Юлия Колчина
Итоговое занятие «От зерна до каравая» в рамках проектной деятельности в средней группе по теме «Хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о процессе изготовления и выращивания хлеба.
Программные задачи:
Обучающие задачи:
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.
Познакомить с профессиями хлебороба и пекаря.
Развивающие задачи:
Развивать любознательность детей, стремление к продуктивной и исследовательской деятельности.
Публикация «Итоговое занятие „От зерна до каравая“ в рамках проектной деятельности в средней группе по теме „Хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи. Развивать музыкальные способности и навыки. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, участвующих в его производстве.
Формировать умение работать сообща. Вызвать интерес к коллективному труду. Продолжать учить детей умению внимательно слушать воспитателя; слышать сигналы к действию.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».
Активизация и обогащение словаря: хлебороб, пекарь, комбайнер, тракторист, землепашец, хлебница, хлеборезка, хлебозавод, ржаной и пшеничный хлеб, рассыпчатая мука, мягкое и податливое тесто, скалка, ароматный и аппетитный хлеб.
Оборудование:
а) для педагога: компьютерно-техническое оснащение, магнитная доска, каравай хлеба, карточки на каждого ребенка (колос, батон хлеба, зернышки пшеницы, пакет с мукой, машина или трактор) и сюжетные картинки к ним (сев пшеницы трактором, колосящееся поле, уборка зерновых комбайном, мукомольный завод, пекарня, картинки-пазлы к игре «Испеки хлеб», мука, пшеничные зерна в пластиковых ёмкостях для демонстрации, готовое слоеное тесто, яйца, сахар, сарафан в народном стиле, нож, 2 подноса для печенья, скалка;
б) для детей: кисточки для смазывания теста, клеенка, фартуки и разделочные доски по количеству детей, влажные салфетки
План занятия:
1. Вступительная часть (выход Василисы-хозяюшки, отгадывание загадки)
2. Разделение на команды, рассказ по сюжетной картинке.
3. Физкультминутка.
4. Игра-пазлы «Испеки хлеб»
5. Изготовление печенья.
6. Рефлексия.
Предшествующая работа:
Чтение украинской народной сказки «Колосок», литовской сказки «Как волк вздумал хлеб печь», просмотр мультфильма «Как растет пшеница», «О комбайне и комбайнерах» речевые игры по теме «Как выращивают хлеб» ,чтение и заучивание пословиц и поговорок по теме «Хлеб», чтение рассказа М. Глинской «Хлеб», рассматривание иллюстраций к сказке и книги Ричарда Скарри «Город мастеров» (глава «Как делают хлеб»).
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
(Звучит музыка к вступлению)
На фоне музыки в группу заходит воспитатель в русском- народном костюме, в руках на подносе под салфеткой лежит каравай хлеба.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Василиса-Хозяюшка. Я к вам из сказки пришла. А пришла я к вам не с пустыми руками. Попробуйте отгадать, что у меня тут припрятано.
«Рос сперва на воле в поле,
летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам — чем? (хлебом)»
-А какие слова в загадке вам помогли догадаться, что это хлеб? (ответы детей)
«А может быть, это совсем и не хлеб, а овощи? Ведь они тоже на земле растут, а потом мы их в магазине покупаем? И они к нам на стол приходят».
Если дети согласятся, что это овощи то еще раз прочитать загадку, разобрать ее – о каких признаках говорится в загадке? Обмолотили, зерно, мука, тесто. Разве овощи обмолачивают и делают из них муку и тесто? Нет. Значит, это что? Хлеб!
Правильно, вы молодцы! Говорить мы с вами сегодня будем о хлебе. Показывает хлеб, спрятанный под салфеткой.
Воспитатель: А какой я вам хлеб принесла?
Дети: Каравай
Воспитатель: Правильно. А давайте,ребята, мы все вместе вспомним, где же действительно «растут» булки, батоны, караваи, крендельки. проследим весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.
-Воспитатель: У меня на столе лежат картинки, каждый из вас, ребята, выберите понравившуюся. (На столе лежат карточки, по количеству детей, с изображением колоса, колобка, зернышек пшеницы, пакет с мукой, машина или трактор. На 5 рабочих столах заранее расставлены точно такие же картинки, по одной на каждый стол, размером крупнее.)
- Воспитатель: А сейчас дети мы с вами найдем свою картинку на столе и сядем за этот стол. (После того как дети сели, каждому столу предлагается рассмотреть сюжетную картинку. Те, у кого нарисованы на карточках зерна пшеницы получают сюжетную картину сев пшеницы трактором, колоски получают сюжетную картинку-колосящееся поле, дети с картинками машины-уборка зерновых комбайном, пакет с мукой- сюжетная картинка мукомольного завода, колобки- сюжетную картинку пекарню. Детям предлагается внимательно рассмотреть эти картинки. Через 2 минутки первая группа детей вешает свою картинку на магнитную доску и пытается ответить на вопрос «что я вижу на картине», дальше тоже самое будет делать каждая из 5 групп.)
Предполагаемая беседа.
1 картинка-сев зерна трактором
Воспитатель:
- Что мы видим на картинке? Ответы детей. Вывод: это трактор с сеялкой. Он сажает зерна в землю.
А как зерна прорастают в земле мы сейчас покажем.
Игра-имитация:
– В землю теплую войду / медленно садятся на корточки
К солнцу колосом взойду / Руки поднимают вверх, медленно тянутся к солнцу.
В нём таких, как я, / выгибают ладошки и прижимают к себе, указывая на себя.
Будет целая семья. / дети встают, берутся за руки.
В поле дружно мы растем
Поле наш уютный дом.
Будем мы тут дружно жить
Счастье людям приносить. (идут по кругу, держась за руки)
2 картинка-колосящееся поле
Воспитатель: - А что на этой картинке? Ответы детей. Вывод: это поле на котором выросли зерна.
- А что нужно, чтобы зерна стали большими? Ответы детей. Вывод: чтобы зерна выросли нужна вода и тепло. Воду даст дождь, а солнце - тепло.
3 картинка-уборка зерна комбайном.
Воспитатель:- Ребята, вы можете нам рассказать про свою картинку? Ответы детей. Вывод: на этой картинке идет уборка зерна. Большой комбайн срезает колоски (показать колосья, очищает зерна (показать зерна, и готовые зерна ссыпает в машину. Вот какая умная машина комбайн.
4 картинка-мукомольный завод.
Воспитатель:- У вас очень сложная картинка. Как вы думаете, что это? Ответы детей. Вывод: готовые зерна привозят на завод. Здесь из зерна получают муку. Зерна мелют, измельчают (показать муку).
5 картинка-пекарня
Воспитатель: Что нарисовано на вашей картинке? Ответы детей. Вывод: это пекарня. Здесь из муки пекут хлеб. Но сначала из муки замешивают что? Ответы детей
Воспитатель: Правильно, тесто. Вот и мы с вами попробуем сейчас замесить тесто.
Физкультминутка «Замесим тесто»
(Повторяется 2 раза).
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки
/хлопки ладонями/
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно
/имитируют помешивание по кругу/
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол
/присели/
Тесто убежало
Начинай сначала.
/лёгкий бег на месте/
Воспитатель: Молодцы! Хорошее тесто у нас получилось!
А теперь подойдите к своим столам, сейчас мы с вами поиграем.
.
Игра – пазлы «Испеки хлеб»
Распечатать 5 картинок (хлеб, каравай, крендель и т. д и разрезать ее на несколько квадратиков. (5-10 шт).
Задача игры – «испечь хлеб», т. е. собрать все кусочки картинки. Каждый правильный ответ дает возможность получить одну часть картинки. Нужно подобрать как можно больше слов и получить в игре все кусочки картинки.
Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Образование слова ребенком по аналогии – хлебница).
Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? (Образование слова по аналогии – «хлеборезка»).
Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как? (Могут быть разные варианты ответа ребенка, дети могут придумать свои – «хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты)
После этого подсказать если не догадались: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».
Если ребенок не догадался, то сказать: «Да, такие слова, которые ты придумал, действительно могли бы быть в русском языке. Ты придумал замечательные слова! Но люди договорились называть такой завод по-другому: «хлебозавод». Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на…? (хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на? (хлебозаводе)».
Где еще могут выпекать хлеб? Пекари выпекают хлеб в пекарне. Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня маленькая. В ней работает несколько пекарей.
Задание 5. Отгадай профессию.
• На тракторе работает – кто? (тракторист,
• На комбайне работает – кто? (комбайнер)
• Землю пашет – кто? (землепашец).
• Разводит овощи – кто? (овощевод).
• За семенами следит – кто? (семеновод).
• На поле работает – кто? (полевод).
• Сады выращивает – кто? (садовод).
• Хлеб выращивает, робит - кто? (хлебороб)
•
Задание 6 – Пословицы о хлебе.
Воспитатель: А знаете ли вы пословицы о хлебе.
Предполагаемые ответы детей:
– Хочешь есть калачи -не сиди на печи.
– Сей хлеб в пору, будет хлеба горы.
– Хлеб на столах-счастье в домах.
– Хлеб,соль,вода-живая еда.
– Хлеб всему голова.
Задание 7 – Подбери слова
Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось (пазлы -картинки должны собраться у каждой команды) Назовите пожалуйста какие хлебобулочные изделия у вас получились.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята! Вы хорошо потрудились сегодня. Были дружными, отзывчивыми, внимательными. И, я,Василиса-Хозяюшка, хочу отблагодарить вас за вашу работу. Я научу вас печь печенье. Согласны?
Дети: Да, Печенье! Мы хотим печенье!
Воспитатель: Вы все перед занятием вымыли руки с мылом. Теперь спокойно вставайте и подходите к столу. Для приготовления печенья нам понадобится: пшеничная мука, вода, сахар, яйца. А еще ваше хорошее настроение.
Воспитатель: Тесто у меня уже готово, я позаботилась о нем заранее. Итак, начинаем…
Что у меня в руках? (скалка). Для чего она нужна? (раскатывать тесто). Я раскатаю скалкой тесто, нарежу из него полоски. А вы смотрите, как я буду делать печенье, и повторяйте за мной. На что похоже получилось у меня печенье?
Дети: На улитку! На крендельки! На бантики! (дети изготавливают из теста печенье).
Воспитатель: А чтобы нам было веселее, пока готовим, споем нашу любимую песенку про пирожки, которые тоже нужно лепить и выпекать. (поют песню «К нам гости пришли…»и лепят печенье)
Воспитатель: Смажем наше печенье яйцом, посыплем сахаром и попросим Наталью Викторовну отнести печенье поварам, чтобы они его испекли. А после сна все внимательные, старательные и послушные его попробуют
Воспитатель: Много нужно труда, чтобы хлеб к нам пришёл? Выращивают хлеб… (хлеборобы). Пекут нам хлеб… (повара, пекари). А раз мы с вами, дети, знаем, сколько труда в хлебушек вложено, то будем хлебушек беречь и уважать чужой труд.
Понравилось вам сегодняшнее занятие? А что понравилось больше всего? А что вы узнали нового? Чему научились? А что вы сможете рассказать другим людям, знакомым, друзьям о хлебе?
Занятие закончено, а хлеб пусть не заканчивается никогда. Спасибо всем.