Ольга Бондарева
Интегрированная образовательная деятельность по экологии «Секреты комнатных растений» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР Детский сад №99
Конспект интегрированной образовательной деятельно-сти «Секреты комнатных растений»
Воспитатель Бондарева О. Н.
Чита 2020г
Задачи:
Образовательные задачи :
• закреплять знания названий, известных детям комнатных растений, правила ухода за ними;
Публикация «Интегрированная образовательная деятельность по экологии „Секреты комнатных растений“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• закреплять знания об оптимальных условиях для лучшего роста и раз-вития растения, пользуясь схемами – карточками (дидактическая игра «Что нужно для роста растению»);
• закреплять знания о частях растения по схемам – картинкам, уточнить представления о значении корня в жизни растения (впитывает из почвы влагу и питательные вещества, помогает прикрепиться к почве, растение живет, пока жив корень);
• продолжать формировать представления о том, что комнатные цветы живые;
• учить различать растения по внешним признакам (величина, цвет, форма листьев, поверхность листьев, цветущее или нет)
• познакомить со схемой описания комнатного растения;
• формировать бережное отношение к цветам и чувство симпатии к ним
Коррекционные задачи:
• обогащение словаря: хлорофитум, зигокактус (декабрист, спатифил-люм, калатея, каланхоэ, бальзамин (Ванька – мокрый, огонек); бегония крапчатая;
• развитие слоговой структуры слова (отхлопывание по слогам извест-ных комнатных растений);
• образование уменьшительно – ласкательных слов;
• образование существительных множественного числа;
• совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза;
• развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук)
• координация речи с движением
Развивающие задачи:
• развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
• развивать внимание и наблюдательность;
• развивать умение слушать, вступать в диалог;
• развивать зрительное внимание, мышление;
• развивать общую моторику рук.
Воспитательные задачи:
• воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям;
• воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь.
Предварительная работа:
• работа в уголке природы по ознакомлению с комнатными растениями (наблюдение и уход);
• заучивание загадок, стихов;
• рисование на тему «Мой цветок в подарок маме»;
• беседа с детьми о цветах в их доме;
• заучивание названий комнатных растений, отличительных признаков по внешнему виду;
• рассматривание журнала «Комнатные растения», набора иллюстраций «Комнатные растения»;
• работа по лексической теме во взаимосвязи с логопедом «Комнатные растения».
Материал:
• комнатные растения, хорошо знакомые детям (см. перечень выше);
• иллюстрации этих растений (в волшебной коробке);
• конверты с карточками – моделями на каждого ребенка (Д/и «Части растений», Д/и «Что нужно растению»);
• схема к описанию комнатного растения (демонстрационная);
• Модель-схема “Как ухаживать за комнатными растениями”
• Инвентарь: лейка, пульверизатор, тряпочка, щетка, палочка для рых-ления, ножницы
• Домовенок - хозяин дома» - игрушка.
• Наборы цветных фишек для звуко – буквенного анализа
• Карта
Ход ЗАНЯТИЯ.
• стулья расставлены полукругом, в центре – столик с волшебной ко-робкой, в которой находятся иллюстрации комнатных растений, схемы – карточки, модели.
• столы расставлены полукругом, на них выше перечисленные комнат-ные растения
1. Оргмомент
Логопед: За окошком зимний сад
Там листочки в почках спят
И листочки те во сне
Размечтались о весне
А у нас, у дошколят,
На окне - зеленый сад
Тут листочкам не до сна
Тут уже пришла весна
Как вы думаете, о чём сегодня мы с вами будем говорить? (ответы детей)
Наше занятие мы посвятим чудесному творению природы - растениям. Рас-тениям не простым, а тем, которые мы сможем увидеть на нашем окошке. За окном снег, а эти растения радуют нас своим великолепием.
Посмотрите, сколько прекрасных цветов нас окружает. Мы как будто нахо-димся в необычном дивном саду. Настоящее чудо! В чем же секрет красоты этих растений? Вы бы хотели узнать? А поможет нам вот эта коробочка (ук-рашена изображениями цветов). Интересно, какие секреты в ней хранятся. Посмотрим. Откроем коробку. Ой, да в ней кто – то прячется. Да это же наш друг домовенок Кузя. (Обращается к Кузе) Кузя, что ты здесь делаешь?
Кузя: Здравствуйте, извините, пожалуйста. Я совсем не хотел вас пугать. Дело в том, что мы с дедушкой Ау живем далеко в лесной избушке. Летом у нас очень красиво, вокруг растет много цветов. А вот зимой цветов нет. Мы подумали, что было бы не плохо, если в нашем доме появятся красивые ком-натные растения. А я никогда не видел эти чудесные растения, которые цветут даже зимой. Вот я пришел к вам в детский сад, чтобы полюбоваться и по-больше узнать об этих чудесных растениях.
Логопед: Кузя, мы с ребятами как раз сейчас говорим про комнатные расте-ния. И ты можешь к нам присоединиться. Проходи, усаживайся поудобнее.
2 Беседа о комнатных растениях
Логопед: Итак, посмотрим, какой первый секрет хранит коробочка (достает карту) Сейчас мы узнаем, почему эти растения называются комнатными.
Кузя: Я знаю. Полевые цветы родились в поле, лесные в лесу, а комнатные родились в комнате.
Логопед: А вы ребята как думаете? (ответы)
Логопед: Комнатные растения - большие путешественники (Обращает вни-мание на карту) Родина большинства комнатных растений - это жаркие стра-ны, где нет зимы, где всегда тепло. Там они растут огромными деревьями. Например, папоротники в природе выше роста человека. У нас в живой при-роде эти растения просто бы погибли. А человек научился выращивать их в помещениях. Поэтому они и называются - комнатные растения.
3. Д/и «Узнай, покажи и назови»
Логопед: Второй секрет : все растения разные. Они отличаются друг от друга внешним видом, названием. Сможем ли мы их узнать? Давайте поиграем в игру «Узнай, покажи и назови»
Ход игры: Ребенок достает из коробки иллюстрацию комнатного растения дети или ребенок, который вынимал иллюстрацию, называет ее и указкой показывает это растение на столе, подойдя к нему (и так каждое растение)
4. Упр. «Угадай слово» (Совершенствование звуко-слогового анализа и син-теза)
Логопед: А сейчас я хочу посмотреть, сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку. Угадайте, какое комнатное растение я задумала, если в нём первый звук [к], последний [с]? (Кактус.) А слово, в котором первый звук [б'], последний - [я]? (Бегония.) А в этом слове первый звук [к], последний - [а]? (Камнеломка.)
А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [л, и, ф, а, к,а. ] Какое слово можно из них составить? (Фиалка). Обозначьте это слово кружочками.
Дети обозначают слово символами.
Логопед: Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных? (Отве-ты)
Ф/М «Фиалка»
На солнечном окошке Руками «солнце» над головой
Фиалка расцвела - Руками изображают цветок
Лиловые листочки Взмахи рук вверх
Тихонько подняла.
Среди листьев она прячется Закрывают лицо руками
Не любит лезть вперед,
Но всякий к ней наклонится Наклоняются вперед
И бережно возьмет Тихонько встают
(по Е. Серовой)
5 Игра «Путаница»
Кузя: Теперь моя очередь разгадать секрет (достает из коробки конверт с частями растения) Ни чего не пойму. Что то здесь все перепуталось.
Логопед: Кузя не расстраивайся. Ребята тебе помогут. Давайте вместе с Кузей поиграем в игру «Путаница» и узнаем, из каких частей состоит растение.
(Дети рассказывают о частях растений и выкладывают их на столах: «У рас-тения в земле есть корешок, от корешка идет стебель, на стебле есть листья и цветы)
6 Игра «Один – много»
Логопед: Молодцы ребята. Вы правильно назвали части растения, теперь назовите когда их много. Сыграем в игру «Один – много»
Один цветок – много цветков
Один стебелек – много …. (стебельков)
Один листик – много …. (листиков)
Один корень - много …. (корней)
Хотя все растения разные, но у каждого растения есть корень, стебель, ли-стья, бутоны, цветы (рассматривают схему) Все они ему нужны и важны. Вот мы и разгадали третий секрет. Домовенок, ты доволен ведь дети так стара-лись.
Кузя: Большое спасибо, ребята, теперь мне понятно, как устроены все рас-тения. А вы хотели бы быть красивыми цветами? (Дети – ДА). Я приглашаю вас в круг.
7 Психогимнастика «Я - растение»
Упражнение выполняется под музыку в медленном темпе.
«Закройте глаза и присядьте.
Представьте себе, что вы маленькое растение, которое посадили в теплую землю. Оно еще совсем слабое, хрупкое, беззащитное.
Но вот добрые руки, ухаживают за растениями – поливают, рыхлят, сни-мают с растения пыль…
Растение начинает расти (Дети медленно поднимаются).
Листочки тянутся к свету (Руки поднимаются вверх)
Растение радуется, ему хорошо (Руки опускают)
Откройте глаза. Вам понравилось быть цветами? (Ответы детей)
8 Д/И «Что нужно растениям для роста»
Кузя: Ребята, а вы ничего не слышите? (ответы) Я слышу кто – то плачет?
Логопед: Подожди, подожди, кто плачет? Ничего не пойму. Ребята, а вы что ни будь, понимаете?
Кузя: Вы что, не слышите? Совсем-совсем? (дети прислушиваются.)
Кузя: Ну как же, вот цветочек стонет. Вы прислушайтесь… Ведь он не молчи т, разговаривает.
Логопед: А, что же он говорит, Кузенька?
Кузя: (подходит к цветку и прислушивается) : Он говорит, что ему очень пить хочется. Хорошо, что вовремя успел, а то бы он совсем засох.
Логопед: Как же нам помочь растению? (ответы) Да, ребята, вода для расте-ний очень важна. А что же еще необходимо растениям. Давайте посмотрим в нашей коробочке с секретами (достает наборы карточек либо рабочие листы)
Логопед: Выберем из этих картинок подходящие для роста растений
Д/и «Что необходимо растению для роста»
Дети выбирают нужные карточки – схемы и раскладывают перед собой. До-мовенок проверяет правильность выполнения задания (Солнце, тепло; вода; земля; воздух; забота человека).
Логопед: Правильно, ребята! Без тепла, света и влаги растения не растут и не цветут, они погибнут. Всем растениям нужен воздух и обязательно нужна забота, нежность и любовь детей и взрослых.
9 Трудовые действия по уходу за растением
Кузя: Ребята, необходимо срочно позаботиться о нашем растении.
Логопед: Как же нужно ухаживать за растениями, ребята? Давайте научим домовёнка Кузю. (Модель-схема “Как ухаживать за комнатными растениями”)
Дети выполняют трудовые действия по уходу за растением, опираясь на схему модель:
-убрать сухие листья
- полить растение
- помыть листья (опрыскать, протереть, почистить щеткой)
- порыхлить почву
10. Д/и «Назови ласково»
Логопед: А теперь давайте подарим нашему цветочку и всем растениям до-брые, ласковые слова. Я буду называть слово, а вы скажите его ласково.
Д/и «Назови ласково»
• цветок – цветочек
• стебель – стебелечек, стебелек
• лист – листочек, листик
• корень – корешочек, корешок.
Логопед: Молодцы, порадовали наши растения ласковыми словами, спасибо, вам!
11 Итог занятия:
Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие комнатные растения есть у нас в группе? Из каких частей состоит растение? Как за ними ухаживать?
Логопед: Ребята, но вот мы и разгадали все секреты, которые хранились в этой необычной коробке. Заглянем сюда последний раз.
Сюрпризный момент: Логопед достает из коробки стаканчик с отростком хлорофитума (или др. комнатного растения, дает детям посмотреть. Дети угадывают, от какого растения отросток в стаканчике.
Логопед: Давайте подарим отросток Кузе. Пусть он посадит его в своей из-бушке, ухаживает за ним. А когда придет к нам в следующий раз, расскажет, как поживает цветочек. Согласны?
Домовенок благодарит детей за их знания о комнатных растениях и уходе за ними, за подарок. Кузя дарит цветную схему для составления рассказов о комнатных растениях и прощается с детьми.
Логопед: Наше занятие окончено. Спасибо вам, ребята, за участие в жизни растений.