Алена Сизова
Интегрированное занятие по сказкам К. И. Чуковского
Интегрированное занятие по сказкам К. И. Чуковского
Подготовила: воспитатель Сизова А. В.
Цель: Выявить и обобщить знания по произведениям детского писателя К. И. Чуковского.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить знания названий произведений Чуковского;
• узнавать содержание и названия литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям;
• активизировать словарный запас.
Развивающие:
• развивать эстетическое восприятие, вызывать положительный эмоциональный отклик на произведения;
Публикация «Интегрированное занятие по сказкам К, И, Чуковского» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
• развивать связную речь, зрительную память, внимание и мышление.
Воспитательные:
• воспитывать читательский интерес и любовь к произведениям К. Чуковского;
• развивать коммуникативные навыки;
• формировать навыки взаимодействия и сотрудничества.
Предварительная работа: чтение сказок К. И. Чуковского; разучивание стихов; рисование иллюстраций к произведениям; оформление выставки в книжном уголке «Любимый детский писатель».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Форма занятия : интегрированное занятие с включением разнообразных видов деятельности.
Возрастная группа: средняя (4-5 лет).
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, восприятия художественной литературы, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Ожидаемый результат: сформировать знания о литературном творчестве К. И. Чуковского; привить вкус к слову и культуре речи; разбудить в ребенке любознательность.
Оборудование: презентация, портрет К. И. Чуковского, книги для тематической выставки, воздушный шар, конверт с запиской, «Корзинка с потерянными вещами из сказок», мольберты 3 шт., самовар и пряники.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня на занятии гости, давайте поздороваемся, скажем: «Здравствуйте!»
А сейчас поздороваемся друг с другом.
Здравствуй, правая рука (протягиваем вперёд,
Здравствуй, левая рука (протягиваем вперёд,
Здравствуй, друг (берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй, друг (берёмся другой рукой,
Здравствуй, наш волшебный круг! (качаем руками).
В мире столько сказок есть,
Всех их и не перечесть.
Ты нам дверцу приоткрой,
А теперь мы полетели
И на стулья тихо сели.
Дети присаживаются на стулья, раздается стук в дверь и влетает воздушный шар с привязанным к нему конвертом.
Воспитатель: Интересно, от кого оно? Здесь написан наш адрес. Давайте его прочтем?
«В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей!
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать!»
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такой дедушка Корней?
Воспитатель: Правильно, К. И. Чуковский, он детский писатель, сказочник. (Воспитатель показывает портрет и произведения К. И. Чуковского). Посмотрите ребята, какой ласковый и добрый взгляд у него. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его назвали «дедушка Корней», «дедушка Чуковский».
Корней Иванович написал много сказок и некоторые из них мы с вами знаем. И сейчас мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам К. И. Чуковского. А начнем путешествие с такой игры. Я буду читать отрывок из сказки, а вы будете отгадывать название этой сказки.
Воспитатель читает строки из сказки и спрашивает у детей, как называется эту сказка. При правильном ответе появляется обложка книги.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
1. Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар («Муха – Цокотуха»)
2. Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица! («Доктор Айболит»)
3. Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня («Мойдодыр»)
4. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно («Краденое солнце»)
5. Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла («Федорино горе»)
6. Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять! («Бармалей»)
7. У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада («Телефон»)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Знаете сказки дедушки Корнея. А сейчас предлагаю немного отдохнуть и выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика: «Надуй шарик»
Дети выполняют имитацию надувания воздушных шариков: дыхание ртом короткое, отрывистое, губы вытянуты трубочкой, произносить «ф-ф-ф-ф». «Шар сдулся». Набрать воздух носом. Длинный, долгий выдох «ш-ш-ш-ш». В конце – хлопок в ладоши.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, нам нужно навести порядок в сказках. Для этого мы поделимся на три команды и разложим предметы в обручи в соответствии с иллюстрациями к сказкам на мольберте. К каким сказкам нужно подобрать предметы? («Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр»).
Эстафета «Предметы из сказок»
Дети, проходя эстафету, раскладывают предметы из общей корзины в обручи: термометр, очки, сумка доктора; блюдца, утюги, чайник; мыло, мочалка, расческа.
Воспитатель: Как здорово, что вы помогли навести порядок в сказках! А сможете отгадать героев сказок по описанию? Давайте проверим?
Дидактическая игра «Угадай героя сказки»
• Он лечил всех зверей (Айболит).
• Она нашла денежку и купила самовар (Муха – Цокотуха).
• Он проглотил солнце (Крокодил).
• Бабушка, которая не ухаживала за посудой (Федора).
• Он просил шоколада для сыночка (Слон).
• Кривоногий и хромой умывальник (Мойдодыр).
Воспитатель: Вот как ловко отгадали героев! Сейчас предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка «Доктор Айболит»
Нас не надо вам лечить,
Добрый доктор Айболит.
Будем бегать и шагать,
Будем силы набирать.
Не болят у нас животики,
Как у бедных бегемотиков.
К солнцу руки мы потянем,
А потом к траве присядем.
Как орлы летим, парим,
Во все стороны глядим,
Где же Африка – страна?
Может, помощь там нужна?
Воспитатель: Отдохнули! А мы продолжаем наше путешествие по сказкам. Сейчас предлагаю вам сыграть в игру. Вам необходимо посмотреть на экран, назвать героев и название сказки, а после определить, кто лишний.
Игра «Четвертый лишний»
1. Мойдодыр, мальчик, Бармалей («Мойдодыр»).
2. Медведь, зайчиха, муха-Цокотуха («Краденое солнце»).
3. Муха-Цокотуха, Крокодил, Комарик, Паук («Муха-Цокотуха»).
4. Бармалей, Федора, Крокодил, Доктор Айболит («Бармалей»).
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! А я рада, что вы так хорошо знаете сказки. Вот такой интересный и познавательный мир сказок К. И. Чуковского. Недаром гласит пословица: «Каких только чудес не бывает на свете».
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня с вами совершили путешествие? Давайте назовем автора сказок, у которого мы были в гостях?
У К. И. Чуковского еще очень много сказок и стихотворений, с которыми мы обязательно с вами познакомимся.
А сейчас, если вам понравилось наше занятие – похлопайте в ладоши, если нет – потопайте ногами. Вот и сказочкам конец, а кто слушал – молодец! Муха – Цокотуха приглашает нас попить чаю из самовара с пряниками (звучит песня «Не расставайтесь со сказкой» сл. и муз. Т. С. Прописновой.
Литература:
1. Сказки К. И. Чуковского «Айболит», «Муха – Цокотуха», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Бармалей», «Мойдодыр», «Путаница», «Крокодил».
2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. – М. : Мозаика – Синтез, 2007.