приложение
,Музыкальная линия” или,Цветная линия”
Содержание игры заключается в том, что дети слушают музыкальное произведение, делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке. При повторном слушании произведения детям предлагается нарисовать линию, которая соответствовала бы мелодической линии этого произведения, и обосновать свой выбор. На последующих этапах можно использовать цветные карандаши, чтобы ярче показать настроение и характер, при этом просить детей обосновывать свой выбор цвета и линии.
Правила написания сенкана:
- тема – 1 существительное;
- описание темы - 2 прилагательных;
- действие, которое происходит – 3 глагола или 3 слова с одним глаголом;
- мое отношение – фраза из 4-х слов;
- синоним к теме – 1 слово.
Игра «Почта»
. «Почта» - игра используется в качестве закрепления пройденного материала. Ребята могут самостоятельно, либо по рядам, либо в группах написать вопросы на листах бумаги, положить их либо в шапку, либо в конверт, а «почтальон» или посыльный разносит их по классу, передавая ребятам из других групп, после чего каждая группа сообща обсуждают ответ на полученный вопрос и отвечает. Для роли посыльного или почтальона можно привлекать слабых детей. Как вариант, дети могут сделать из бумаги самолётики, на которых пишут вопрос и запустить их в сторону другой группы.