Бондарева Вера Васильевна
Интегративное музыкальное занятие в старшей группе «Прогулка за весенними сюрпризами»
Интегративное музыкальное занятие
"Прогулка за весенними сюрпризами"
Доминирующая область: художественное творчество.
Интеграция областей: здоровье, безопасность, познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура.
Интегрированные задачи:
Обучающие:
Активизация работы по теме «Весна» через речевые и рече-двигательные игры и упражнения, рисование весеннего пейзажа. Обобщить представления детей о характерных признаках весны.
Публикация «Интегративное музыкальное занятие в старшей группе „Прогулка за весенними сюрпризами“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Формировать интонационную выразительность речи. Совершенствовать чёткость дикции.
Через игровую деятельность закреплять умение детей рисовать пейзаж, продолжать знакомить с пейзажами художников И. И. Левитана, Н. М. Ромадини. Видеть изменения в природе и передавать их в рисунке, соблюдать колорит характерный для ранней весны.
Развивающие:
Формировать связную речь через игры-диалоги, подвижные игры.
Развивать коммуникативные навыки, развивать плавность и выразительность речи, речевой слух и речевую память, воображение.
Развивать мелодико-интонационные характеристики голоса и умение координировать движение и речь, мелкую моторику.
Развивать эмоциональное восприятие произведений поэзии, живописи, музыки, передавая своё настроение в рисунке.
Развивать творчество дошкольников, в процессе создания образов, умение строить художественный замысел, используя восковые карандаши.
Воспитательные:
Воспитывать устойчивый интерес к окружающему миру. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе.
Вызвать эмоциональный отклик, чуткое и бережное отношение к природе. Воспитывать художественный вкус.
Предварительная работа:
наблюдение за приметами ранней весны в природе, рассматривание сюжетных картин «Весна», чтение стихов о весне, заучивание стихотворения «Уж тает снег…» А. Плещеева, загадывание загадок о весне.
Дидактические игры: «Назови признак», «Назови действие», «Наоборот», «Назови противоположности»
Просмотр весенних иллюстраций и картин художников пейзажистов, дидактическая игра «Составь пейзаж».
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Формы организации: беседа, рассказ, дидактические игры, физкультминутки, мнемотехника, практическая деятельность.
Материалы и оборудование: декорации леса; деревянные палочки (по числу детей); газовые платки (шарфики) с ароматом духов (по числу девочек); мольберт, репродукции картин И. И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода»; А. Саврасова «Грачи прилетели»; ватман; маркеры; фонограмма с записью птичьих голосов и стуком дятла, карточки – символы.
Ожидаемый результат: дети имеют представление о признаках весны, рассуждают, доказывают, пользуясь мнемотаблицами умеют заучивать стихотворения, умеют изображать картины весны пользуясь Восковыми карандашами, различают холодную и теплую цветовые гаммы. Свободно взаимодействуют с педагогом и со сверстниками во время игр и бесед, выражают положительные эмоции, с большим желанием выполняют поручения.
Ход мероприятия
Музыкальный руководитель встречает детей у входа в зал.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята. Сегодня к нам в детский сад пришло необычное письмо (показывает конверт, давайте его прочтем!
Дорогие ребята!
Приглашаю вас на прогулку в лес и прошу помочь мне разбудить природу. Буду очень рада, если вы откликнитесь, а кто я, угадайте…
Светает рано по утрам, проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад. Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели. Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает?
Ответы детей.
Ну что, ребята, примем приглашение? Тогда в путь!
А приведет нас в лес «Музыкальная дорожка».
Дружно за руки возьмемся, по дорожке мы пройдемся идут по залу змейкой
Все шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка. выполняют хороводный шаг
Ровно держим спинку, прямо как тростинку!
А сейчас мы поспешим, на носочках побежим. идут дробным шагом
А сейчас мы поспешим, на носочках побежим. легкий бег на носочках
А теперь легко, как мячик, мы поскоками поскачем выполняют поскоки
Вновь шагаем не спеша, ногу ставим мы с носка выполняют хороводный шаг
А теперь дружно стой, мы уже пришли с тобой! дети останавливаются, образуя круг.
Музыкальный руководитель:
Вот мы и в лесу! Давайте поприветствуем его.
Чтобы вежливыми быть, нужно здравствуй говорить,
Всем кого б ни встретил - это знают дети.
Скажешь здравствуй, и в ответ, прозвучит привет-привет!
Здравствуйте ладошки - хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте сапожки - топ, топ, топ.
Здравствуйте лягушки - ква, ква, ква.
Здравствуйте кукушки - ку-ку, ку-ку, ку-ку.
Здравствуй звонкий каблучок - цок, цок, цок.
И малышка светлячок - с-с-с-с-с-с.
Здравствуй сонная ворона - кар, кар, кар.
Поезд длинный у перрона - ту-ту!
Добрый день ручным часам - тик-так, тик-так, тик-так.
Громким детским голосам - АААААААААААА (кричим)
Здравствуй бурная река - бл-бл-бл (языком)
В синем небе облака -Аааа (высоко)
Здравствуй поросенок - хрю, хрю, хрю.
И маленький теленок – му-у-у-у-у-у-у.
Оглянитесь вокруг, какая красивая лесная полянка. Давайте присядем и отдохнем здесь (садятся на ковер). Ребята! Прислушайтесь! Вы слышите здесь в лесу какие-нибудь звуки? А помните, о чем нас просила весна? Давайте разбудим лес, наполним его звуками весенней природы!
Дети выполняют фонопедическое упражнение по методике Емельянова.
«Весенний лес». (воспитатель)
(музыка по выбору музыкального руководителя)
В наш лес пришла весна.
Пригрело яркое весеннее солнце.
Оно растопило снега, и по лесу побежал весенний ручеек (болтают язычком).
Он до верху наполнил большую канавку, перелился через край (делаю глиссандо язычком) и побежал дальше.
Из под коры вылезли жуки (жужжат Ж-Ж-Ж) и букашки (З-З-З).
Они расправили свои крылышки и полетели
(произносят крш-крш).
Вдруг под кучей старой листвы что-то зашуршало (шур – шур,
и вылез маленький ежик (сопят носиками).
А лес наполнился разными птичьими голосами (подражают птичьему пению).
Вот и ожил весенний лес! (дети поднимают руки вверх и поют в высоком регистре «а- а-а».
(Вдруг раздается стук дятла (фонограмма).
Музыкальный руководитель:
Ребята, а это что за странный стук? Вы догадались? Да это же дятел шлет своим перелетным друзьям весеннюю телеграмму, приглашает их поскорее вернуться в родные места. Давайте ему поможем (детям раздаются деревянные палочки для отбивания ритма)
Озвучивание стихотворения «Весенняя телеграмма»
Дятел сел на толстый сук
Тук да тук. (стучат палочками)
Всем друзьям своим на юг
Тук да тук (стучат палочками)
Телеграмму срочно шлет
Туки-туки-тук (стучат пальчиками)
Что весна уже идет
Туки-туки-тук (стучат палочками)
Что растаял снег вокруг
Туки-туки-тук (стучат палочками)
Что подснежники вокруг
Туки-туки-тук (стучат палочками)
Дятел зиму зимовал
Тук да тук. (стучат палочками)
В жарких странах не бывал
Тук да тук. (стучат палочками)
И понятно почему,
Скучно дятлу одному!
Туки-туки-тук (стучат палочками)
Услышали птицы нашу весеннюю телеграмму и вернулись в родной лес (звучит запись голосов птиц,
послушайте, как весело они распевают, радуются солнышку и родной сторонке.
Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка
Ласкаясь, к солнечным лучам,
Летают облака.
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист
Как прежде, под моей ногой,
И шумен и душист,
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Веселый жаворонок поет
Вздыхая о весне!
Давайте и мы подпоем птицам: жаворонкам, соловьям и споем песню о весне.
Песня «Пришла весна» слова Л. Некрасовой и музыка З. Левиной.
Кругом волшебные дорожки:
Манят нас они, зовут.
По одной там скачут ножки,
По другой - они бегут.
Музыкально- двигательное упражнение «На водопой»
Как-то днем, лесной тропой - Спокойная ходьба.
Звери шли на водопой.
За мамой Лосихой - топа лосенок. Топающий шаг.
За мамой лисицей – крался лисенок. Ходьба на носочках
За мамой ежихой - катился ежонок. Ходьба вприсяде.
За мамой медведицей шел медвежонок. Впервалку.
За мамою белкой – бежали бельчата. Легкий бег на носочках.
За мамой зайчихой – скакали зайчата. Прыжки.
Волчица вела за собою волчат. Высоко поднимая ноги.
Все мамы и дети напиться хотят. Встав на колени, «лакают»
Дыхательная гимнастика «Собачка»
Снова «лакают»
Муз. рук. Все звери проснулись, из норок вылезли, ведь весна наступила.
Музыкальный руководитель: Весна… Как прекрасна природа в это время года. Сколько радости прин
осит она людям и всему живому. Весне посвящали свои стихи поэты, о весне писали картины художники, весне посвящали свою музыку композиторы. Послушайте еще одно очень красивое стихотворение о весне (читает ребенок).
По влажному ковру.
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
А ну, вставай, медведь!
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Как красиво описал поэт весну в этом стихотворении, назвал красавицей. А ведь это действительно так. Ведь именно весной пробуждается и оживает вся природа. А сейчас мы послушаем пьесу П. И. Чайковского из цикла «Времена года» – «Апрель». «Подснежник». В ней картина весенней природы написана не словами, а звуками. Перед пьесой П. И. Чайковский в качестве эпитета вставил стихотворение А. Н. Майкова, послушайте его (читает музыкальный руководитель).
А теперь послушайте, как же рассказывает о весенней природе музыка.
Звучит запись пьесы «Апрель» П. И. Чайковского в исполнении симфонического оркестра).
Музыкальный руководитель: Какой была эта музыка?
Дети: Нежная, ласковая, плавная, трепетная, немного взволнованная.
Музыкальный руководитель: А, что, по вашему мнению, рисовала эта музыка? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Музыка рисует нам картину пробуждения природы, появления подснежников, робких и несмелых, дуновение ветерка. Переходы то в высокий, то в низкий регистр композитор использовал, чтобы изобразить изменчивость погоды весной. Не всегда бывает солнце, иногда ещё бывают и ненастные дни. А вы заметили, ребята, на какой танец похожа пьеса.
Дети: На вальс.
Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю послушать эту пьесу еще раз. Но, прежде чем начать слушать, прошу вас разделиться на две группы (делятся мальчики и девочки). Мы будем не просто слушать музыку, но и выполнять задания.
Мальчики – нарисует картину весны, которую услышит в музыке П. И. Чайковского.
Девочки– наполнит наш лес ароматами весенних цветов, при помощи танцевальных движений и вот этих легких шарфиков и платочков (платочки пропитаны запахом духов). И так, фантазируем, слушаем, творим.
(музыка звучит повторно)
Музыкальный руководител
ь: Что же у нас получилось? Каким стал воздух в нашем лесу!Чувствуете аромат? Посмотрите, а какая же замечательная картина у нас получилась.
(рассматривают)
Музыкальный руководитель: А теперь посмотрим, как изобразили весну на своих картинах знаменитые художники И. Левитан и А. Саврасов. (рассматривают)
Какие краски использовали художники? (голубые, серые, белые, черные, желтые).
Какое настроение передали художники на своих картинах? (веселое, радостное и задумчиво-спокойное).
Какая картина, по вашему мнению, больше подойдет по настроению к нашей музыке? (ответы детей)
Сегодня мы увидели весну по-разному: глазами художника, глазами композитора, глазами поэта и каждая весна была по-своему красива…
А по каким приметам мы узнаем о наступлении весны? (ответы детей)
А сейчас нам девочки исполнят красивую песню про весну, давайте сядем и послушаем о том, как зима рисовала весну.
Песня «Нарисую весну» слова и музыка Л. Осокиной. (фонограмма)
Музыкальный руководитель: Ребята, мы уже давно гуляем в лесу, а не завести ли нам на полянке хоровод.
Песня-хоровод «Травушка - муравушка» слова и музыка З. Роот
(с движениями по кругу)
(после хоровода хором произносят закличку)
Приходи Весна,
Приходи красна,
Подай солнышка –
Колоколнышка!
Приноси урожай
В наш родимый край!
Музыкальный руководитель:
А быть может нам еще и поиграть. Вы любите играть? Так вставай скорее в круг. Слева друг и справа друг!
«На лужайке».
На лужайке поутру
Мы затеяли игру. дети встают в круг, берутся за руки
Я - подснежник, ты - вьюнок,
Становитесь в наш венок. показывают «я» - «ты», разводят руки в стороны и берутся за руки
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире. делают 4 шага назад
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки. бегут по кругу
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим раздвигают круг
Становитесь в круг опять-
Будем в солнышко играть. смыкают круг
Мы – весёлые лучи, тянутся на носочках, руки вверх
Мы – резвы и горячи. прыгают на носочках
Музыкальный руководитель: Ребята, красиво и весело в лесу, интересно, но нам пора в обратный путь. Мы справились с заданием весны? Весенний лес за все благодарим и песню, подарить хотим!
Песня «Пришла весна» Слова и музыка З. Роот (фонограмма)
Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в весенний лес. Вам понравилось путешествовать? Давайте помашем на прощанье и отправимся в обратный путь, в наш любимый детский сад. А приведет нас туда наша музыкальная дорожка. (дети под музыку змейкой выходят из зала)