Александра Володева
Примерная индивидуальная образовательная программа ребенка с нарушением зрения, обучающегося в общеобразовательной школе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Общие сведения
Ф. И. О. ребенка : ___ Возраст: ___ лет
Школа : ___ Класс: 5
Ф. И. О. родителей: ___ ___
Ф. И. О. основного педагога (учителя) : Т. Е. К.
Ф. И. О. специалистов сопровождения:
Учитель-дефектолог В. А. А.
Педагог-психолог Е. И. А.
Инструктор ЛФК В. А. А.
Заключение и рекомендации ОПМПК
Публикация «Примерная индивидуальная образовательная программа ребенка с нарушением зрения, обучающегося в общеобразовательной школе» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Уровень развития познавательной сферы на средней границе возрастной нормы. Дефицит внимания, гиперактивность. Замедленный темп учебной деятельности у ребенка с нарушением зрения.
Рекомендовано обучение по программе общеобразовательной школы в рамках инклюзивного образования. Разработка индивидуального образовательного маршрута.
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (учебный год) Освоение образовательной программы за пятый класс средней ступени общеобразовательной школы на доступном ребенку уровне.
Общие задачи на период реализации ИОП (полугодие, четверть, триместр и т. п.)
- Развитие школьной мотивации и умения удерживаться в рамках школьных правил
- Формирование пространственных представлений
- Развитие произвольного компонента деятельности
-Занятия по СБО, Брайлю, развитию мимики и пантомимики, охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия, развитию осязания и мелкой моторики, ЛФК.
Режим пребывания ребенка в ОУ
5 дней, 6 уроков в день, с 9: 00 до 14:00
Индивидуальные занятия со специалистами во внеучебные часы:
1 час с педагогом-психологом, 1 час - учитель дефектолог.
Итого учебных часов в неделю – 29 ч., что соответствует нормам САНПИН
2. Создание "безбарьерной" среды.
Потребности ребенка Компенсация способностей: контролировать свое поведение к трудовой деятельности, к освоению образовательной программы
Направления деятельности Задачи на период (возможные)
Построение комфортной среды:
- изменение в помещениях (классная комната, рекреация и т. д.)
-материалы для нормализации тонуса
-визуальная поддержка - создание сенсорно-обогащенной среды
При наблюдаемой утомляемости к концу урока возможно посещение сенсомоторной комнаты
- расписание, режим дня, алгоритмы деятельности в картинках, речевые памятки крупными буквами (белый фон, черный шрифт)
Обеспечение специализированным учебным оборудованием -зрительные ориентиры на оборудовании в спортивном зале;
- учебные парты, регулируемые по росту ребенка и по наклону столешницы;
- указки с ярким наконечником;
- различные увеличительные приборы (лупы настольные и для мобильного использования);
- дополнительное освещение на рабочем месте (парта) и дополнительное освещение доски;
- кабинет учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Обеспечение помещений школы специализированным оборудованием и приспособлениями - приспособления для ориентации слабовидящего ребенка – метки-маркеры, тактильные дощечки, дорожка с шероховатой поверхностью на полу;
-наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены;
- зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером 10 см);
-зрительные ориентиры на стенах и дверях;
-звуковые ориентиры по сопровождению слабовидящего в здании (в начале и в конце коридора, обозначение этажа).
Учебные пособия, дидактические материалы -тетради в крупную клетку и линейку
-памятка с тезисами к каждому уроку (сигнальные существенные признаки)
-интерактивная доска (по мере необходимости на уроках, не дольше 30 минут);
- пособия с небольшим количеством элементов.
3. Психолого-педагогическое сопровождение
Основное направление деятельности Конкретные задачи на период Режим и формы работы Показатели достижений ребенка Необходимый специалист Формы оценки результатов работы (динамика развития ребенка, самоанализ деятельности специалиста)
Развитие зрительной ориентировки в пространстве 1. Различение лево-право; верх-вниз; над-под-за-перед-на 1 раз в неделю индивидуально после уроков
Развивающие игры, работа с картинками и телом Правильная ориентировка на листе бумаги, правильное расположение предметов в пространстве Педагог-психолог Включенное наблюдение в ходе занятий. Беседа с другими специалистами. Проверочные задания в виде игры (расположение фигурок в пространстве, игра в прятки)
Развитие познавательных процессов 1. Развитие концентрации внимания, памяти 2 раза в неделю Умение удерживать внимание в продолжение 15 минут; запоминание 7 слов из 10 Учитель-дефектолог Наблюдение за ходом занятия; срезовая диагностика ("10 отличий", "Лабиринт").
Освоение правил поведения в школе Разработка памяток по поведению в школе, развитие умения у ребенка пользоваться памятками Сопровождение на уроках Придерживаться правил поведения в школе, действует в соответствии с требованиями учителя наравне с одноклассниками Учитель-дефектолог Наблюдение на уроках.
Беседа с учителем и другими специалистами.
4. Освоение образовательной программы :
не нуждается в изменении программы
5. Формирование социальной компетентности
Направление деятельности Конкретные задачи на период Ответственные Формы деятельности Показатели достижений Формы оценки достижений
Формирование адекватного поведения и учебной ситуации (на уроке) самостоятельно готовится к уроку; выполняет задания учителя на уроке; записывает домашние задания Все специалисты Отработка навыка ориентирования по карточкам с алгоритмом деятельности на уроке; анализ ребенком собственной деятельности на уроке Готовность к уроку
Выполненные письменные задания на уроке
Все домашние задания записаны в дневник Наблюдение в процессе урока и на перемене, анализ общего для специалистов дневника наблюдений
Формирование социально-приемлемого поведения в группе сверстников Все специалисты
Формирование самостоятельности Все специалисты Индивидуальные занятия со специалистами (психолог, дефектолог) и занятия в классе (учитель, тьютор)
Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность на уроке -сверять свое поведение в учебном процессе с памятками; уметь изменить свое поведение, если оно не соответствует ситуации; уметь обратиться за помощью в ситуации затруднения Все специалисты Индивидуальные занятия со специалистами (психолог, дефектолог) и занятия в классе (учитель, тьютор) Освоение работы с памятками; соответствие поведения учебной ситуации; обращается за помощью к учителю, тьютору Наблюдение в процессе урока; анализ общего для специалистов дневника наблюдений; изучение продуктов учебной деятельности; беседа с родителями
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
№ Вторник Четверг Пятница
1 Социально-бытовая ориентировка Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия ЛФК
2 Письмо по Брайлю Развитие осязания и мелкой моторики Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия
3 Развитие мимики и пантомимики Письмо по Брайлю Социально-бытовая ориентировка