Светлана Сотникова
Интегрированное занятие познавательного характера «Путешествие Капитошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели:
1. совершенствование знания детей о значении воды в жизни человека (вода-источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека, о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, растворитель, имеет три агрегатных состояния)
2. Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.
3. Учить выкладывать узор из камешков на пластилин.
4. Формировать представление о круговороте воды в природе.
Публикация «Интегрированное занятие познавательного характера „Путешествие Капитошки“» размещена в разделах
5. Развивать любознательность и навыки проведения лабораторных опытов, социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
6. Закреплять знание геометрических фигур.
7. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал для занятия : плакат «Круговорот воды в природе», модель «Кому нужна вода», макет «Озеро», сюжетные картинки «Загрязнение воды», дидактическая игра «Выложи узор», инвентарь для опытов, вода, ленты на палочке, бумажные кувшинки, макароны, пластилин
Ход занятия
Воспитатель: - ребята, сегодня у нас гости давайте с ними поздороваемся.
Дети: здравствуйте!
(Дети и воспитатель садятся на стульчики)
Воспитатель -: сегодня к нам пришёл ещё один необычный гость. Я хочу чтобы вы сами догадались кто этот гость. Для этого я загадаю вам загадки.
Загадки:
Лежало одеяло, мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло. (снег)
Люди ждут меня, зовут, а приду к ним прочь бегут. (дождь)
У нас под крышей белый гвоздь весит, солнце взойдёт- гвоздь упадёт. (сосулька)
Пушистая вата-плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облако, туча)
С неба- звёздой, в ладошку- водой. (снежинка)
Не колючий, светло-синий по кустам развешан (иней)
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (лёд)
(Ответы детей).
Воспитатель: ребята, вы догадались, что это за гость, всё это, и снег, и дождь, и облако, и лёд, это конечно же вода.
Сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела у нашей двери капельку воды. Она сказала, что её зовут Капитошка и она очень хочет познакомиться с вами поближе. Капитошка просит рассказать стихотворение о воде.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
(Вопросы к детям) Вы согласны, что без воды нам с вами обойтись просто нельзя.
Воспитатель: ребята, я вас приглашаю в свою лабораторию, чтобы поближе познакомиться с водой.
Опыт №1
Воспитатель: Теперь возьмите баночку с водой и понюхайте, имеет ли она запах
Вывод: Чистая вода не имеет запаха. Чем пахнет газировка?
Опыт №2
Воспитатель: возьмём стакан с молоком поставим его на картинку, а теперь на эту же картинку поставим стакан с водой. Через стакан с молоком картинка не видна, а через стакан с водой видна. Делаем вывод – вода прозрачная.
Опыт №3
Воспитатель : - Ребята теперь в эту баночку с водой добавьте ложкой сахар и размешайте. Что мы видим? Дети: Сахар растворился
Вывод: В результате растворения в воде сахара получился раствор сладкий. Мы с вами обнаружили еще одно свойство Воды растворитель, но цвет воды при этом остается прозрачным.
Опыт № 4:- А сейчас еще один фокус с водой. У воспитателя на столе два стакана с водой и два яйца. В одном стакане воспитатель растворяет 5 чайных ложек соли, а другой оставит так. Опустить в оба стакана яйца. Что происходит? Дети: В соленой воде яйцо всплывает Вывод: В соленой воде легче плавать, потому - что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли
Итак: Ребята мы сейчас с вами узнали о свойствах воды. Давайте вспомним еще раз.
1. Чистая вода не имеет запаха.
2. Вода прозрачная
3. Вода является растворителем.
4. В соленой воде легче плавать потому - что тело держит не только вода, но и соль растворенная в воде.
Воспитатель: - Ребята, Капитошка приглашает нас в путешествие. Она даже приготовила для нас карту. (Подводит детей к картине.)
Солнце светит ярко, пригревает, и сестрички–капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше (показывает на картине).
Ребята, Капитошка может превратиться в пар и полететь высоко в небо, но мы с вами летать не умеем, как же мы отправимся в путешествие. Не расстраивайтесь, у меня есть ковёр-самолёт, только он стал совсем старый нужно его починить и в путь.
«Выложи фигуры»
(Дети выкладывают геометрические фигуры).
В путь. Вот мы и на облачке. Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. (звучит музыка, напоминающая звуки дождя, дети с ленточками на палочках). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. (Убирают ленточки).
Нам пора отправляться дальше. А куда капельки отправляются дальше - Дети слушают шум моря.
Воспитатель: Я еще вам хочу показать картинки, где живет вода. Посмотрите и скажите это что такое здесь изображено?
Дети: Река.
Воспитатель:- Правильно это река. Значит, что мы можем сказать, что вода живет не только в море, но и в реке. Посмотрите на следующую картину. Это что ребята такое вы знаете?
Дети: Водопад.
Воспитатель: Ребята послушайте, как шумит водопад. Шумно да! Когда вода падает с высоты, она создает такой шум. И еще одна картина домика воды (показывает ручей.) Как выдумаете это что?
Дети: Ручей.
Воспитатель: Правильно. Течет ручей, журчит ручей. Я вам сейчас предлагаю послушать журчание ручейка. (Музыка). Ребята пение ручейка отличается от шума водопада? Чем отличается: у ручейка нежная, спокойная песенка, а у водопада шумная, громкая, не спокойная.
Итак вот и закончилось наше путешествие с Капитошкой. Капельки снова выпали на землю и потекли в виде ручейков в реки, моря, океаны.
Воспитатель: Ребята, а Капитошка интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
Дети: -Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
Дидактическая игра «Кому нужна вода»
Я хочу чтоб вы увидели, как радуются воде цветы. (Запускают кувшинки в «Озеро»).
Воспитатель: А нам с вами нужна вода в детском саду?
Дети: Да
Воспитатель: А для чего?
Дети: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Воспитатель: - ребята, а всегда ли мы правильно поступаем с водой, бережем её?
Обсуждение сюжетных картинок «Загрязнение воды».
Воспитатель (подводит к стенду, где изображён аквариум с рыбкой) :
- Ребята, посмотрите, у меня здесь аквариум, а в нём живёт замечательная рыбка, но ей очень скучно одной. Я знаю, как помочь нашей рыбке. Давайте сделаем ей друзей и поселим их в аквариум. Для этого нам потребуются крупные макароны и пластилин. Приступаем к работе.
- Молодцы ребята! Какие замечательные рыбки у вас получились. Давайте поместим их в аквариум, теперь уж точно нашей рыбке не будет скучно, сколько много у неё появилось новых друзей.
Давайте вспомним, что вы узнали сегодня на занятии.
(Ответы детей.)
Воспитатель: занятие окончено.