Валентина Акпашева
Интегрированное занятие по сказкотерапии в подготовительной группе «Заколдованные деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по сказкотерапии в подготовительной группе
Направление: художественно-эстетическое развитие
ЦЕЛЬ: Создание педагогических условий для формирования у ребенка эмоциональной отзывчивости с помощью комплекса выразительных средств, ощущая непрерывную связь с эмоциональным содержанием образа.
Задачи:
Развивать умение сопоставлять внешнее и внутреннее содержание художественного образа;
Помочь увидеть сходство характеров сказочных образов и образов природы, фиксировать смысловое соответствие;
Публикация «Интегрированное занятие по сказкотерапии в подготовительной группе „Заколдованные деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
Передать в рисунке характер сказочного персонажа через характерное строение деревьев разных пород.
Развивающая среда:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: Э. Григ «Песня о герое";
В. Калинников «Грустная песня»;
Зрительный ряд:
РЕПРОДУКЦИИ: Б. Кустодиев «Осень. Гроза над городом», А. Ткачев «Золотая осень»;И. Грабарь «Рябинка», И. Шишкин «Дубы»; И. Левитан «Березовая роща», Иллюстрации деревьев разных пород.
МАТЕРИАЛ: Краски, кисточки. Листы бумаги по количеству детей.
Камень с тремя указателями (на бумаге) на каждого ребенка. Дубовый листочек. Кукла Капитошка.
Предварительная работа:
Знание языка эмоций (цвет, настроение);
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова:
сильная, могучее, богатырская, великодушное, слабое, нежное.
Игровая мотивация
Оказать помощь героям сказки, оказавшимся в беде.
Ход занятия
Релаксация
Педагог. Представьте, что ваши руки – веточки, а пальчики – листочки. Кругом темно, ночь. Веточкам холодно, они прижимаются к стволу дерева (туловищу). Пальчики-листочки тоже прижались друг к другу. Но вот первые солнечные лучи опускаются на землю, согревают ее и вас, вам
становится тепло, веточки медленно поднимаются вверх, тянутся к солнышку, к его теплым и ласковым лучам. Вот листочки зашевелились, это ветерок причесал их. Ветерок подул сильнее и ветви деревьев стали раскачиваться из стороны в сторону. Но вдруг ветер утих, веточки с листочками замерли. Так наступило утро в сказочном саду.
В этом саду жили сказочные деревья. И молодые и старые: молодая стройная березка и ворчливая сосна, маленькая елочка и дедушка клен. Дедушка дуб знал много сказок и часто рассказывал их своим внучатам – маленьким деревцам. Одну из этих сказок услышала и я. Она так мне понравилась, что мне захотелось рассказать ее вам. Хотите послушать? Тогда помогайте мне (рассказываю сказку).
Торопился богатырь Светозар с царской службы домой (все маршируют, ждала его там сестра родная, Свет Ярославна. Подошел к избе богатырь, постучал раз – никто не отзывается (стучат в воображаемую дверь). Пригорюнился богатырь Светозар, присел на крылечко (дети приседают, голову опустил.
Вдруг откуда не возьмись мышка, и молвит она человеческим голосом: "Не горюй, добрый молодец, знаю я, где твою сестрицу сыскать, вот тебе листик дубовый, куда он полетит, туда и ступай, где он опустится, там и остановишься.
Увидишь камень заколдованный, не касайся его, обходи стороной".
Послушал Светозар мышку, пустил листик по ветру и пошел за ним.
Давайте и мы с вами совершим этот путь вместе со Светозаром. Имитационное упражнение «Тропинка».
Дети идут друг за другом змейкой по воображаемому лесу. Переходят воображаемые препятствия. Идут по лесу. Вокруг кусты, деревья, зеленая травка. Идут через заросли крапивы… Переходят через болото, прыгают с кочки на кочку. Раз… Два… Три… Четыре… Перешли болото. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней… Еле-еле отдираем ноги от земли… Идем с трудом… На пути поваленные деревья. Да какие огромные! Ветки во все стороны. Перелезаем через упавшие деревья… Осторожно перелезаем… Ух! Наконец-то перешли… Идем спокойно дальше…
Шел Светозар и видит: опустился листик дубовый (бросаю дубовый листик). Дети останавливаются у репродукции картин с изображением деревьев разных пород.
Оглянулся он и видит, что перед ним стоят деревья и понял он, что одно из них его сестра
Свет Ярославна, но какое? Стал он думать, в какое дерево ее могли заколдовать, какое дерево похоже на его сестру. И тут он услышал музыку. Давайте и мы с вами определим то дерево, в которое заколдована Ярославна.
(Звучит «Грустная песня» А. Калиникова – музыка грустная, нежная, светлая).
Дети высказывают свои предположения. Объясняют свой выбор. Если дети затрудняются, подвести их к ответу с помощью наводящих вопросов: Какое настроение навеяла вам музыка? (грустное, веселое). Какое дерево нежное, но с грустинкой? Веточки каких деревьев похожи на грусть? На волосы, косы Ярославны и т. д. ?
Молодцы, ребята, вы узнали Ярославну! Посмотрел Светозар на березку, узнал в ней свою сестру. Косы золотые до земли опускаются, как у Ярославны, ствол белоснежный, как сарафан, тоненький и стройный, как сестра. Веточки у березы тоненькие, как руки девичьи.
И вдруг беда случилась, не заметил Светозар камня волшебного, коснулся камня и превратился в дерево. А в какое – послушайте и узнаете
на репродукциях картин. Звучит «Песня о герое» Э. Грига – музыка смелая, торжественная, сильная, мужественная.
Дети называют то дерево, предположительно в какое он превратился и объясняют почему они так решили. Музыка сильная, богатырская… как Светозар. Как клен или дуб. Наверное, Светозар превратился в клен или в дуб. Эти деревья могучие, ствол крепкий. Толстый, в землю упирается, чтобы ветер его с корнем не вырвал, ветви у них сильные, как руки богатырские, широкие, как плечи богатыря. Стоят с той поры березка и дуб рядом.
Игра «Разговор деревьев.
Ребята, давайте превратимся на время в Светозара и Ярославну в образе деревьев. Ветви качаются раз, ветви качаются два, ветви качаются три на месте дуб замри. Ветви качаются раз, ветви качаются два, ветви качаются
три на месте березка замри. Дети принимают позу, чтобы можно было узнать, что это за дерево. Я замечаю березки, дубы, замечаю характерные свойства переданные детьми. Например: Вижу грустную березку, веточки-руки высоко тянутся. Изогнуты вниз, а вот и дуб – веточки могучие, широко расставлены, корни (ноги широко расставлены, видно крепкие, ствол сильный… и т. д.
Раз, два, три, деревья, ребят в самих себя преврати.
Некому их расколдовать. Может мы их расколдуем волшебными кисточками. Получив согласие продолжаю. Только нарисовать их нужно так, чтобы можно было узнать, в каком дереве заколдована Ярославна, а в каком Светозар. Дети садятся за столы, рисуют деревья.
Узнаю в работах детей героев сказки. Ребята, у вас получилось, вы расколдовали Светозара и Свет Ярославну!
Обрадовались Светозар и Ярославна друг дружке. Крепко обнялись, пора домой возвращаться.
Глянули они по сторонам, в какую сторону идти - не знают. Подошли к камню на развилке дорог, на нем знаки указывают на три дороги (у каждого ребенка на альбомном листе нарисованы камень с тремя указателями). Музыка нам подскажет, что ждет, если пойдешь направо. Звучит «Грустная песня» Г. Свиридова – мелодия грустная, горестная. Какая музыка по настроению, что вы почувствовали? Что ждет героев в дороге, если они пойдут направо? Дети делают предположения, определяют, что написано. Да, действительно. Она подсказывает нам, что в дороге беда может случиться.
А что ждет в дороге, если пойдешь налево? Звучит пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига. (музыка тревожная, тяжелая, страшная). Какие чувства вы испытали? Что ждет Светозара и Ярославну в дороге, если они пойдут в этом направлении – налево? Предположения детей. Да, верно. Может случиться несчастье, может встретиться Змей Горыныч и вызвать Светозара на бой, Светозар может быть ранен.
Послушаем музыку, о чем она нам расскажет, если наши герои пойдут по дороге прямо, вот в этом направлении. Звучит «Камаринская» П. Чайковского – музыка светлая, счастливая, веселая. Предположения детей. Вы верно определили. Брат с сестрой придут домой, будет пир горой, их ждут счастье, веселье. Радость. По какой дороге пойдут наши герои? Ответы детей. Теперь наши герои знают, по какой дороге пойти домой. А как предупредить путников, которые могут здесь оказаться. Дети предлагают нарисовать предупреждающие знаки: выражения эмоций-пиктограмм грусти, злости, радости на соответствующих направлениях; закрасить направления в соответствующие цвета характерные для передачи горя, злости, радости. Сколько разных предупреждающих знаков вы предложили. Нанесите эти знаки по своему
желанию, так, чтобы путник понял, что ждет в дороге, если он пойдет «направо», «налево», «прямо».
Самостоятельная деятельность детей.
Педагог: от лица персонажей оцениваю работы детей – отличаю дороги – направления горя, печали, радости в работах детей, выражаю радость по поводу того, что путники будут спасены, найдут дорогу домой, дорогу счастья, благодаря предупреждающим знакам, находчивости каждого ребенка.
Счастливые Ярославна с Светозаром собрались в путь-дорогу, домой, по дороге счастья!
Педагог: А что было дальше, вы узнаете в следующий раз.
Рефлексия
Входит сказочный персонаж «Капитошка» с радостным выражением лица (положение части лица брови, рот, глаза можно менять в зависимости от настроения персонажа). Приветствие от лица «Капитошки» веду диалог с детьми.
Капитошка: Я вижу у вас, ребята, лица веселые, наверно что-то интересное произошло?
Дети рассказывают о свои впечатлениях, о том, что они делали.
Капитошка: Пойду расскажу детям другого садика о том, какие добрые дела вы сегодня совершили.
Прощается со всеми, уходит.