ксения хертухеева
Интегрированное занятие «Морин хур»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия музыкально-познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с бурятским народным инструментом «Морин хур»
Мы живем в республике Бурятия г. Улан-Удэ. Знакомить детей с традициями родного края одна из приоритетных задач в нашем МАДОУ №51. Внедрение национально-регионального компонентом на основе реализации содержания бурятской традиционной культуры в системе музыкального воспитания осуществляется в совместной деятельности педагогов с родителями воспитанников детского сада. Ребенок не только соприкасается с нравственными духовными ценностями, бытующими в данной культуре, но и обретает свои собственные ценности в процессе творческого взаимодействия с семьей, и самостоятельного творческого поиска. Вашему вниманию представляем конспект интегрированного занятия для музыкальных руководителей, воспитателей ДОУ, учителей бурятского языка «Знакомство детей с бурятским народным инструментом «Морин хур». Совместно с родителями было собраны и изучены материалы, адаптировано содержание к условиям педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Родители увидели изнутри, сколько сил, труда, эмоций, творчества вкладывается в разработку и подготовку мероприятия, и тем самым приняли непосредственное участие в образовательном процессе детского сада. В результате совместной работы получилось не просто традиционное занятие, а целый праздник света, тепла и радости.
Публикация «Интегрированное занятие „Морин хур“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Цель: Знакомить детей с бурятским народным инструментом «Морин Хур».
Задачи:
Образовательная:
- развивать познавательный интерес к музыке, развивать речь детей;
- систематизировать знания детей о народных традициях Бурятии;
- прививать интерес к народной музыке,
Развивающая: развивать музыкальные способности: чувство ритма, слух, вокальные навыки, умение слушать, понимать и распознавать народную музыку и эмоционально откликаться на нее.
Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к традициям своего края;
- воспитывать любовь к музыке, обогащать нравственно-эстетические чувства;
- возрождать национально-культурные ценности семьи через совместную деятельность с родителями.
Материал и оборудование:
1) Техническое оснащение – мультимедийное оборудование, музыкальный центр, компьютер, фортепиано, морин хур.
2) Музыкальный материал – запись звучания моринхура, музыка к танцу «Ехор», бурятская приветственная музыка.
Ход занятия:
(звучит бурятская музыка, дети входят в зал)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мои дорогие, проходите, присаживайтесь. Сегодня мы отправляемся путешествовать в мир бурятской музыки.
В далекие прежние времена, жил богатый хан Далай. И была у него красавица дочь Дангир Шара. Хан очень любил свою дочь. И исполнял все ее желания, чтобы она ни пожелала. Однажды, красавица услышала дивные звуки музыкального инструмента, который называется моринхур. И эта музыка так запала ей в душу, что она пожелала научиться играть на моринхуре. Хан нанял лучшего учителя. Через некоторое время красавица играла на моринхуре, даже лучше своего учителя. Когда она начинала играть – птицы смолкали в окрестных лесах, ветер затихал, даже солнце приостанавливалась, чтобы послушать распевы волосяных струн (входит Дангир Шара).
Дангир Шара: Здравствуйте, ребята! Я умею играть на музыкальном инструменте, который называется моринхур. Хотите, послушать его звучание? (играет на моринхуре)
Музыкальный руководитель: Ребята, расскажите о своих впечатления? Что вы представляли, когда слушали музыку? Что означает слово «морин» в переводе с бурятского?
Дети: Лошадь.
Музыкальный руководитель: Правильно. А «хур» - это струна, голос, т. е. моринхур в переводе с бурятского означает голос коня. Красавица расскажи нам, почему назвали именно голос коня.
Дангир Шара: Я знаю одну легенду о создании моринхура (играет и рассказывает).
Жил на свете богатырь, у которого был крылатый конь, и никто не мог побить его в бою. Враги и завистники погубили коня. Крылатый конь погиб, и в память о нем его хозяин из черепа сделал корпус, из костей собрал гриф, на конце которого изобразил лошадиную голову, из ребра смычок, натянул конский волос на смычок. И заиграл на инструменте, услышав голос любимого коня.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте внимательно рассмотрим этот инструмент. На что он похож?
Дети: (отвечают).
Корпус инструмента обычно делают из березы, клена, иногда обтягивают кожей, струны из конского волоса или лески. Головка грифа морин хура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Музыкант, который играет на морин хуре называется моринхурист. Звук инструмента в бурятской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи.
Воспитатель: Конь для бурята является священным животным. Это друг, богатство, оружие, радость и гордость. Буряты любят и ценят коней.
Под веселую музыку заходит Будамшу. Роль Будамшу исполняет родитель.
Будамшу: Сайн байна (Здравствуйте)
Дангир Шара: Сайн байна, Будамшу. (Здравствуйте, Будамшу)
Будамшу: Я услышал чарующие звуки моринхура и поспешил к вам. И мне не терпеться начать конные скачки.
Дангир Шара: Ребята, а мне пора отец зовет. До свидания.
Будамшу: На праздниках всегда проводят конные скачки – мори урилдаан. Наши юные Баторы покажут быстроту своих коней.
Сценка Всадники
1Мальчик: Муноодэр мори урилдан болохо. (Сегодня будут конные скачки.)
2Мальчик: Мини мори тургэн! (Мой конь впереди.)
1Мальчик: Угы, мини мори тургэн! (Нет, мой впереди.)
2Мальчик: Хусэ! (Вперед)
Танец «Наездники»
Будамшу: Какие вы знаете стихи, пословицы и загадки о лошадях?
Дети: Тумэн хулугэй туруундэ ереhэн
Тугэс хурдан моримнай заан hайхан шэнжэтэй
Ундэр солоео дуудуулдаг!
(Тысячи жеребцов по степи летят,
Всадники на них ловко сидят,
Победителю хвалебную песню поют)
Дети: hайн мориндо эзэн олон, hайн хундэ нухэр олон.
(У хорошего коня хозяев много, у хорошего человека друзей много.)
Будамшу: Ребята, попробуйте сейчас отгадать загадку?
По лугу ретивый скачет,
Там резвится и лихачит,
Кормим мы его овсом,
Скачем мы на нем верхом
Отвечают: (Конь)
Будамшу: Молодцы! А еще говорят так:
Конь бежит — земля дрожит.
Держи коня за гриву, за хвост не удержишь
Воспитатель: Бурятский народ очень гостеприимный. Давайте посмотрим, кто к нам пришел в гости.
Песня «Орогты манайда!»
Музыкальный руководитель: Бурятские песни исполнялись не только под игру на моринхуре, но еще и в хороводах. Как называется бурятский хоровод?
Дети: Ехор (хоровод).
Будамшу: Ерыт наашаа, ерытэ! Ехор наадан хуушаараа,
Хуушан наадаа шэнэлжэ, шэнэ еhоор хатарая.
(Идите, сюда идите! Наш ехор остался, как прежде,
Старинную игру обновим, по новой моде станцуем.)
Танцуют танец «Ехор».
Будамшу: Мне очень понравилось у вас. Я приду еще к вам в гости, а теперь мне пора. Баяртай! (До свиданья)
Дети: Над Бурятией родной, светлой и прекрасной
Льются песни до небес всех народов разных.
В крепкой дружбе вековой здесь живут народы,
Сохраняя мир, покой, красоту природы!
Музыкальный руководитель: Вот и закончилось наше путешествие в прекрасный мир бурятской музыки. Вам понравилось, ребята? Что больше всего запомнилось?
Дети: (отвечают).
Список литературы:
1. Дугаров Б. Б. Бурятские народные сказки. Сборник. – М. : Современник, 1990. – 383 с. : ил.
2. Куницин О. И. Музыка советской Бурятии. – М. : Сов. композитор, 1990. – 216 с.
3. Магоева Д. Д. Амар сайн, yхибууд! – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2002. – 116 с. : ил.
4. Паздникова З. И., Карпова Р. И., Ступина С. А, Национально-культурные ценности Бурятии в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2010. – 160 с.