Папки-передвижки

Интегрированная НОД по познавательному развитию в старшей группе «Дикие животные родного края»

Ирина Григорьева
Интегрированная НОД по познавательному развитию в старшей группе «Дикие животные родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированная НОД по познавательному развитию в старшей группе

компенсирующей направленности (региональный компонент, экология)

Тема: «Дикие животные родного края».

Беседа: «Зимовье зверей».

Приоритетная образовательная область развития: познавательное развитие.

Образовательные области развития в интеграции: речевое развитие, социально – коммуникативное развитие,

художественно – эстетическое развитие,

физическое развитие.

Публикация «Интегрированная НОД по познавательному развитию в старшей группе „Дикие животные родного края“» размещена в разделах

Цель: формирование представлений о жизни диких животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Задачи:

Коррекционно - образавательные: (речевое развитие, познавательное развитие)

закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

учить понимать причины изменения в жизни животных;

развивать доказательную речь;

совершенствовать грамматический строй речи;

уточнить, расширить, активизировать словарь по теме: «Дикие животные»;

развивать интерес к жизни диких животных родного края;

совершенствовать навыки конструирования из плоскостных геометрических форм.

Коррекционно - развивающие: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие)

развивать связную и диалогическую речь, общие речевые навыки,

развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие,

развивать тонкую и общую моторики;

развивать координацию речи с движением, творческое воображение;

вызвать интерес к созданию белой книги природы – «Лесной азбуки».

Воспитательные: (познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие)

воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, любовь к животным, родной природе, стремление помочь им в трудных условиях.

Предпосылки УУД: умение строить понятные высказывания; умение действовать совместно со сверстниками; умение слушать и выполнять по заданному образцу.

Предварительная работа:

рассматривание предметных картинок с изображением диких животных и птиц;

рассматривание Красной книги Хабаровского края;

рассматривание карты заповедников Хабаровского края;

наблюдение за изменениями в природе осенью, зимой;

наблюдение за птицами во время прогулок, экскурсий;

знакомство с пословицами и поговорками, народными приметами о животных и птицах;

чтение стихотворений русских поэтов о животных и птицах и выборочное заучивание (по желанию и выбору детей);

отгадывание загадок;

словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т. д.);

разучивание словесной игры: «Эхо»;

разучивание подвижной игры: «Зайцы и волк»;

повторение пальчиковой гимнастики: «Есть у каждого свой дом»;

чтение рассказа В. Бианки «Птичий год - осень»;

чтение сказки В. Зотов «Лесная мозаика».

Индивидуальная работа:

развивать у Любы Г. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;

Методы:

наглядные (иллюстрации);

словесные (художественное слово, вопросы);

практические (игры: словесная, подвижная);

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Материал:

динамические модели с изображением диких животных и птиц;

контейнер с горохом и фасолью;

плоскостные изображения или объёмные фигурки диких животных;

следы диких животных;

картинки диких животных.

Оборудование: магнитная доска; плоскостные изображения диких животных, альбом демонстрационных картин.

Литература: Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? – М. : Гном и Д, 2001. Баттерфилд М. : Фламинго, 1998. Герасимов В. П. Животный мир нашей родины. – М. : Просвещение, 1977. Шлотгауэр С. Д. Времена года. Хрестоматия дальневосточной природы. Хабаровск: Приамурские ведомости. Головкин Б. Н., Минин А. А. Чудеса живой природы. Атлас. М. : Росмэн 2001

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. (Развитие общих речевых навыков, слухового внимания. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой моторики, тактильной чувствительности).

В: Входите, ребята, и поприветствуйте гостей.

Приветствие - дети обращаются к гостям:

Скажем «здравствуйте» руками! Скажем «здравствуйте» глазами!

Скажем «здравствуйте» мы ртом, Станет радостно кругом!

Воспитатель. Присядьте на корточки рядом с контейнером, спокойно не толкаясь девочки, опустите в него руки и найдите по одному предмету, теперь мальчики. (На полу стоит контейнер с горохом и фасолью. В контейнере спрятаны плоскостные изображения или объёмные фигурки диких животных).

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Что вы нашли?

Дети. Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка, тигра, оленя, лося. (Положите их на поднос).

Воспитатель. Кто это такие?

Дети. Это дикие животные.

Воспитатель. Почему их так называют?

Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жильё и добывают пищу.

Воспитатель. Сегодня мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой в лесах Хабаровского края.

Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина.

Послушайте как о зиме писал великий русский поэт А. С. Пушкин.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима! Пришла, рассыпалась; клоками,

Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов, Брега с недвижною рекою,

Сровняла пухлой пеленою, Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки - зимы.

- Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки – зимы? Хорошо им зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады?

Мы с вами были в гостях у осеннего леса, задавали вопросы эху лесному, давайте это вспомним? Вставайте в круг.

Игра: «Эхо.» (Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи.)

Дети становятся в круг.

Растёт на берегу реки Чистоводная лес, густой, как стена.

Крикнешь - лес ответит. Спросишь один раз – лес три раза ответит. Это лесное эхо отвечает.

- Эхо лесное, спросить могу? - Ау, ау, ау!

- Куда это листья лесные пропали? - Опали, опали, опали.

- Травы лесные, где вы, не вижу? - Ниже, ниже, ниже.

- Цветы луговые, а вы где цветёте? - Что ты, что ты, что ты.

- Птички певички, давно ли вы пели? - Они улетели, они улетели.

- Лягушки и жабы куда подевались? - А мы закопались, копались, копались.

- Белки и зайцы, про вас мы не знаем? - Мы шубки сменили, мы шубки сменили.

- Так что же случилось в лесу? – мы спросим. - Ушла от нас осень, осень, осень.

По Н. Сладкову. Дети садятся на стулья.

-Интересно, что же изменилось в лесу, когда наступила зима? (Выпадает снег, бывают вьюги, метели, снегопады, морозы, лёд на реках, день становится короче, а ночь длиннее). Вот так об этом пишет русский писатель Г. Скребитский в рассказе «Четыре художника».

Чтение «Четыре художника» (отрывок Г. Скребитский)

Ходит зима по лесу в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину дорисовывает. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. И на рябину; что возле самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось.

- Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка – зима. Кажется, никто не живёт в лесу. Тишина.

Воспитатель открывает динамическую модель (илл. 1, на которой нарисована берлога покрытая снегом, на снегу следы.

- Ребята, если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть что (Следы зверей.)

Правильно - расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит их кто – то оставил. Кто умеет читать лесную азбуку, разбираться в следах, сразу определит, какие дикие животные живут в лесах Хабаровского края, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился.

- Ребята, мы с вами по следам тоже узнаем, какие животные и птицы зимуют в лесу и как им живётся. Пройдите к любому след спокойно. Догадайтесь чей это след и назовите его.

- Воспитатель предлагает детям пройти к следам (на линолеум приклеены следы зайца, лисы, кабана, волка, лося, оленя, тигра) и догадаться, чей это след, а потом открыть квадратик рядом и проверить правильно ли вы догадались, чей это след.

- Чей это след?

Игра: «Вокруг себя ты повернись в лесного зверя превратись и по поляночке пройдись». Дети имитируют движения животных. Вокруг себя ты повернись в человека превратись и на след вернись.

- Из всех зверей зайцев в лесу труднее всего отыскать, почему? (они в белой пушистой шубке, как маленькие сугробики, найти их можно только по следам.

Послушайте рассказ Л. Толстого «Зайцы».

Зимой зайцы лесные кормятся по ночам корой деревьев… За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. До зайцев охотники и люди, и собаки, и волки и лисы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его… Проскачет вперёд, испугается чего – нибудь и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что – нибудь – опять заяц повернёт назад и опять поскачет в сторону… Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и недумал хитрить. Он только всего боится.

- Ребята, давайте попробуем побегать и попрыгать так же, как зайцы, и запутать свой след, чтобы никто нас не нашёл. А волк у нас будет? (Одеть шапочку).

Подвижная игра: «Зайцы и волк».

Ведущий. Зайцы серые играют. Дети. Скок да скок! Скок да скок!

Ведущий. В лесу кустики считают. Дети. Скок да скок! Скок да скок!

Ведущий. Ой, красивая лужайка! Дети. За ней лес, лес.

Ведущий. Опасайтесь только, зайки, не то волк вас съест!

Наигрались, зайки, спите, только лес не уснёт.

Зайцы белые, бегите! Дети. Волк идёт, волк идёт.

(Зайцы разбегаются). Дети садятся на стульчики.

- Так что спасает зайца от врагов?

Рассматривание демонстрационных картин и динамических моделей. (Создание эмоционального фона для восприятия картины. Развитие диалогической речи.)

Воспитатель. - Ребята, посмотрите, а что это за странный сугроб в лесу?

- Из - под сугроба идёт какой – то пар. Кто догадался, что это за сугроб?

- Правильно, это берлога медведя. А почему идёт пар? А пар идёт потому, что медведь ведь дышит, и тёплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу.

Сейчас, ребята, с помощью этой волшебной картины (воспитатель открывает клапан динамической модели – илл. 2, тихонечко, чтобы не разбудить Михайло Ивановича посмотрим берлогу.

Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснётся, с боку на бок не перевернётся. Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А что же он ничего зимой не ест? (Ничего не ест, потому что осенью накопил много жира).

- А кто ещё прячется в зимнем лесу? (Воспитатель выставляет вторую динамическую модель – илл. 3.)

- Как вы думаете, ребята, есть ли на этой картине кто - нибудь живой? Что на может об этом подсказать? (Следы на снегу).

Дети высказывают своё предположение.

- Дети, как вы думаете, кто живёт в дупле этого дерева? (Открывает клапан динамической модели.) Дети рассматривают спрятавшуюся там белку.

Воспитатель. Почему белка спряталась в дупле (Это её дом, в нём тепло, он не продувается ветром, она в дупле зимует).

- Что спасает белку от врагов? (Цвет шерсти – она серая и кора деревьев серая, то, что она быстро скачет с ветки на ветку.)

- Что делает для себя белка осенью? (Делает запасы, кладовые.)

- Что в них? (Орехи, сушёные грибы, жёлуди, ягоды.)

Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».

Беличья память.

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох, достала там с осени припрятанные там два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку. Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она учуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними…. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке.

- Скажите, а белка спит зимой?

- Прыгает с ветки на ветку в зимний солнечный денёк белка. Но как наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, может ли на этой картине ещё кто – нибудь ещё прятаться? Как мы можем это узнать? (По следам.) (Открывается клапан динамической модели.)

- Чем питаются мышки зимой? Дети рассматривают изображение и объясняют, чем питаются мышки зимой. А мышки спят зимой?

- А может под этим пеньком тоже кто – то спрятаться? (Открывает последний клапан)

- Чем питается ёжик?

Дети объясняют, что пища ежика – это ящерицы, змеи, жуки.

- А зимой? Зимой насекомых нет, поэтому ёжик крепко спит.

- Так какие животные спят зимой под снегом в лесах Хабаровского края? (Ежи, медведи, барсуки, еноты и др.)

Давайте поиграем теперь.

Пальчиковая гимнастика: «Есть у каждого свой дом». (Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.)

У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих руках -

Есть нора – надёжный дом. по одному пальцу на каждое двустишие.

Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели.

Под пенёчком ёж колючий Спит на листьях в центре кучи.

Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом, Поочерёдно хлопают в ладоши

Всем тепло, уютно в нём. и ударяют друг о друга кулачками обеих рук.

- Ребята, давайте вспомним, чьи же следы мы можем увидеть на снегу? (Волка, лисы, кабана, лося, оленя.)

- Волк и лиса делают запасы на зиму? Лиса и волк запасов не делают, голодно им бывает порой, всю зиму по лесу рыщут в поисках пищи.

- Как охотятся волки?

- Как охотятся лисы? Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные, мышкует. Так мышами в основном и кормится всю зиму.

- А чем питаются олень и лось? Лось и олень раскапывают под снегом сухую траву, объедают кору и тонкие веточки с кустарников и деревьев.

- А эти следы не похожи на звериные, какие - то палочки, точечки. Чьи это следы? (Птичьи.) Назовите лесных птиц?

- Правильно, ребята! Большие следы – вороньи, а эти маленькие воробьиные. Почему птицам трудно живется зимой? (Холодно, морозно, снег засыпает семена трав.) Трудно зверям и птицам зимой в лесу.

- А как помогают им люди? (Подкармливают голодных зверей. Лосям и оленям, кабанам раскладывают сено, белкам жёлуди и шишки, птицам развешивают кормушки.) Так и доживут до весны «братья наши меньшие».

Работа в творческой мастерской. (Развитие зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики.)

- Ребята, предлагаю вам перейти в творческую мастерскую и сделать белую книгу родной природы «Лесную азбуку» - наклеить на середину белого листа звериный след. Дети наклеивают следы зверей на квадрат. Молодцы! У вас всё получилось! Лесная азбука готова. Когда листы высохнут, мы их скрепим и сделаем альбом.

Окончание НОД. О чём мы сейчас говорили? Какие игры и задания вам понравились? Что вам интересно было делать? Что нового вы узнали о диких животных Хабаровского края? По предложению воспитателя дети рассказывают о том, что они делали на занятии, какие игры и задания им понравились, что интересно им было делать, что нового узнали.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Дикие животные»Конспект НОД по познавательному развитию «Дикие животные» Конспект НОД "Дикие животные" Программные задачи: Познавательное развитие: - учить называть диких животных, видеть сходство и отличия,.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Дикие животные» Конспект НОД по речевому развитию. Возрастная котегория: 5-6 лет Тема:«Дикие животные» Образовательная область: речевое развитие. Цель:.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Дикие животные наших лесов»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Ц ль. Продолжать развивать у детей умение составлять описательный рассказ о диких животных, используя в речи образные сравнения, определения.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста «Дикие животные зимой» Тема: «Дикие животные зимой» Цель: Прививать детям любовь к диким животным, птицам; способствовать изучению их образа жизни, повадок; Задачи:.

Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группеКонспект открытой НОД по познавательному развитию «Птицы нашего края» в старшей группе Возрастная группа: старшая 5 - 6 лет. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально - коммуникативное.

Конспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группеКонспект занятия по кубановедению «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Дикие животные наших лесов.» Цель: Углублять знания детей о диких животных.

Лэпбук «Дикие животные Ставропольского края» для старшей группыЛэпбук «Дикие животные Ставропольского края» для старшей группы Сегодня я хочу поделиться с вами разработкой своего лэпбука, который сделан к одноимённому проекту "Дикие животные Ставропольского края".

Макет по познавательному развитию «Дикие животные зимой»Макет по познавательному развитию «Дикие животные зимой» Хочу представить вашему вниманию макет по познавательному развитию " Дикие животные зимой". После тематической недели " Дикие животные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированная НОД по познавательному развитию в старшей группе «Дикие животные родного края»
Опубликовано: 12 января 2022 в 07:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированная НОД по познавательному развитию в старшей группе «Дикие животные родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Григорьева (УИ 1692105) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД