Татьяна Владимировна Тришина
Интегрированное занятие по теме «Хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработали и провели: Тришина Т. В. – воспитатель подготовительной к школе группы.
Говорок Е. В. – логопед.
Цель: обогатить представления детей о том, какой путь проходит хлеб от зёрнышка до каравая на нашем столе.
Задачи.
Развивающие.
1. Развитие диалогической, монологической речи.
2. Развивать умение рассуждать и доказывать свою точку зрения.
3. Развивать способность детей работать в команде: слышать мнение каждого и принимать решение.
4. Развивать любознательность.
Публикация «Интегрированное занятие по теме „Хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
5. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей при изготовлении (лепке) поделок из солёного теста, аккуратность.
Воспитывающие.
1. Воспитывать уважение к собеседнику: не перебивать друг друга, позволять каждому высказать свою мысль до конца.
2. Воспитывать уважение к труду.
Познавательные.
1. Расширять и активизировать словарный запас.
2. Упражнять в чтении.
2. Дать представления об измерении массы с помощь весов, познакомить с меркой 1 гр.
3. Формировать навык работы с тестом.
Материалы: зёрнышко на столе под салфеткой; 2 больших конверта с наборами иллюстраций А4 по теме «Выращивание зерновых в наше время и в прошлом»; 4 маленьких конверта, по 2 пословицы в каждом; стол для экспериментальной деятельности: три вида злаков (рожь, пшеница, овёс) увеличительные стёкла, 3 вазочки для колосков; мяч; весы, гири в граммах, 2 ложки, мерочный стакан, мука, соль, вода; клеёнки с листком бумаги на каждой, стеки, блюдца с водой, салфетки по количеству детей в группе.
Словарь.
Существительные: урожай, колос, колосья, зерно, зёрна, комбайн, плуг, борона, пахарь, крестьянин, жатва, коса, серп, сноп, овин, амбар, мельница, сусеки, агроном, трактор, тракторист, сеялка, комбайн, комбайнёр, элеватор, зернохранилище, мукомольный завод, пекарня, каравай, булка, бублик, хала, буханка, батон, буханка.
Прилагательные: ржаной, пшеничный, геркулесовый, хлебный, сдобный, душистый, ароматный, румяный, вкусный, пахучий, чёрствый, чёрный, белый, подовый, формовой, горячий, хлебобулочные.
Глаголы: пахать, боронить, сеять, зреть, созревают, жать, молотить, вымолотили, перемолоть, замесить, напекли, испекли, выпекать.
Ход занятия.
I. Успешный старт (гимнастика).
II., кто сегодня на нашем занятии будет главным гостем?
В землю тёплую уйду,
К солнцу колоском взойду,
В нём таких как я будет целая семья.
(Зерно, хлеб)
В. : - Почему зёрнышко можно хлебом назвать?
(если прозвучала отгадка «хлеб»)
- Можно ли зёрнышко хлебом назвать? Почему? (если нет)
Высказывания детей.
В. : - Без зёрнышка не будет и буханки. Поэтому сегодня на занятии мы проследим весь этот интересный и очень трудный путь от зёрнышка до каравая, бублика, буханки и многих других хлебобулочных изделий.
Давайте разделимся на две подгруппы, играя в игру «Вопрос – ответ».
Дети стоят в кругу, бросаю мяч и задаю вопрос, дети отвечают, кидают мяч обратно и встают поочерёдно в разные команды.
1. Когда убирают урожай зерновых? (в июле)
2. Кто пашет землю? (пахарь)
3. Какой получается хлеб из пшеницы? (пшеничный)
4. Кто наблюдает за созреванием зерна? (агроном)
5. Где перемалывают зерно в муку? (на мукомольном заводе)
6. Где хранят зерно? (зернохранилище)
7. Кто управляет комбайном? (комбайнёр)
8. Кто печет хлеб? (пекарь)
9. Чем в старину землю пахали? (плугом)
10. Чем рыхлят землю перед посевом? (бороной)
11. Кто управляет трактором? (тракторист)
12. Где хлеб выпекают? (на хлебозаводе, на пекарне)
13. Что делают с зерном на элеваторе? (сушат)
Прошлое
Вспахивали землю плугом, запрягали в него лошадь.
Затем рыхлили бороной.
В безветренную погоду выходил в поле сеятель с корзинкой зерна наперевес и разбрасывал зерно.
В июле начиналась жатва. Люди выходили в поля с серпами и косами, срезали колоски и укладывали их в снопа.
Отвозили на овин, там сушили и молотили.
Хранили зерно в амбарах.
Перемалывали на мельнице.
Муку высыпали в сусеки.
И хозяйки сами пекли из неё хлеб.
Настоящее
Пашут землю плугом, прикрепленным к трактору
Боронят.
К трактору прицепляют сеялку и через неё по трубочкам в землю падают зерна.
В июле комбайны выходят на поля для уборки зерна. Срезают колосья, сразу же молотят и по большому железному рукаву отправляют в машину.
На машинах зерно везут на элеватор, там сушат.
Хранят зерно в зернохранилище.
Везут из него на мукомольный завод.
Развозят муку по хлебозаводам и пекарням.
Хлеб поступает в магазины.
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют
Пашут каждую весну,
Подымают целину.
Сеют, жнут, ночей не спят…
С детства знай, как хлеб растят.
В. : - Хлебный путь от зернышка до каравая был долгим и трудным во все времена, поэтому народ придумал много пословиц о труде и хлебе. Некоторые из них мы знаем, а на сколько хорошо сейчас проверим.
Предлагаю каждой подгруппе поделиться ещё на две и раздаю конверты с пословицами поделёнными на отдельные слова, начинаем игру:
«Составь пословицу»
1.
«Снег на полях, хлеб в закромах».
«Маленькое дело лучше большого безделья».
2.
«Землю красит солнце, а человека труд».
«Делу – время, а потехе – час».
3.
«Что посеешь, то и пожнёшь».
«Дерево дорого плодами, а человек делами».
4.
«Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
«Сделал дело – гуляй смело».
III.
Экспериментальная деятельность.
В. : - На наш стол уже пришёл хлеб, в виде колосков. Здесь три вида зерновых культур. Я предлагаю вам поделиться на три подгруппы и разобрать зерновые: 1 – рожь, 2 – пшеница, 3 – овёс.
В. : - Объясните, почему вы отобрали именно эти колоски, по каким признакам вы их отличили от остальных.
Дидактическая игра: «Подбери признак»
- Какой бывает хлеб?
Сдобный,
душистый,
ароматный,
румяный,
вкусный,
пахучий,
чёрствый,
чёрный,
белый,
подовый,
формовой,
горячий.
IV. Продуктивная деятельность.
В. : - Настало время проверить, какие хлебобулочные изделия получатся у нас. Прежде чем хлеб испечь, что надо сделать? (замесить тесто)
Приглашаю детей пройти в группу, где накрыты столы для работы с весами и для лепки.
В. : - Тесто замешивают по рецепту.
Чтобы замесит необходимое для занятия тесто, надо:
1. мука – 10 раз по 10 гр.
2. соль – 10 раз по 10 гр.
3. вода – 10 раз по 10 мл.
В. : - Посмотрите на стаканы с мукой и солью, что вы заметили? Почему соли кажется меньше, ведь мы взвешивали всё в граммах?
Высказывания детей
Вывод: сама соль тяжелее чем мука, поэтому кажется, что её меньше.
В. : - А теперь вспомните, какие хлебобулочные изделия вам нравятся, что вы хотите продавать в нашем магазине.
Лепка.
Итог. Назовите, что вы решили испечь. Мы сегодня здорово потрудились и посмотрите какой результат получили.