Александра Володева
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в общеобразовательной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) координирует коррекционно-педагогическую работу с детьми с нарушением зрения. Цель такой работы : формирование социально-адаптивных форм общения и поведения, их интеграция в открытое общество. В начале года тифлопедагог проводит тифлопедагогическое обследование детей (изучает медицинские и офтальмологические карты, наблюдает за детьми, исследует зрительное восприятие). По результатам обследования строится индивидуальный план работы с ребенком (индивидуальный маршрут). Проводятся коррекционные занятия. В течение года тифлопедагог участвует в методической работе ОУ, взаимодействует с родителями.
Публикация «Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в общеобразовательной школе» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Основная цель коррекционной работы в общеобразовательной школе : подготовить к восприятию того материала, который дают на уроках. Коррекционная работа со слабовидящим ребенком направлена на стимуляцию сенсорно-перцептивной деятельности (развитие всех форм восприятия, развитие моторики руки и способов обследования и изготовления реальных предметов, их изображения и моделей; развитие социально-бытовых навыков; развитие мимики и пантомимики; активизацию социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы; развитие познавательной активности и познавательных интересов; формирование эмоционально-волевой сферы и положительных качеств личности [2, с. 6]. В ходе коррекционной работы обязательно нужно воспитывать стремление иметь хорошую осанку, гармоничное телосложение, формировать умение правильно и красиво ходить, развивать такие качества, как аккуратность, подтянутость, воспитывать эстетические чувства и взгляды на отношения между людьми, содействовать пониманию красоты дружбы, товарищества и взаимопомощи [1, с. 52]
Направления коррекционно-развивающих занятий
1. Охрана и развитие остаточного зрения и развитие зрительного восприятия (формирование умение пользоваться нарушенным зрением; расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности с помощью всех сохранных анализаторов, обучение использованию получаемой полисенсорнной информации во всех видах деятельности).
2. Развитие осязания и мелкой моторики (формирование умений и навыков осязательного мира, обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов).
3. Социально-бытовая ориентировка (направлены на решение проблем социализации детей, формирование навыков социально-адаптивного поведения).
4. Ориентировка в пространстве (учить выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением все сенсорной сферы (слуха, обоняния и т. д.)
5. Развитие мимики и пантомимики (компенсация тяжелых зрительных нарушение и сопутствующих дефектов развития - нарушения опорно-двигательног аппарата и нарушения развития эмоционально-волевой сферы на фоне раннего органического поражения ЦНС).
6. Лечебная физкультура (лечение заболеваний, профилактика их осложнений, предупреждение обострений. Имеет большое значение для работы всех органов грудной и брюшной полости, для исправления неправильной осанки, плоской запавшей грудной клетки, для улучшения вентиляции легких и усиления притока кислорода к крови).
7. Ритмика (преодоление трудности зрительно-пространственной ориентировки, раскоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамия. Знакомство с характером музыки, соотнесение движений с темпом, ритмом и плавностью музыки. Способствует снятию двигательной скованности) [3, с. 31-37]
Схема занятия:
1. Закрепление предыдущего материала;
2. Преподнесение нового материала;
3. Физкультминутка
4. Закрепление нового материала;
5. Заключительная часть.
Кадровое обеспечение: учитель, врач-офтальмолог, тифлопедагог, учитель-логопед, тьютор, координатор по инклюзии, социальные педагоги.
Психолого-педагогическое сопровождение:
1. Рекомендации ПМПК (внутри школы ПМПк)
2. Разработка ИОП (построение образовательного процесса в соответствии с его реальными возможностями, особенностями и образовательными потребностями)
Документация тифлопедагога:
- Перспективный план;
- Расписание занятий;
- График работы;
- Рабочая программа;
- Журнал учета посещаемости детей;
- Журнал учета консультаций с родителями;
-Комплексно-тематическое планирование по всем направлениям коррекционной работы;
- Заключение ПМПК на каждого ребенка;
- ИОП на каждого ребенка;
Список литературы:
1. Научно-методический журнал Дефектология, М. : Академия педагогических наук СССР. Педагогика, 1989. – 96 с.
2. Научно-теоретический журнал Дефектология, М. : Школа-Пресс, 1996. – 96 с.
3. Создание специальных условий для детей с нарушением зрения в общеобразовательных учреждениях : Методический сборник / Отв. ред. С. В. Алехина // Под ред. Е. В. Самсоновой. – М. : МГППУ, 2012. – 56 с.