Елена Мухаматгалеева
Интегрированное музыкальное занятие для детей старшей логопедической группы «Сказки Пушкина в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное музыкальное занятие
для детей старшей логопедической группы
«Сказки Пушкина в музыке»
Публикация «Интегрированное музыкальное занятие для детей старшей логопедической группы „Сказки Пушкина в музыке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Цель: показать взаимосвязь разных видов искусств на примере сказки А. С. Пушкина " Сказка о царе Салтане", музыкальных фрагментов из одноименной оперы композитора Н. А. Римского-Корсакова и иллюстраций к сказке И. Я. Билибина.
Задачи: знакомить детей с фрагментами из оперы на сюжеты сказки Пушкина;
формировать навыки эмоционального и осознанного восприятия музыки через нетрадиционные методы озвучивания;
воспитывать интерес к русской культуре через синтез различных видов искусств (музыки, литературы, ИЗО).
Ход занятия. Дети входят в музыкальный зал под музыку из оперы Римского-Корсакова"Сказка о царе Салтане" и садятся на стульчики.
Муз. рук. : Доброе утро, ребята. Это занятие я решила начать с отрывка одного произведения.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый,
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо-песнь заводит,
Налево-сказку говорит…
Дети, скажите песнь - это какой вид искусства?
Дети: Музыка
Муз. рук. : А сказка?
Дети: Литература.
Муз. рук. : Правильно. Вот видите ребята, сам поэт подсказал нам о связи музыки и литературы. А стихи какого поэта я сейчас вам прочитала, вы узнали?
Дети отвечают.
Муз. рук. : Да, Александра Сергеевича Пушкина. У меня на столе разложены портреты великих людей. Посмотрите, пожалуйста, на них и найдите портрет А. С. Пушкина.
Выходят один-два ребенка и выбирают нужный портрет.
Муз. рук. : Сказки Пушкина очень поэтичны и музыкальны и поэтому многие композиторы написали музыку на стихи Пушкина. Одна из таких сказок «Сказка о царе Салтане». Посмотрите на эту иллюстрацию (на экране иллюстрация к сказке А. С Пушкина "Сказка о царе Салтане"). На сюжет этой сказки русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу (показывает портрет композитора на экране). Давайте же вспомним, о чем эта сказка.
Дети коротко рассказывают сюжет сказки до трех чудес.
Муз. рук. : Молодцы, вы хорошо знаете сказки Пушкина. Весь сюжет сказки разворачивается около моря. Вот послушайте, как море увидел и услышал Николай Андреевич.
Включается отрывок из оперы «Море» на этом фоне читается отрывок сказки.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого.
Мимо города большого.
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят…
Муз. рук. : А скажите мне, пожалуйста, хотите ли вы побыть музыкантами, но необычными, сказочными?
Дети: Да.
Муз. рук. : И я предлагаю вам исполнить партию «Моря» в бумажном оркестре. Я буду дирижер, а вы – музыканты. Инструментами будут разноцветные листочки: Синие – море, красные – паруса, желтые – пушки. А моя дирижерская палочка будет белыми листочками.
Бумажный оркестр.
Цель: развивать фантазию и воображение детей.
Муз. руководитель снова читает отрывок из сказки и показывает движения детям.
Ветер по морю гуляет Синие листочки шаркают друг об друга
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах Красные двигают волной
На поднятых парусах
Мимо острова крутого.
Мимо города большого.
Пушки с пристани палят, Стукают желтые листочки друг об друга
Кораблю пристать велят…
Можно повторить еще раз не останавливаясь для закрепления.
Муз. рук. : Какой замечательный бумажный оркестр у нас получился. А скажите мне, дети, каким музыкальным инструментом мы можем озвучить такие строчки: «Пушки с пристани палят»? У меня на столе разложены различные инструменты. И я предлагаю вам выбрать и порассуждать, почему именно этот инструмент вы выбрали.
Подходят еще двое детей по желанию. Выбирают барабан. Рассказывают, почему выбрали именно его и почему не выбрали другие. Играют на инструментах.
Муз. рук. : Итак, что же увидел царь Салтан на острове, когда все таки решил побывать в гостях у Гвидона? Какие три чуда были в сказке?
Дети: Белка, которая чистит орешки, 33 богатыря и Чудо-Лебедь.
Муз. рук. : Какие вы молодцы. А помните ли вы, какую песенку напевала белка?
Дети поют. На экране появляется иллюстрация белки из сказки.
Муз. рук. : Да, мы с вами хорошо знаем эту песенку. А Римский-Корсаков взял ее за основу первого чуда в опере. И я предлагаю вам озвучить это чудо в опере. Для этого нам нужны ложки. Они лежат у вас под стульчиками.
Дети берут ложки.
Муз. рук. : А играть мы будем паровозиком.
Музыкальная игра «Паровозик»
Цель: развивать чувство ритма.
Задачи: продолжать учить слышать главную долю;
развивать чувство ритма;
воспитывать коммуникативные навыки.
Первую часть отрывка «Первое чудо. Белка» дети друг за другом отбивают главную долю один раз.
Вторую часть отрывка также друг за другом отбивают уже по два раза.
Муз. рук. : Молодцы, ребята. Второе чудо: 33 богатыря. Чем занимались богатыри?
Дети: Охраняли остров.
Муз. рук. : А кто охраняет границы нашей страны?
Дети: Пограничники, солдаты (различные варианты ответа)
Муз. рук. : А умеют ли наши солдаты ходить маршем?
Дети: Да!
Муз. рук. : А вы?
Упражнение «На парад»
Цель: чувствовать ритмический рисунок музыки.
Задачи: продолжать учить детей маршировать в темпе музыки, делать перестроения в две колонны и
колонну по одному;
развивать чувство ритма;
воспитывать чувство гордости за нашу армию.
Звучит отрывок из оперы «Второе чудо. Богатыри». Дети маршируют и по команде перестраиваются в две колонны, затем в одну.
Муз. рук. : Славные защитники растут у нас в стране. Ну что, вот и третье чудо. Помните ли вы, что за чудо было в сказке?
Звучит отрывок из оперы «Лебедь», на экране иллюстрация Царевны-Лебеди.
… Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Дети слушают до конца отрывок.
Муз. рук. : Что вы скажете об этой мелодии, какая она по характеру?
Дети: Характер танцевальный, темп медленный, плавный, нежный спокойный.
Муз. рук. : Посмотрите, у меня на столе есть звездочки. И я предлагаю вам с ними потанцевать под эту музыку, кто как ее слышит.
Дети берут звездочки и танцуют под музыку «Лебедь».
Свободный танец
Цель: развитие музыкальных способностей детей.
Задачи: учить детей использовать знакомые танцевальные движения в свободном жанре;
развивать творческие способности детей;
воспитывать любовь к классической музыке.
Муз. рук. : И так дети, мы прослушали с вами три разных музыкальных фрагмента. А какие жанры музыки прозвучали? (Если затрудняются ответить, то напомнить о каждом чуде.)
Дети: Танец, марш и песня.
Муз. рук. : Молодцы, ребята. Какие виды искусства мы использовали, что слушали, что смотрели? (Также помочь наводящими вопросами.)
Дети: Музыка, литература и изобразительное искусство.
Муз. рук. : Да, ребята, через прекрасные сказки А. С. Пушкина, красивую оперу Н. А. Римского-Корсакова и красочные иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» мы с вами окунулись в очень удивительный мир искусства. Посмотрите, у меня есть интересные раскраски с сюжетами этой сказки. Я отдаю их вам в группу, надеюсь, вы раскрасите их так, как видите сами и принесете на следующее занятие.
Музыкальный руководитель отдает раскраски воспитателю, прощается с детьми. Дети под музыку «Море» выходят из зала.