Лариса Моисеева
Интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Художественное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей «Физическая культура» и «Художественное творчество»
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для дошкольников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья дошкольников остаётся ценность здоровья как основного показателя благополучия человека, что обуславливает обязательное включение образовательных областей «Физическая культура» в состав примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Публикация «Интеграция образовательных областей „Физическая культура“ и „Художественное творчество“» размещена в разделах
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
- развитие физических качеств (гибкости, выносливости и координа-ции) ;
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, ап-пликация) ;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Согласно принципу интеграции, развитие детей осуществляется не только в процессе специфических игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности.
Педагогу следует организовать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалось оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности. Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
Интеграция образовательных областей
«Художественное творчество» и «Физическая культура»
На базе ГБОУ ООШ № 19 с/п «Детский сад «Аист»
г. Новокуйбышевск
На базе ГБОУ ООШ № 19 с/п «Детский сад «Аист» города Новокуй-бышевск активно применяется интеграция образовательных областей «Ху-дожественное творчество» и «Физическая культура» в дополнительном образовании на занятиях художественного кружка «Волшебные ручки».
Умение рисовать приносит огромную радость любому ребенку, это помогает ему в общем творческом развитии, а также принесет огромную пользу во взрослой жизни.
Рисование так же развивает мышление ребенка, ведь в работу включаются зрительные, двигательные, мускульный-осязаемые анализаторы. Во время рисования у ребенка синхронизируется умственная и физическая активность. Ему для создания красочного рисунка нужно будет потрудиться, приложить необходимые усилия, при этом, овладевать определенные умения и навыки.
• Задачами нашего творческого кружка дать не только знания об осно-вах и приемах рисования, лепки и аппликации, но и научить правильно, выполнять те или иные приемы задействую разные группы мышц. В этом нам помогают своего рода физические разминки перед непосредственной творческой деятельностью. Одной из таких разминок считается упражнение «Каляка». У него есть сразу две цели:
Во-первых, это приучать ребенка рисовать не мышцами кистей, а локтевым суставом и предплечьем. В чем суть: для того что бы нарисовать плавную и длинную линию лучше всего использовать плечевой сустав, а если его мышцы плохо развиты, то и линии получаются кривыми.
Во-вторых, помогает преодолеть психологический барьер, такой как боязнь чистого листа. Многие дети, смотря на чистый лист, не знают с чего же им начать. Это упражнение в течении минуты, поможет свыкнуться с мыслью, что ребенок уже начал рисовать и сейчас продолжаешь, а не начинаешь заново.
Само упражнение предельно просто, на чистом листе бумаги, круговым движением не отрывая руки, ребенок начинает рисовать «Каляки».
• Так же важно не потерять интерес ребенка к творческой деятельности во время процесса. В этом нам помогает кардинальная смена деятельности. Если мы с вами долго занимаемся монотонным действием, а художественная деятельность относится к таким, для поддержания внимания нам необходимо встряхнуться и здесь нам поможет физическая активность. Мы используем упражнения на внимательность и быстроту реакции с музыкальным сопровождением. Эти упражнения действуют сразу в нескольких направлениях:
• смена деятельности;
• физическая активность;
• игровой процесс;
Игра «Соку, бачи, вира» (соку - удар кулачком о кулачек, бачи - хлопок в ладоши, вира - поворот или хлопок по плечам)
• Нельзя упускать важность гимнастических упражнений во время сидячей деятельности. Гимнастические упражнения помогают поддерживать мышцы в тонусе, снижает утомляемость, улучшает кровообращение, регулирует процессы возбуждения. В практике мы используем не только стандартные физические упражнения, но упражнения, выполняемые в сидячем положении. Комплекс состоит из 10 упражнений. Каждое упражнение направлено на стимуляцию отдельной группы мышц: шея, руки, спина, ноги.
• Двигательная активность рук одна из основных в художественном творчестве. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Существует большое разнообразие комплексов упражнений для рук и пальцев, но наибольшую эффективность в практике показали упражнения с вспомогательными предметами. Такими предметами могут стать карандаши с гранями, которые при кручении в ладонях хорошо стимулируют кровоток, мячи с резиновыми шипами и мячи антистресс.
• Во время художественной деятельности нашим главным органом восприятия служат глаза. Глазами мы видим форму, цвет, положение предметов, оцениваем масштабы и дальность нахождения объекта. Глаза, как и любой орган человеческого тела нуждается в тренировке, в этом нам помогает гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям. Такие гимнастические паузы помогают в профилактике нарушений зрения, предупреждение утомления, укрепление глазных мышц, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
В практике хорошо зарекомендовало себя упражнение «Повтори глазами» : Его выполнение предельно просто, необходимо повторить глазами увиденные картинки.
Это упражнение можно выполнять как перед творческой деятельно-стью, так и вовремя для стимулирования внимания.
После занятий следует выполнять небольшой массаж для снижения нагрузки на зрительные нервы. Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 3 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, снижается напряжение.
• По мимо физической активности на занятиях кружка, мы прививаем любовь к спорту и своему здоровью через творческую деятельность проводя тематические занятия:
№ Число Деятельность Тема занятия Часы
1 14.09.15 Рисование «Навстречу рекордам» 1
2 16.09.15 Лепка «На футбольном поле» 1
3 19.10.15 Аппликация «В спорте здоровье» 1
4 02.11.15 Рисование «Мы лучшие в хоккее» 2
5 04.11.15 Рисование
6 21.12.15 Аппликация «Лыжник» 1
7 23.12.15 Рисование «Всей семьей на коньках» 1
8 25.01.16 Лепка «Весело на санках с горки» 2
9 27.01.16 Лепка
Проводя спортивные разминки, тренируя разные группы мышц, использую массажные упражнения, спортивно-тематические занятия, дополняя их предварительной познавательной деятельностью, мы не только повышаем уровень знаний детей о спорте и здоровом образе жизни, но и формируем твердую положительную позицию детей к физической культуре, оздоравливаем и укрепляем детский организм. А это значить что основная задача: сохранение и укрепление здоровья ребенка – достигается в полной мере.
(все иллюстрации содержатся в презентации)