Татьяна Зозулевская
Интеграционные подходы к преподаванию предмета «Музыка» в общеобразовательной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель музыкального воспитания и обучения в общеобразовательной школе – сформировать музыкальную культуру учащихся как важную и неотъемлемую часть всей духовной культуры.
Этой цели можно достигнуть, формируя учащимся:
– положительное эмоциональное отношение к музыке на основе её восприятия;
– осознанное отношение к музыке;
– деятельностно-практическое отношение к музыке в процессе её исполнения.
Публикация «Интеграционные подходы к преподаванию предмета „Музыка“ в общеобразовательной школе» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Музыка. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Все три задачи должны решаться в единстве и взаимосвязи. Реализуя поставленные задачи музыкального воспитания на уроке музыки, я в первую очередь прививают школьникам любовь к музыкальному искусству. Необходимо с первых уроков увлечь школьников музыкой.
Для этого я тщательно продумываю каждый урок. Следует также помнить, что на уроке школьники занимаются не просто изучением предмета музыки, а приближаются к музыкальной культуре, овладевают элементами музыкального искусства, при помощи музыки учатся более глубоко воспринимать и чувствовать окружающий мир.
Я считаю, что важным компонентом музыкального восприятия является формирование эмоционального осознанного восприятия музыки, лежащего в составе любого вида музыкальной деятельности.
При этом следует учитывать, что восприятия требует слухового внимания подготовки, умения различать специфические связи звуков:
интонационные, мелодические, ритмический, ладово-гармонические, тембровые.
От характерных словесных характеристик воспринимаемой, разучиваемой музыки учащиеся постепенно должны переходить к более развёрнутым суждениям о ней на основе целостного анализа музыкального произведения.
Я в своей работе постоянно использую таблицу «Средства музыкальной выразительности» приучая школьников работать с ней при анализе музыкального произведения. При этом я всегда помню о том, что моя главная задача состоит не только в том, чтобы научить детей внимательно слушать музыку, петь в хоре, разучивать песни, но и эмоционально воспринимать и ощущать потребность в систематическом общении с ней.
Структура урока музыки может быть различной. Она определяется целями и задачами урока, возрастными особенностями детей. Деление на виды деятельности, соответствующие разделам программы, может существовать только в рабочих планах учителя, но, ни в коем случае не в сознании учеников. Я добиваюсь того, чтобы для них урок был целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство.
Таким образом, передо мной стоит не простая задача: объединить все элементы, из которых складывается урок.
Здесь приходит на помощь метод художественно-педагогической драматургии. Этот метод помогает мне осуществить построение урока и решить проблему, над которой я работаю. Он заключается в том, чтобы построение урока выглядело как единый спектакль. Содержание урока связывается с нравственной задачей - эпиграфом, который я ставлю перед учащимися. Во время урока ребята убеждаются в его правоте, учатся добру, толерантности, взаимовыручке, любви и уважению друг к другу.
Считаю важным моментом урока рассуждение ребят, их выводы, использование синкан, нахождение истины.
Метод художественно-педагогической драматургии предполагает красивое разнообразное оформление урока. Это произведения изобразительного искусства, раздаточный материал, сюрпризный момент, иллюстрации, плакаты, портреты композиторов, рисунки ребят, поделки из пластилина и многое другое. И конечно, красивая музыка! Все это делают урок интересным и запоминающимся. Для меня важно строить урок по закону драматического развития.
Экспозиция – начало урока, постановка задачи.
Разработка – раздел основное изучение нового материала.
Реприза – повторение учебного материала.
Кульминация - наивысшая точка урока, в этот момент я возвращаюсь к главной мысли урока, в ней утверждается тема урока.
Разбирается эпиграф, и подводится итог урока и рефлексия.
Эта методика предлагает необычную на первый взгляд форму домашнего задания: слушать музыку, размышлять о ней, рассказать в классе о любимых музыкальных произведениях. Такие задания расширяют впечатления ребят об окружающей действительности. Большое воспитательное значение имеет хорошая оценка знаний учащихся. Музыкальному развитию способствует хорошо организованная внеклассная работа, во время проведения сборов, вечеров, праздничных выступлений, смотров-конкурсов, посещение концертов, спектаклей участия в музыкальных викторина, продолжается эстетическое воспитание учащихся.
Программа - компас, так говорил Дмитрий Борисович Кабалевский. И действительно, в ней есть вечная музыка – неумирающие, профессиональные классические народные произведения и вечные проблемы – что есть Жизнь, Добро, Любовь, Честь, Труд, Творчество, … Но место искусству и жизненным проблемам есть ведь не только на уроке музыки. Каждый педагог в своей работе опирается на то, что наиболее соответствует его склонностям, музыкальным пристрастиям, профессиональному мастерству. При этом удается ли ему больше вокально-хоровая работа, или он находит пути к душам ребят как талантливый музыкант-исполнитель, идёт ли он к детям через яркое, художественное слово о музыке или мастерски организует инструментальное музицирование детского коллектива, на уроке или вне его проводит он свою работу – важно то, что она направлена на воспитание душ, развитие духовной культуры учащихся. И успеха добивается тот учитель, который постоянно совершенствуется, ищет оптимальные пути проникновения «большой» музыки в жизнь детей, пути усиления её воздействия на них.