Папки-передвижки

Интегрированное занятие «Морин хур»

ксения хертухеева
Интегрированное занятие «Морин хур»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированного занятия музыкально-познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бурятским народным инструментом «Морин хур»

Мы живем в республике Бурятия г. Улан-Удэ. Знакомить детей с традициями родного края одна из приоритетных задач в нашем МАДОУ №51. Внедрение национально-регионального компонентом на основе реализации содержания бурятской традиционной культуры в системе музыкального воспитания осуществляется в совместной деятельности педагогов с родителями воспитанников детского сада. Ребенок не только соприкасается с нравственными духовными ценностями, бытующими в данной культуре, но и обретает свои собственные ценности в процессе творческого взаимодействия с семьей, и самостоятельного творческого поиска. Вашему вниманию представляем конспект интегрированного занятия для музыкальных руководителей, воспитателей ДОУ, учителей бурятского языка «Знакомство детей с бурятским народным инструментом «Морин хур». Совместно с родителями было собраны и изучены материалы, адаптировано содержание к условиям педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Родители увидели изнутри, сколько сил, труда, эмоций, творчества вкладывается в разработку и подготовку мероприятия, и тем самым приняли непосредственное участие в образовательном процессе детского сада. В результате совместной работы получилось не просто традиционное занятие, а целый праздник света, тепла и радости.

Публикация «Интегрированное занятие „Морин хур“» размещена в разделах

Цель: Знакомить детей с бурятским народным инструментом «Морин Хур».

Задачи:

Образовательная:

- развивать познавательный интерес к музыке, развивать речь детей;

- систематизировать знания детей о народных традициях Бурятии;

- прививать интерес к народной музыке,

Развивающая: развивать музыкальные способности: чувство ритма, слух, вокальные навыки, умение слушать, понимать и распознавать народную музыку и эмоционально откликаться на нее.

Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к традициям своего края;

- воспитывать любовь к музыке, обогащать нравственно-эстетические чувства;

- возрождать национально-культурные ценности семьи через совместную деятельность с родителями.

Материал и оборудование:

1) Техническое оснащение – мультимедийное оборудование, музыкальный центр, компьютер, фортепиано, морин хур.

2) Музыкальный материал – запись звучания моринхура, музыка к танцу «Ехор», бурятская приветственная музыка.

Ход занятия:

(звучит бурятская музыка, дети входят в зал)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мои дорогие, проходите, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся путешествовать в мир бурятской музыки.

В далекие прежние времена, жил богатый хан Далай. И была у него красавица дочь Дангир Шара. Хан очень любил свою дочь. И исполнял все ее желания, чтобы она ни пожелала. Однажды, красавица услышала дивные звуки музыкального инструмента, который называется моринхур. И эта музыка так запала ей в душу, что она пожелала научиться играть на моринхуре. Хан нанял лучшего учителя. Через некоторое время красавица играла на моринхуре, даже лучше своего учителя. Когда она начинала играть – птицы смолкали в окрестных лесах, ветер затихал, даже солнце приостанавливалась, чтобы послушать распевы волосяных струн (входит Дангир Шара).

Дангир Шара: Здравствуйте, ребята! Я умею играть на музыкальном инструменте, который называется моринхур. Хотите, послушать его звучание? (играет на моринхуре)

Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите о своих впечатления? Что вы представляли, когда слушали музыку? Что означает слово «морин» в переводе с бурятского?

Дети: Лошадь.

Музыкальный руководитель: Правильно. А «хур» - это струна, голос, т. е. моринхур в переводе с бурятского означает голос коня. Красавица расскажи нам, почему назвали именно голос коня.

Дангир Шара: Я знаю одну легенду о создании моринхура (играет и рассказывает).

Жил на свете богатырь, у которого был крылатый конь, и никто не мог побить его в бою. Враги и завистники погубили коня. Крылатый конь погиб, и в память о нем его хозяин из черепа сделал корпус, из костей собрал гриф, на конце которого изобразил лошадиную голову, из ребра смычок, натянул конский волос на смычок. И заиграл на инструменте, услышав голос любимого коня.

Музыкальный руководитель: А теперь давайте внимательно рассмотрим этот инструмент. На что он похож?

Дети: (отвечают).

Корпус инструмента обычно делают из березы, клена, иногда обтягивают кожей, струны из конского волоса или лески. Головка грифа морин хура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Музыкант, который играет на морин хуре называется моринхурист. Звук инструмента в бурятской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи.

Воспитатель: Конь для бурята является священным животным. Это друг, богатство, оружие, радость и гордость. Буряты любят и ценят коней.

Под веселую музыку заходит Будамшу. Роль Будамшу исполняет родитель.

Будамшу: Сайн байна (Здравствуйте)

Дангир Шара: Сайн байна, Будамшу. (Здравствуйте, Будамшу)

Будамшу: Я услышал чарующие звуки моринхура и поспешил к вам. И мне не терпеться начать конные скачки.

Дангир Шара: Ребята, а мне пора отец зовет. До свидания.

Будамшу: На праздниках всегда проводят конные скачки – мори урилдаан. Наши юные Баторы покажут быстроту своих коней.

Сценка Всадники

1Мальчик: Муноодэр мори урилдан болохо. (Сегодня будут конные скачки.)

2Мальчик: Мини мори тургэн! (Мой конь впереди.)

1Мальчик: Угы, мини мори тургэн! (Нет, мой впереди.)

2Мальчик: Хусэ! (Вперед)

Танец «Наездники»

Будамшу: Какие вы знаете стихи, пословицы и загадки о лошадях?

Дети: Тумэн хулугэй туруундэ ереhэн

Тугэс хурдан моримнай заан hайхан шэнжэтэй

Ундэр солоео дуудуулдаг!

(Тысячи жеребцов по степи летят,

Всадники на них ловко сидят,

Победителю хвалебную песню поют)

Дети: hайн мориндо эзэн олон, hайн хундэ нухэр олон.

(У хорошего коня хозяев много, у хорошего человека друзей много.)

Будамшу: Ребята, попробуйте сейчас отгадать загадку?

По лугу ретивый скачет,

Там резвится и лихачит,

Кормим мы его овсом,

Скачем мы на нем верхом

Отвечают: (Конь)

Будамшу: Молодцы! А еще говорят так:

Конь бежит — земля дрожит.

Держи коня за гриву, за хвост не удержишь

Воспитатель: Бурятский народ очень гостеприимный. Давайте посмотрим, кто к нам пришел в гости.

Песня «Орогты манайда!»

Музыкальный руководитель: Бурятские песни исполнялись не только под игру на моринхуре, но еще и в хороводах. Как называется бурятский хоровод?

Дети: Ехор (хоровод).

Будамшу: Ерыт наашаа, ерытэ! Ехор наадан хуушаараа,

Хуушан наадаа шэнэлжэ, шэнэ еhоор хатарая.

(Идите, сюда идите! Наш ехор остался, как прежде,

Старинную игру обновим, по новой моде станцуем.)

Танцуют танец «Ехор».

Будамшу: Мне очень понравилось у вас. Я приду еще к вам в гости, а теперь мне пора. Баяртай! (До свиданья)

Дети: Над Бурятией родной, светлой и прекрасной

Льются песни до небес всех народов разных.

В крепкой дружбе вековой здесь живут народы,

Сохраняя мир, покой, красоту природы!

Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие в прекрасный мир бурятской музыки. Вам понравилось, ребята? Что больше всего запомнилось?

Дети: (отвечают).

Список литературы:

1. Дугаров Б. Б. Бурятские народные сказки. Сборник. – М. : Современник, 1990. – 383 с. : ил.

2. Куницин О. И. Музыка советской Бурятии. – М. : Сов. композитор, 1990. – 216 с.

3. Магоева Д. Д. Амар сайн, yхибууд! – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2002. – 116 с. : ил.

4. Паздникова З. И., Карпова Р. И., Ступина С. А, Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2010. – 160 с.

Публикации по теме:

Интегрированное лого-ритмическое занятие для детей младшего возраста. Лексическая тема «Части тела» Цель: Уточнение представлений о лице и его частях, о теле и его частях. • Активизация в речи детей названий частей лица, тела. • Развивать.

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы Тема: «Моя земля-моя планета» Задачи: *Используя слайдовую призентацию, создать условия ля формирования у детей элементарных представлений о нашей земле – как планете,.

Интегрированное занятие по рисованию в нетрадиционных техниках «Солнечный дождик босиком по земле прошёл» Группа: средняя Место проведения: МДОУ «Детский сад №1 с. Визинга» Форма организации НОД: групповая Вид занятия: интегрированное Цель: Закреплять.

Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе. Тема «Путешествие по следам весны».Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе. Тема «Путешествие по следам весны». Клягина Светлана Сергеевна,воспитатель МДОУ №15 «Аленушка» ЯМР Ярославской области. Интегрированное занятие по развитию речи в средней группеТема:.

Интегрированное занятие (познавательное и художественно-эстетическое развитие) Тема: «Обитатели муравейника» Цель: Систематизировать представления детей о жителях муравейника. Задачи: Формировать представление детей о роли муравьев.

Беседа в подготовительной группе на тему «Транспорт нашего города» Цель: закрепить знания детей о городском транспорте, воспитывать культуру поведения в транспорте. Словарь:пожарный, механик Оборудование:игрушки(.

Интегрированное занятия для детей 4–5 лет. Тема: «Сказочное путешествие в лес» Интегрированное занятие для детей 4 - 5 лет, включающий элементы экологии, познания, лепки. Тема: «Сказочное путешествие в лес» Виды детской.

Занятие по ИЗО в ДОУ средняя группа Тема: «Цветочки на полянке»Занятие по ИЗО в ДОУ средняя группа Тема: «Цветочки на полянке» Цель: развитие образного мышления, закрепление умений работать с гофрированной бумагой, ознакомление со способами применения ее в творчестве,.

Занятие по обучению грамоте Тема: «Звук [И] и буква И» Кні/Дата: Білім беру саласы/Область: комуникация Блімі/Раздел: основы грамоты Таырыбы/Тема: «Звук и буква.

Занятие в подготовительной группе, тема: «Насекомые» Цель: Формирование представления детей о значении биоразнообразия в природе на примере насекомых. Задачи: • Иметь в активном словаре понятия:.

Автор публикации:
Интегрированное занятие «Морин хур»
Опубликовано: 17 июня 2016 в 09:32
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие «Морин хур»» (включая файлы) размещена пользователем ксения хертухеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД